Вызывая огонь на себя


Период событий: с 1 октября 1941 г. по 11 октября 1941 г.
Автор: Людмила Власенко Добавлено: 10 декабря 2014

Связанный выпуск

С 30 сентября 1941 г. по 20 апреля 1942 г.
Герой Советского Союза Н.П. Власенко, 1940 г.
Москва, Кремль, 2 мая 1940 г. М.И. Калинин вручает Н.П. Власенко Грамоту Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль "Золотая звезда"
Открытие памятника Н.П. Власенко на его родине - в селе Широкий Уступ, 1969 г.
Памятник Н.П. Власенко перед зданием Нижегородского колледжа культуры, 2010 г.
Мемориальная стена в парке Славы города Мценска. Первое имя: Герой Советского Союза ст. политрук Власенко Николай Поликарпович.

С каждым годом все дальше в историю уходит Великая Отечественная война, унесшая жизни миллионов людей и принесшая горе потери близкого человека в каждый дом. Не обошла она стороной и нашу семью. Мой отец – Герой Советского Союза Власенко Николай Поликарпович ушел добровольцем на войну и не вернулся.

Не дошел он до Берлина. Не участвовал в параде Победы на Красной площади. Не обнял мать, жену и детей, всю войну ожидавших его. Не стал ученым, о чем мечтал до войны. Не увидел своих внуков и правнуков...
Не...Не... Не… Его жизнь оборвалась на самом пике пути, отведенного человеку, когда он был полон сил, знаний, планов, – в 29 лет!

Мы, его потомки, бережно храним память о нем, о его короткой жизни, в которой «всегда было место подвигу», всегда стараемся брать пример с него, быть достойными его памяти, выражая тем самым невысказанную любовь к нему и гордость за него - отца, деда, прадеда.

Звание Героя Советского Союза отцу было присвоено 7 апреля 1940 г. "за личное мужество и героический подвиг, проявленный при выполнении заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной". В нашем семейном альбоме хранится газетная вырезка с фотографией, на которой М.И.Калинин вручает отцу медаль "Золотая звезда" (№293) и орден Ленина.

После Финской войны он поступает в адъюнктуру Военно-политической академии им.В.И. Ленина. Но началась Великая Отечественная война. Как адъюнкт, он имел бронь, но с первого же дня он пишет рапорт за рапортом, чтобы его направили на фронт, но его не отпускают: надо доучиться. И, наконец, 30 сентября 1941 г. его направляют старшим инструктором по пропаганде политотдела 1-го Особого гвардейского стрелкового корпуса, который был в срочном порядке сформирован Ставкой Верховного Главнокомандования в городе Мценске (в корпус входила тогда и прославленная танковая бригада М.Е.Катукова). Это был первый - оборонительный - этап Московской битвы, когда танковая армия немецкого генерала Гудериана стремительно двигалась на столицу, мечтая оказаться на Красной площади уже 7 ноября.

Прощаясь, отец сказал маме (которой в ту пору было 23 года, брату - 4 года, а мне - всего 1 годик): "Война началась очень жестокая и суровая, но верь сама, внушай всем людям, что мы непременно победим! С фронта я, вероятно, не вернусь, так как жизни своей жалеть не буду ради Родины, ради победы над врагом, ради будущего нашего народа. По окончании войны на всей Земле восторжествует мир и советская власть. Так разве можно во имя этой великой цели жалеть свою жизнь?"

А ведь он очень любил жизнь: в письме маме еще с Финской войны он писал: "Очень хочется жить, дышать, ходить по земле, любоваться голубым небом. Но буду драться, жизни своей не щадя. Может, погибну, но никто не сможет сказать обо мне, что был трусом". Любимыми его изречениями были строки из романа Николая Островского "Как закалялась сталь": "Самое дорогое у человека - это жизнь, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...". Эти слова он написал на толстой глянцевой бумаге и всегда носил в кармане гимнастерки, рядом с партбилетом, с ними и на фронт ушел.

Но воевать ему пришлось недолго. 11 октября 1941 года он совершил свой второй героический подвиг. К сожалению, наша семья узнала об этом только в 1956 году, а вплоть до 1966 года он считался без вести пропавшим. Благодаря воспоминаниям ветеранов, поискам краеведов из Мценска и Бора (где еще до Финской войны он был директором культпросветшколы), публикациям в печати были, наконец, установлены обстоятельства его гибели. Они таковы.

1-й Особый гвардейский стрелковый корпус на 9 дней задержал продвижение фашистских войск к Москве, но 11 октября 1941 года он вынужден был оставить Мценск. Одна из батарей реактивных установок РС была отрезана от наших войск и осталась во вражеском тылу. Известно, что"катюши"- новое секретное оружие - по приказу лично Сталина ни в коем случае не должны были попадать в руки врага. О том, что он "головой за них отвечает", предупредил командира корпуса Д.Д. Лелюшенко маршал Б.М. Шапошников. Было решено послать им на выручку добровольцев на танках. Отобрали 50 человек. Возглавить десант добровольно вызвался отец. Пробиться к «катюшам» было непросто: противник взял под шквальный обстрел и заминировал все подходы к ним. По узкому коридору наши танки пошли на прорыв и на больщой скорости выскочили к установкам. Их уже захватили и осматривали гитлеровцы. Стало ясно, что вызволить установки невозможно. И тогда отец принимает решение – уничтожить «катюши» вместе с фашистами. В ответ застрочили вражеские пулеметы, ударили пушки. Один из советских танков подбит, другие пошли давить свои установки и немецкие пушки. Загорелся еще один десантный танк. Враг все ближе. В танк отца попал снаряд. И тогда в этот критический момент он обращается по рации к нашим артиллеристам:

Вызываю огонь на себя! Сообщаю координаты!

Артиллеристы медлили..

– Немедленно дайте огня! – еще раз потребовал отец. – Прощайте, товарищи! Погибаем, но не сдаемся! Смелее бейте по установкам!

Орудийным шквалом нашей артиллерии были уничтожены фашисты, установки РС и наши танки, погибли и многие мужественные воины во главе с отцом.

Вечная память героям!

Внимательно изучив жизнь отца, я поняла, что постоянная готовность к самопожертвованию была его человеческой сутью, кульминационным выражением которой стал совершенный им в Великую Отечественную войну второй боевой подвиг. Вызвав огонь на себя, он, как герой Горького Данко, «вырвал свое сердце из груди» и отдал его людям – ради их свободы и будущего…

К сожалению, очевидно, в связи со скоротечностью существования 1-го гвардейского стрелкового корпуса (9 дней) и секретностью, связанной с "катюшами", отец так и не был представлен к награде за свой второй подвиг.

Но в памяти народной он жив. На народные средства ему установлены памятники на его родине - в селе Широкий Уступ под Саратовом и в городе Бор; в Мценске и в Кисловодске (где он жил в молодости) высечено его имя на Стенах памяти; одна из улиц в Мценске носит его имя; материалы о нем есть в Музее Вооруженных сил на Поклонной горе, в Музее Героев Советского Союза в Москве, в.музеях Ленинградского Института культпросветработников им.Крупской (который он с отличием окончил в 1938г.) , в ВПА им.Ленина, в школах и в Краеведческом музее Мценска.

Я написала книгу об отце "Вызываю огонь на себя!"(ее можно прочитать на сайте "проза.ру", Людмила Власенко) и посвятила ему стихотворение:

ОТЕЦ

Мой отец погиб за Родину, за Сталина
В сорок первом, в конце октября:
В окружении "катюши" не оставил он
И вызвал огонь на себя.

Говорил он жене на прощание:
"Ты не жди меня, я не вернусь,
Битва страшная будет с недругом.
Я себя беречь не берусь.

А детям моим-сиротинушкам
Расскажи, когда подрастут,
Что сложил их отец свою голову,
Защищая матушку Русь.

И осталась вдова безутешная
С малолетками на руках,
Долю вдовью, долюшку женскую,
Тяжким грузом неся на плечах.

Много долгих лет с той поры прошло,
Поле битвы травой поросло,
Стали старше отца его внучки.
Но хранят они память о нем -
Обелиске на волжской круче.