«… Сила русского подводника состоит в его готовности к самопожертвованию… У советских подводников нет недостатка ни в боевой готовности и стойкости, ни… в необходимых штурманских и тактических способностях…»
|
Подводные лодки никогда не были главной движущей силой крупных военных операций. Их удел — тенью проскользнув в толще вод, неожиданно появиться там, где их не ждут, и нанести сокрушительный удар по врагу. Их успех в схватке с врагом зависит не только от боевого вооружения и тактико-технических данных, но и от воинского таланта командира и боевого мастерства экипажа. Их сила — в мужестве и стойкости команды, для которой равенство капитана и матроса перед лицом смертельной опасности становится не красивым словом, а неумолимой реальностью. Они — таинственные труженики Войны, внесшие огромный вклад в общую победу над врагом.
С первых дней Войны моряки подводного флота встали на защиту Родины. На Балтике, в холодных водах Крайнего Севера, на Черном море моряки-подводники несли свою боевую вахту, выполняя широкий спектр разнообразных задач. Они занимались не только уничтожением вражеских судов, но несли охрану наших морских коммуникаций, патрулировали акваторию и ставили мины. Им приходилось перевозить грузы и людей, высаживать и забирать десанты, прорываться к осажденным городам, вести разведку пунктов высадки, обстреливать береговые объекты и многое другое.
«Северный флот — не подведет»
В самом начале Войны гитлеровцы, уповая на план быстрого захвата советского Заполярья, не осуществляли большого количества морских перевозок своих военных грузов в этом районе. Подводным лодкам Северного флота приходилось долго искать цель. В одном из таких походов родился дерзкий по своему замыслу, виртуозный по исполнению и блестящий по результату план. «М-172» или «Малютка», как ласково называли маленькие, водоизмещением до 400 т, лодки этой серии на флоте, отправилась в поход в середине августа. Боевой комплект такой лодки составлял всего две торпеды, и каждый член экипажа хотел потратить эти снаряды достойно.
Командиром на «Малютке» в свой первый боевой поход вышел капитан-лейтенант Израиль Ильич Фисанович. Вместе с молодым командиром на борту подлодки находился и командир дивизиона капитан 2-ого ранга Иван Александрович Колышкин. Выходя в плавание, подводники еще не знали, какой объект они выберут в качестве цели. Достигнув заданного района, командование приняло решение проникнуть в гавань Линахамари на базу неприятеля и атаковать находящееся там транспортное судно. 19 августа 1941 года Фисанович произвел предварительную разведку подходов, еще сутки ушли на подготовку.
На следующий день утром «Малютка» подошла ко входу в залив Петсамо. Начался тяжелый путь к цели, лодка практически кралась на глубине 15 метров. Пробираться было очень трудно. Шли, полагаясь на искусство штурмана лейтенанта Анатолия Бутова. Когда чуткое ухо гидроакустика Анатолия Шумихина засекло шум двигателей надводного корабля, ситуация усложнилась. Дозорное судно неприятеля двигалось урывками, в минуты покоя акустическими приборами прослушивая окружающее пространство. Чтобы не быть обнаруженными, подводники перемещались одновременно с ним, заглушая звуки работы своего мотора, шумами винтов неприятельского катера. Напряженная ювелирная работа экипажа позволила «Малютке» успешно разойтись с дозором и продолжить путь в гавань. Вскоре лейтенант Бутов обнаружил в перископ цель и доложил о ней командиру: в поле зрения попал крупный неприятельский транспорт. Командир принял решение атаковать судно. Бутов умело рассчитал маневр субмарины во время атаки, совершив который, подлодка выпустила по неприятелю одну торпеду. Отзвуки взрыва известили экипаж о том, что снаряд попал в цель.
Теперь главным стало ловко уйти из-под носа у неприятеля. По пути обратно, на лодке снова услышали шум винтов дозорного катера, но все уже знали что делать. Двигаясь в такт неприятелю, экипажу «Малютки» снова удалось обмануть немецкий дозор, и вскоре советская субмарина вышла из залива.
Военная удача была благосклонна к подводникам в этом походе, и на следующий день им удалось потопить еще одно судно противника. Плохая погода не давала командиру Фисановичу возможности далеко видеть из-под воды в перископ. Но акустик Шумихин был настоящим виртуозом своего дела. В разноголосой какофонии морских звуков он смог безошибочно уловить шум винтов неприятельского корабля и определить по нему приблизительный тоннаж судна, прикинуть курс и установить скорость его движения. Полагаясь на акустические данные, командир смог вслепую сблизиться с противником, обнаружить его в перископ и атаковать торпедой. В этот день Фисанович провел первую на советском флоте торпедную атаку, используя показания гидроакустических приборов.
Многие члены экипажа подводной лодки «М-172» за этот поход получили правительственные награды. Капитан-лейтенант И.И.Фисанович, лейтенант А.М.Бутов, краснофлотец А.В.Шумихин 8 ноября 1941 года были награждены орденами «Красного Знамени».
Подводные лодки Северного флота в 1941 году совершили 9 прорывов на базы неприятеля: в двух случаях порт оказался пустым, а семь раз подводники проводили торпедные атаки.
Одной из важных задач, которую выполняли подводники Северного флота, была защита морских коммуникаций, обеспечение прикрытия конвоям, проходящим по северным морям. С начала 1942 года, когда на морские базы Северной Норвегии прибыли большие корабли гитлеровского флота, все действия советского ВМФ были направлены на защиту наших и союзных конвоев, проходивших по северному морскому пути. В конце июня 1942 года из Исландии вышел крупный конвой «PQ-17». На его перехват устремилась германская эскадра, в составе которой находились новейший линкор «Тирпиц», тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» и восемь эскадренных миноносцев.
5 июля 1942 года капитан 2-го ранга Николай Александрович Лунин — командир подводной лодки «К-21», действовавшей в это время на Северном морском театре, — получил сообщение о выходе немецкой эскадры. С этого момента его главной задачей стало обнаружение кораблей противника. Вскоре гидроакустик доложил о слышимых шумах винтов крупных надводных кораблей. При всплытии на перископную глубину были обнаружены два крупных корабля в сопровождении эсминцев. Немецкая эскадра двигалась зигзагами, неожиданно меняя направление движения. Лодка Лунина маневрировала, чтобы выбрать наиболее удобное положение для атаки. В какой-то момент «К-21» оказалась между курсами больших кораблей. Для атаки Луниным был выбран «Тирпиц», из кормовых торпедных аппаратов по нему было выпущено 4 торпеды. Сразу после залпа, опасаясь быть замеченным, командир отдал команду увеличить глубину и скорость лодки. Вскоре акустик доложил о двух взрывах. Рванувшиеся в направлении лодки миноносцы, не смогли продолжать ее преследование, потому что подбитый линкор еще больше нуждался в их охране от возможной очередной атаки. Не желая потерять такой крупный современный корабль, как «Тирпиц», германское командование отдало приказ о возвращении эскадры на базу. Следует отметить, что о степени тяжести повреждений, нанесенных «Тирпицу» советской субмариной «К-21» существуют противоречивые мнения. Вряд ли две советские торпеды могли нанести непоправимый урон самому современному на тот момент судну, обладающему высокой живучестью. Однако факт остается фактом: Лунин не только мастерски провел торпедную атаку, но и заставил противника отказаться от выполнения поставленной задачи. Операция немцев против союзного конвоя была сорвана.
В 1943 году подводная лодка «К-21» успешно выполнила другое неординарное спецзадание. Уходя от преследования после успешной атаки вражеского конвоя, субмарина «Щ-402» капитан-лейтенанта Н.Г.Столбова получила повреждения топливных цистерн от разрывов глубинных бомб. Лодка сумела оторваться от преследования, но тут выяснилось, что топлива больше нет. На помощь «Щуке» поспешила «К-21». Задача, стоящая перед подводниками, была для них совершенно новой: в условиях волнения на море «К-21» должна была пришвартоваться к дрейфующей лодке и перекачать топливо. Выучка и мастерство швартовной команды позволили провести эту операцию успешно. Каждый подводник занял свое место, у орудий встали расчеты, готовые к отражению неожиданных атак неприятеля. Поврежденной лодке было передано 15 тонн горючего, после чего обе субмарины смогли вернуться на базу.
Успешную борьбу с противником подводники вели не только под водой. В надводном положении лодка тоже являлась грозным оружием в борьбе с врагом. С первых дней Войны подводная лодка «К-1» несла боевое дежурство на Северном флоте. Пройдя немалый путь под водой, преодолев минные поля, 29 июня 1941 года субмарина всплыла для зарядки аккумуляторных батарей. Вахту на верхнем мостике нес старшина 1-ой статьи Павел Сергеевич Щеглов. Когда в вечернем небе были замечены два самолета противника, погружаться лодке было уже поздно. Командир «К-1» капитан 3-го ранга Августинович принял решение отразить эту воздушную атаку. По боевому расписанию сигнальщик становился пулеметчиком, поэтому Щеглов сразу занял свое место у зенитного пулемета. Самолет неприятеля на бреющем полете стрелял из пушек и пулеметов по верхнему мостику. Щеглов открыл ответный огонь, тщательно прицеливался и бил короткими очередями. Когда пулеметная очередь противника разбила зенитный прицел пулемета, Щеглов получил 14 ранений лица и шеи, но остался на боевом посту и продолжал стрелять по самолету. Мужество и отвага старшины Щеглова были вознаграждены: вскоре на его счету был сбитый самолет неприятеля. Уникальный случай — самолет был сбит подводной лодкой! За этот героический бой старшина 1-ой статьи П.С.Щеглов был награжден орденом «Красного Знамени».
Новый 1943 год подводники Северного флота встретили потоплением очередного крупного вражеского транспорта. Боевой счет в ночь на 1 января был открыт подводной лодкой «Л-20» под командованием капитана 3-го ранга Виктора Федоровича Таммана. Группа кораблей противника была обнаружена, когда лодка шла в надводном положении. Тамман принял решение атаковать. Лодка зашла со стороны берега и выпустила по транспортам 6 торпед. Командир наблюдал попадание в цель, после чего лодка погрузилась. Немецкий флот потерял крупный транспорт «Муанса». Атака «Л-20» была настолько дерзкой и неожиданной, что неприятель не смог организовать преследование. 23 января 1943 года капитан 3-го ранга В.Ф.Тамман был награжден орденом «Красного Знамени».
Через месяц Тамман записал на свой счет еще два неприятельских судна, уничтоженных одним залпом: транспорт «Оттмаршен» и сторожевик из его охранения.
«Победа или смерть!»
В трудных условиях приходилось действовать подводникам Балтийского флота. Мелководность Балтики позволяла противнику широко применять минное оружие. Постановка минных заграждений началась там еще до начала Войны. Враг хотел перекрыть нашим подводникам выходы из Финского залива в Балтику, закрыть минами входы в гавани.
В ноябре 1941 года свою первую награду — орден Ленина — получили командир подводной лодки «М-97» капитан-лейтенант Александр Иванович Мыльников и члены его экипажа.
Еще в сентябре в поход лодка Мыльникова ушла с боевым заданием проникнуть в порт Таллинн на рейд вражеской базы и разведать его коммуникации и систему противолодочной обороны, выявить используемые противником фарватеры, наличие торговых и военных судов противника в гавани. Когда лодка подобралась ко входу в неприятельскую бухту, штурман лейтенант Кириллов сверился с картой. Стало ясно, что все подходы к гавани противника заминированы. Дерзкий и отважный командир в этой ситуации принял смелое решение: пробираться сквозь минные поля. Экипаж затаил дыхание, когда послушная сигналам рулевого и боцмана «Малютка», буквально на брюхе ползла сквозь минное поле. Одно неверное движение рулевого могло превратить лодку в братскую могилу команды. Пробравшись в бухту, экипаж приступил к выполнению задачи. Лодка всплыла на перископную глубину и командир начал наблюдение за неприятельским берегом. С рассветом лодка снова погрузилась в толщу воды. В течение дня несколько раз «М-97» всплывала на перископную глубину и ложилась на грунт. Когда опустилась ночь, подводники, выполнив разведывательную задачу, тронулись в обратный путь и успешно выбрались через минные поля в открытое море.
Во втором разведывательном походе путь через минные заграждения экипажу «М-97» казался уже знакомым. Подводники вошли в неприятельскую бухту, как к себе домой. Наблюдая за вражеским берегом, командир Мыльников заметил, что у причалов заканчивал погрузку крупный военный транспорт. Проведя сутки в тылу врага и выполнив поставленную задачу, лодка легла на обратный курс. В этот раз, успешно преодолев опасное место, «Малютка» притаилась у ворот бухты. Командир решил дождаться транспорта противника и атаковать его. Минуты томительного наблюдения за движением кораблей неприятеля складывались в часы. Наконец, в окуляре перископа показалась долгожданная цель. Торпедисты сработали великолепно, транспорт противника был потоплен. Сразу после атаки подводная лодка была закидана глубинными бомбами, за ней охотились вражеские катера и гидропланы, но, умело маневрируя, моряки сумели уйти из опасной зоны.
На рубеже 1941-42 годов Финский залив был превращен гитлеровцами в противолодочный рубеж, преодоление которого представляло для подводных лодок большую трудность и опасность. Большое количество субмарин имело значительные повреждения от подрывов на минах и боев. Остро встала проблема ремонта техники, осуществить который в условиях вражеской блокады было крайне затруднительно. Не хватало всего: топлива, запасных частей, материалов, электричества. Постоянные бомбежки и обстрелы тоже не способствовали проведению ремонтных работ. Выход был найден путем формирования специальных ремонтных бригад из числа квалифицированных рабочих ленинградских заводов, которые проводили ремонтные мероприятия совместно с экипажами под руководством флотских инженеров. Уже в апреле 1942 года к новым походам было подготовлено 36 подводных лодок.
Активность субмарин Балтийского флота заставила противника существенно сократить свои морские перевозки в этом районе, увеличив нагрузку на и без того переполненные сухопутные дороги. За годы Войны подводные лодки Балтийского флота, действуя в исключительно сложных условиях Балтики, достигли хороших боевых результатов: провели 239 торпедных атаки, поставили 278 мин.
В январе 1945 года лодка «С-13» Балтийского флота нанесла самый серьезный удар по коммуникациям противника. Выполняя задание командования в районе Данцигской бухты, экипаж под руководством Маринеско обнаружил крупную цель — судно водоизмещением 25 484 тонны «Вильгельм Густлофф». Выждав момент, когда все корабли охранения находились по одну сторону от лайнера, советская субмарина подошла к «Вильгельму Густлоффу» с другой стороны. Некоторое время субмарина шла в позиционном положении параллельным курсом. Поравнявшись с лайнером, Маринеско произвел залп из 4 торпед веером, три из которых достигли цели. Несмотря на преследование, Маринеско удалось оторваться, направив лодку в район погружения тонущего судна, где гитлеровцы не отважились скидывать бомбы.
Лайнер «Вильгельм Густлофф» являлся учебной базой гитлеровского подводного флота. Его размеры впечатляли: 208 м в длину, 23,5 м в ширину, осадка — 8,2 м. На борту лайнера находилось около 7 тысяч солдат, матросов и офицеров, многие из которых были обученными подводниками, следовавшими к месту службы. Большая часть пассажиров и экипажа судна погибла, в связи с чем в Германии был объявлен траур, главный офицер, отвечавший за безопасность прохождения конвоя был расстрелян, а командир советской субмарины «С-13» капитан 3-го ранга А.И.Маринеско был включен в список личных врагов Рейха.
«Честь и отвага!»
Черноморский театр военных действий имел свои особенности. Здесь подводным лодкам приходилось действовать у берегов, где проходили транспортные пути неприятеля. Глубина в основном была небольшая, и субмарины оставляли за собой след от поднятого со дна ила, хорошо видимый с вражеских судов и самолетов.
Боевой счет моряков-подводников Черноморского флота открыла подводная лодка «Щ-211», которой командовал капитан-лейтенант Александр Данилович Девятко. 5 августа 1941 года «Щука» Девятко вышла из порта Севастополь с заданием высадить на болгарское побережье группу разведчиков из 14 человек. Руководил группой Цвятко Радойнов. 8 августа лодка прибыла в район Варны и приступила к доразведке района высадки. Десант планировалось высадить ночью, но яркая луна могла демаскировать лодку. Операция по высадке десанта на побережье началась 11 августа. В вечерних сумерках «Щука» вышла в исходный квадрат и легла на грунт, а с наступлением темноты всплыла и подошла к берегу на 150 метров. Матросы-подводники обеспечивали наблюдение за ходом высадки. Когда последняя шлюпка отчалила от подводной лодки и исчезла в темноте ночи, «Щука» погрузилась и направилась на охоту.
15 сентября, обследуя заданный район, Девятко обнаружил крупный румынский транспорт «Пелес». Подводная лодка немедленно легла на боевой курс. Торпедисты изготовились к атаке и по сигналу командира произвели залп по неприятельскому судну. Гитлеровский корабль, перевозивший военное снаряжение, был потоплен. Вскоре лодка успешно атаковала еще одно судно неприятеля и вернулась на базу.
В следующем походе утром 29 сентября, действуя в районе Варны, подводники обнаружили караван из трех транспортов под охраной сторожевого катера и миноносца. Изначально Девятко выбрал в качестве цели головной транспорт, но неожиданный маневр катера охранения не дал командиру возможности произвести торпедную атаку. Настойчиво стремясь добиться успеха, Девятко пересек курс конвоя и осуществил атаку с другого борта по другому судну. Торпеда поразила итальянский танкер «Суперга», который погрузился в воду так, что над водой ввиду малых глубин остался лишь полубак. После атаки «Щука» погрузилась и легла на грунт.
На следующий день подводная лодка продолжала патрулировать этот район, и командир увидел в перископ, что неприятельские суда осуществляют около полузатонувшего танкера спасательные работы. Командир принял решение о повторной атаке, но лодка была обнаружена противником, который забросал ее глубинными бомбами. «Щука» была вынуждена отойти и притаиться. Когда гидроакустик доложил, что шум винтов со стороны танкера прекратился, лодка подобралась ближе к нему и произвела выстрел двумя торпедами, который сделал дальнейшие спасательные работы нецелесообразными.
За успешную высадку десанта и потопление двух крупных вражеских транспортов капитан-лейтенант А.Д.Девятко был награжден орденом «Красного Знамени».
Подводники Черноморского флота особенно отличились в период героической обороны Севастополя, когда вражеская блокада сковала подходы к городу с моря. Подводные лодки в невероятно тяжелых условиях доставляли в осажденный город боеприпасы, продовольствие, горючее, эвакуировали из города раненых. В последние три для обороны города противодействие противника было настолько сильным, что из шести взявших курс на Севастополь субмарин только две достигли места и эвакуировали 20 человек.
В 1944 году в ходе операции по освобождению Крыма черноморские подводники провели 50 торпедных атак, уничтожив 23 вражеских транспорта. Наибольшее количество потопленных транспортов на боевом счету подводной лодки «Щ-021» — 5.
Всего за военный период около 6 тысяч подводников были награждены орденами и медалями, 23 из них было присвоено звание «Героя Советского Союза». Вот их имена: Б.А.Алексеев, С.Н.Богорад, М.И.Гаджиев, М.В.Грешилов, Я.К.Иоселиани, М.С.Калинин, А.Н.Кесаев, И.А.Колышкин, В.К.Коновалов, И.Ф.Кучеренко, С.П.Лисин, Н.А.Лунин, Н.И.Малышев, А.И.Маринеско (посмертно в 1990 году), А.М.Матиясевич (посмертно в 1995 году), А.С.Морухов, Е.Я.Осипов, И.С.Перов, В.Г.Стариков, И.В.Травкин, И.И.Фисанович, М.И.Хомяков, Г.И.Щедрин.
Подводники редко умирали на берегу. Для многих из них братской могилой стало море.
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь