Оборона Москвы

С 30 сентября 1941 г. по 20 апреля 1942 г.
Первое крупное поражение немцев на Восточном фронте
— 1 человек проголосовал
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

А знаете ли вы?

Два капельмейстера — два парада

Этот марш не смолкал на перронах,
Когда враг заслонял горизонт.
С ним отцов наших в дымных вагонах
Поезда увозили на фронт.
Он Москву отстоял в сорок первом,
В сорок пятом — шагал на Берлин,
Он с солдатом прошел до Победы
По дорогам нелегких годин.
А.Федотов. «Прощание славянки»
(слова 1974 года)

Если не слова, то, по крайней мере, мелодию марша «Прощание славянки» сейчас знают многие. Но автор этой замечательной музыки — Василий Иванович Агапкин — в наши дни незаслуженно забыт.

Родившийся в 1884 году в Рязанской губернии мальчик рано лишился родителей и вынужден был самостоятельно искать возможность прокормиться. В 10 лет Вася Агапкин связал свою судьбу с армией и с музыкой, что впоследствии стало делом всей его жизни. Именно в этом возрасте, благодаря безупречному музыкальному слуху, Вася вошел в число воспитанников военной музыкальной команды. Маленький музыкант быстро стал одним из лучших исполнителей своего подразделения. К 1912 году, когда на Балканах началась война, за плечами Агапкина уже была служба в армии и музыкальное училище. Патриотический порыв и выросшее за годы обучения сочинительское мастерство помогли молодому композитору создать произведение, ставшее поистине бессмертным.

«Прощание славянки», являясь по своей сути военным маршем, стало на долгие годы перронно-вокзальным мотивом, музыкой, под которую русские женщины провожали своих мужчин на войну. Тревожная мелодия, изначально написанная в минорной тональности без слов, всегда находила живейший отклик в душах людей. В ней слышались: тоска расставания с близкими и тревога за дальнейшую судьбу; плач жен и матерей; надежда на скорейшее возвращение мужей и сыновей. Не случайно марш Агапкина был очень популярен и в годы Первой мировой войны, и в годы Гражданской. К тому времени музыка уже обрела несколько вариантов текстов. Большой популярностью пользовался марш «Прощание славянки» среди белогвардейцев, что в будущем сослужило ему плохую службу — долгие годы он был под запретом. Но музыка, получившая всенародное признание, и продолжавшая звучать в сердцах миллионов, не могла быть забыта. Став звуковым сопровождением к фильму «Летят журавли», марш снова вернулся к людям. До сих пор эта музыка исполняется военными духовыми оркестрами, звучит на вокзалах разных городов и стран, исполняется на разных языках.

А молодой композитор Василий Агапкин продолжал свою военно-музыкальную карьеру. За долгую жизнь Агапкин написал около 50 произведений, среди которых военные марши, танцевальная музыка и инструментальные пьесы. Капельмейстер Красного гусарского полка в годы Гражданской войны, военный дирижер батальона ВЧК в Тамбове, глава военно-духового оркестра в Москве — вот лишь немногие вехи его биографии. Великую Отечественную войну 58-летний интендант 1-го ранга Василий Иванович Агапкин встретил в должности начальника духовых оркестров Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения им. Дзержинского НКВД СССР. Именно первый, самый тяжелый и суровый год Войны, стал для Агапкина наиболее знаменательным.

7 ноября 1941 года в Москве, у стен которой стоял матерый враг, было решено провести военный парад на Красной площади. Главным дирижером сводного оркестра, созданного из отдельных групп музыкантов, был назначен В.И.Агапкин. Событие это носило политический характер, и ударить в грязь лицом было совершенно невозможно. Главным в организации парада было соблюдение строжайших мер секретности, чтобы не позволить гитлеровцам сорвать запланированное мероприятие.

Из воспоминаний В.И.Агапкина:

«2 ноября 1941 года меня вызвал к себе командир дивизии и сообщил, что я должен явиться к коменданту города генералу Синилову.

— 7 ноября на Красной площади состоится парад войск, — объяснил Синилов, когда я явился к нему. — Правительство возложило на Вас руководство сводным оркестром гарнизона, который нужно для этой цели организовать из числа находящихся в Москве оркестров. Предупреждаю: необходимо, чтобы ни один музыкант не знал цели репетиции, так как это совершенно секретно! Где вы проведете репетиции и какого числа, ведь времени осталось мало?

— Мне необходимо не менее двух дней, — ответил я, — прошу Вас провести репетиции в казармах…»

Из соображений конспирации проводить подготовку оркестра непосредственно на Красной площади было невозможно, поэтому три репетиции, предшествовавшие параду, прошли в манеже Хамовников. Принимающий парад маршал С.М.Буденный посещал эти оркестровые тренировки, чтобы послушать звучание сводной музыкальной команды.

День 7 ноября выдался холодным и ненастным: накануне выпал снег и ударил мороз. Инструменты замерзали, пальцы теряли чувствительность, поэтому музыканты играли по очереди, отогревая в промежутках окоченевшие руки и инструменты за пазухой. Дирижер, как статуя, не шевелясь, стоял на своем возвышении. Двигались только его руки, руководившие работой всего оркестра. Одна за другой звучали мелодии: «Встречный марш», сигнал «Слушайте все!» и «Интернационал». После торжественной речи началось прохождение пеших войск. Темп движению задавали марши, исполняемые оркестром Агапкина: «Парад», «Герой» и «Ленинский призыв». Перед выходом на Красную площадь конницы оркестранты должны были переместиться и уступить ей дорогу, но в этот момент дирижер понял, что ноги его примерзли к помосту и он не может сдвинуться с места.

Под звуки стремительной мелодии «Кавалерийская рысь» лошади с наездниками проследовали в рядах участников парада. Оркестр и дирижер не подвели, войска и техника, под звуки маршей прошедшие по Красной площади, уходили на фронт.

Вскоре и Агапкин покинул Москву, отправившись в эвакуацию вместе с Московским военно-техническим училищем. В 1943 году он вернулся в столицу, а 24 июня 1945 года Василий Иванович принимал участие в параде Победы, на котором он выступал помощником главного дирижера огромного сводного оркестра. Ему было поручено руководить фанфаристами и барабанщиками.

Из воспоминаний А.В.Свердловой, дочери В.И.Агапкина:
«… на параде Победы 24 июня 1945 года отец руководил группой барабанщиков, под дробь которых бросались фашистские штандарты под стены Мавзолея…»

В послевоенные годы полковник В.И.Агапкин был главным дирижером образцово-показательного духового оркестра Министерства государственной безопасности СССР. 62 года своей жизни этот талантливый музыкант, композитор и дирижер шел в ногу с военной музыкой. Умер Василий Агапкин в 1964 году, а на его надгробном памятнике, даря бессмертие своему создателю, высечены первые ноты марша «Прощание славянки».

Но если тревожный и суровый военный парад 1941 года в Москве неразрывно связан в памяти с именем Василия Агапкина, то светлый и торжественный парад Победы в 1945 году ассоциируется с Семеном Чернецким.

Музыка вошла в жизнь Семена с самого рождения. В 1881 году в Одессе в небогатой семье скрипача и пианистки родился мальчик, спустя годы ставший гордостью русской военной музыки. До революции Семен Чернецкий, начав музыкальное образование под руководством матери, окончил музыкальное училище и с десяток лет прослужил военным капельмейстером. В течение шести лет он обучался в Петербургской консерватории, постигая под руководством маститых профессоров премудрости дирижерского и композиторского искусства.

Тогда же его преподаватель по оркестровому классу Глазунов заметил дарование Чернецкого и дал ему следующую характеристику:
«Семен Александрович Чернецкий — отлично подготовленный музыкант. Зная большой дирижерский опыт Чернецкого, а также признавая сделанные им успехи за время пребывания в консерватории, я смело могу рекомендовать С.А.Чернецкого как даровитого и вполне умелого руководителя оркестрами»

Когда грянула революция 1917 года, Чернецкий имел в запасе опыт военного капельмейстера, хорошее музыкальное образование и несомненный композиторский и дирижерский талант, что позволило ему вскоре стать инспектором военных оркестров всей Красной Армии.

Из воспоминаний Е.Э.Мандельштама:

«Мы создали оркестр народных инструментов… Руководителем оркестра мы пригласили студента консерватории С.А.Чернецкого, скромного, нуждающегося юношу. Он часто вытирал слезы из одного глаза, и это интриговало ребят. В конце концов, выяснилось, что этот глаз у него был стеклянный, что в те времена было в диковинку.

Прошли годы и годы. И уже став взрослым, я неожиданно узнал, что наш Чернецкий руководит всеми оркестрами Красной Армии, пишет прекрасные военные марши. Лет тридцать он командовал на всех парадах на Красной площади сводным оркестром и дослужился до чина генерал-майора».

Большую организаторскую работу по формированию военных оркестровых коллективов Чернецкий сочетал с активной педагогической практикой, занимаясь подготовкой военных музыкантов и дирижеров. Именно по его инициативе в разных городах страны были созданы школы военно-музыкальных воспитанников, в которых, несмотря на многочисленные трудности, менее чем за 5 лет обучилось более трех с половиной тысяч беспризорников. Многие из выпускников возглавили военные оркестры. В конце 30-х годов по инициативе Семена Александровича были организованы три средние военно-музыкальные школы. Одна из них функционирует и поныне.

В 1923 году Чернецкий создал военно-капельмейстерские классы при 8-й Петроградской пехотной школе комсостава, с 1925 года преподавал в капельмейстерском классе при Московской пехотной школе имени М.Ю.Ашенбреннера, с 1926 года руководил капельмейстерским классом на вокально-музыкальных курсах имени И.Ф.Стравинского. В 1935 году вместе с директором Московской консерватории Г.Г.Нейгаузом создал Военный факультет Московской консерватории имени П.И.Чайковского, где преподавал дирижерское искусство и служебно-строевой репертуар. В 1946 году получил звание профессора. Чернецкий является основоположником методики исполнения строевого репертуара.

Но самая яркая часть его карьеры состояла в неустанной композиторской деятельности. Советская Армия требовала новых военных мелодий. Опираясь на традиции русских маршей и народные мотивы, Чернецкий сумел обновить репертуар советской строевой музыки. Особенно плодотворно работал композитор во время Великой Отечественной войны, за годы которой создал несколько десятков выдающихся произведений.

Недооценивать роль музыки в поднятии морального духа воинов нельзя. Она поднимала бойцов в атаку, сопровождала их в редкие минуты передышек между боями, давала силы узникам, помогала народу верить в победу. Понимая важность своей творческой миссии, Чернецкий вдохновенно писал военные марши и патриотические песни, в которых нашли отражение все значимые события военных лет. «Марш гвардейцев-минометчиков», «Марш 8-ой гвардейской дивизии», «Марш Ленинградских гвардейских стрелковых дивизий», «Марш танкистов», «Герои Севастополя», «Вступление в Бухарест», «Вступление в Будапешт», «Салют, Москва», «Праздник Победы», песни «Как вернее бить врагов», «Будем драться до победы», «Славься, Советская наша страна», «Уральцы бьются здорово», «Уставная строевая» и многие другие были созданы им в военное время.

В 1944 году организатору и бессменному руководителю сводного «тысячетрубного» оркестра Московского гарнизона, дирижеру и художественному руководителю первого отдельного показательного оркестра Министерства обороны, выдающемуся композитору и педагогу Семену Александровичу Чернецкому было присвоено воинское звание генерал-майора.

После Войны Чернецкий продолжил свою профессиональную деятельность. В 1946 году ему была присуждена Государственная премия СССР. На 69 году жизни С.А.Чернецкий скончался, но его музыкальное наследие надолго пережило своего творца. Под звуки его марша «Парад», написанного в 1940 году, начиналось шествие войск по Красной площади и в трудном 1941 году, и в ликующем 1945. И по сей день этот марш открывает военные парады во многих странах и городах.

По разным оценкам, за свою карьеру великий композитор создал от ста до двухсот музыкальных произведений, вошедших в музыкальную сокровищницу и ставших его творческим завещанием.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь