Если не слова, то, по крайней мере, мелодию марша «Прощание славянки» сейчас знают многие. Но автор этой замечательной музыки — Василий Иванович Агапкин — в наши дни незаслуженно забыт.
Родившийся в 1884 году в Рязанской губернии мальчик рано лишился родителей и вынужден был самостоятельно искать возможность прокормиться. В 10 лет Вася Агапкин связал свою судьбу с армией и с музыкой, что впоследствии стало делом всей его жизни. Именно в этом возрасте, благодаря безупречному музыкальному слуху, Вася вошел в число воспитанников военной музыкальной команды. Маленький музыкант быстро стал одним из лучших исполнителей своего подразделения. К 1912 году, когда на Балканах началась война, за плечами Агапкина уже была служба в армии и музыкальное училище. Патриотический порыв и выросшее за годы обучения сочинительское мастерство помогли молодому композитору создать произведение, ставшее поистине бессмертным.
«Прощание славянки», являясь по своей сути военным маршем, стало на долгие годы перронно-вокзальным мотивом, музыкой, под которую русские женщины провожали своих мужчин на войну. Тревожная мелодия, изначально написанная в минорной тональности без слов, всегда находила живейший отклик в душах людей. В ней слышались: тоска расставания с близкими и тревога за дальнейшую судьбу; плач жен и матерей; надежда на скорейшее возвращение мужей и сыновей. Не случайно марш Агапкина был очень популярен и в годы Первой мировой войны, и в годы Гражданской. К тому времени музыка уже обрела несколько вариантов текстов. Большой популярностью пользовался марш «Прощание славянки» среди белогвардейцев, что в будущем сослужило ему плохую службу — долгие годы он был под запретом. Но музыка, получившая всенародное признание, и продолжавшая звучать в сердцах миллионов, не могла быть забыта. Став звуковым сопровождением к фильму «Летят журавли», марш снова вернулся к людям. До сих пор эта музыка исполняется военными духовыми оркестрами, звучит на вокзалах разных городов и стран, исполняется на разных языках.
А молодой композитор Василий Агапкин продолжал свою военно-музыкальную карьеру. За долгую жизнь Агапкин написал около 50 произведений, среди которых военные марши, танцевальная музыка и инструментальные пьесы. Капельмейстер Красного гусарского полка в годы Гражданской войны, военный дирижер батальона ВЧК в Тамбове, глава военно-духового оркестра в Москве — вот лишь немногие вехи его биографии. Великую Отечественную войну 58-летний интендант 1-го ранга Василий Иванович Агапкин встретил в должности начальника духовых оркестров Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения им. Дзержинского НКВД СССР. Именно первый, самый тяжелый и суровый год Войны, стал для Агапкина наиболее знаменательным.
7 ноября 1941 года в Москве, у стен которой стоял матерый враг, было решено провести военный парад на Красной площади. Главным дирижером сводного оркестра, созданного из отдельных групп музыкантов, был назначен В.И.Агапкин. Событие это носило политический характер, и ударить в грязь лицом было совершенно невозможно. Главным в организации парада было соблюдение строжайших мер секретности, чтобы не позволить гитлеровцам сорвать запланированное мероприятие.
|
Из соображений конспирации проводить подготовку оркестра непосредственно на Красной площади было невозможно, поэтому три репетиции, предшествовавшие параду, прошли в манеже Хамовников. Принимающий парад маршал С.М.Буденный посещал эти оркестровые тренировки, чтобы послушать звучание сводной музыкальной команды.
День 7 ноября выдался холодным и ненастным: накануне выпал снег и ударил мороз. Инструменты замерзали, пальцы теряли чувствительность, поэтому музыканты играли по очереди, отогревая в промежутках окоченевшие руки и инструменты за пазухой. Дирижер, как статуя, не шевелясь, стоял на своем возвышении. Двигались только его руки, руководившие работой всего оркестра. Одна за другой звучали мелодии: «Встречный марш», сигнал «Слушайте все!» и «Интернационал». После торжественной речи началось прохождение пеших войск. Темп движению задавали марши, исполняемые оркестром Агапкина: «Парад», «Герой» и «Ленинский призыв». Перед выходом на Красную площадь конницы оркестранты должны были переместиться и уступить ей дорогу, но в этот момент дирижер понял, что ноги его примерзли к помосту и он не может сдвинуться с места.
Под звуки стремительной мелодии «Кавалерийская рысь» лошади с наездниками проследовали в рядах участников парада. Оркестр и дирижер не подвели, войска и техника, под звуки маршей прошедшие по Красной площади, уходили на фронт.
Вскоре и Агапкин покинул Москву, отправившись в эвакуацию вместе с Московским военно-техническим училищем. В 1943 году он вернулся в столицу, а 24 июня 1945 года Василий Иванович принимал участие в параде Победы, на котором он выступал помощником главного дирижера огромного сводного оркестра. Ему было поручено руководить фанфаристами и барабанщиками.
«… на параде Победы 24 июня 1945 года отец руководил группой барабанщиков, под дробь которых бросались фашистские штандарты под стены Мавзолея…» |
В послевоенные годы полковник В.И.Агапкин был главным дирижером образцово-показательного духового оркестра Министерства государственной безопасности СССР. 62 года своей жизни этот талантливый музыкант, композитор и дирижер шел в ногу с военной музыкой. Умер Василий Агапкин в 1964 году, а на его надгробном памятнике, даря бессмертие своему создателю, высечены первые ноты марша «Прощание славянки».
Но если тревожный и суровый военный парад 1941 года в Москве неразрывно связан в памяти с именем Василия Агапкина, то светлый и торжественный парад Победы в 1945 году ассоциируется с Семеном Чернецким.
Музыка вошла в жизнь Семена с самого рождения. В 1881 году в Одессе в небогатой семье скрипача и пианистки родился мальчик, спустя годы ставший гордостью русской военной музыки. До революции Семен Чернецкий, начав музыкальное образование под руководством матери, окончил музыкальное училище и с десяток лет прослужил военным капельмейстером. В течение шести лет он обучался в Петербургской консерватории, постигая под руководством маститых профессоров премудрости дирижерского и композиторского искусства.
«Семен Александрович Чернецкий — отлично подготовленный музыкант. Зная большой дирижерский опыт Чернецкого, а также признавая сделанные им успехи за время пребывания в консерватории, я смело могу рекомендовать С.А.Чернецкого как даровитого и вполне умелого руководителя оркестрами» |
Когда грянула революция 1917 года, Чернецкий имел в запасе опыт военного капельмейстера, хорошее музыкальное образование и несомненный композиторский и дирижерский талант, что позволило ему вскоре стать инспектором военных оркестров всей Красной Армии.
|
Большую организаторскую работу по формированию военных оркестровых коллективов Чернецкий сочетал с активной педагогической практикой, занимаясь подготовкой военных музыкантов и дирижеров. Именно по его инициативе в разных городах страны были созданы школы военно-музыкальных воспитанников, в которых, несмотря на многочисленные трудности, менее чем за 5 лет обучилось более трех с половиной тысяч беспризорников. Многие из выпускников возглавили военные оркестры. В конце 30-х годов по инициативе Семена Александровича были организованы три средние военно-музыкальные школы. Одна из них функционирует и поныне.
В 1923 году Чернецкий создал военно-капельмейстерские классы при 8-й Петроградской пехотной школе комсостава, с 1925 года преподавал в капельмейстерском классе при Московской пехотной школе имени М.Ю.Ашенбреннера, с 1926 года руководил капельмейстерским классом на вокально-музыкальных курсах имени И.Ф.Стравинского. В 1935 году вместе с директором Московской консерватории Г.Г.Нейгаузом создал Военный факультет Московской консерватории имени П.И.Чайковского, где преподавал дирижерское искусство и служебно-строевой репертуар. В 1946 году получил звание профессора. Чернецкий является основоположником методики исполнения строевого репертуара.
Но самая яркая часть его карьеры состояла в неустанной композиторской деятельности. Советская Армия требовала новых военных мелодий. Опираясь на традиции русских маршей и народные мотивы, Чернецкий сумел обновить репертуар советской строевой музыки. Особенно плодотворно работал композитор во время Великой Отечественной войны, за годы которой создал несколько десятков выдающихся произведений.
Недооценивать роль музыки в поднятии морального духа воинов нельзя. Она поднимала бойцов в атаку, сопровождала их в редкие минуты передышек между боями, давала силы узникам, помогала народу верить в победу. Понимая важность своей творческой миссии, Чернецкий вдохновенно писал военные марши и патриотические песни, в которых нашли отражение все значимые события военных лет. «Марш гвардейцев-минометчиков», «Марш 8-ой гвардейской дивизии», «Марш Ленинградских гвардейских стрелковых дивизий», «Марш танкистов», «Герои Севастополя», «Вступление в Бухарест», «Вступление в Будапешт», «Салют, Москва», «Праздник Победы», песни «Как вернее бить врагов», «Будем драться до победы», «Славься, Советская наша страна», «Уральцы бьются здорово», «Уставная строевая» и многие другие были созданы им в военное время.
В 1944 году организатору и бессменному руководителю сводного «тысячетрубного» оркестра Московского гарнизона, дирижеру и художественному руководителю первого отдельного показательного оркестра Министерства обороны, выдающемуся композитору и педагогу Семену Александровичу Чернецкому было присвоено воинское звание генерал-майора.
После Войны Чернецкий продолжил свою профессиональную деятельность. В 1946 году ему была присуждена Государственная премия СССР. На 69 году жизни С.А.Чернецкий скончался, но его музыкальное наследие надолго пережило своего творца. Под звуки его марша «Парад», написанного в 1940 году, начиналось шествие войск по Красной площади и в трудном 1941 году, и в ликующем 1945. И по сей день этот марш открывает военные парады во многих странах и городах.
По разным оценкам, за свою карьеру великий композитор создал от ста до двухсот музыкальных произведений, вошедших в музыкальную сокровищницу и ставших его творческим завещанием.
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь