Операция Багратион. Часть I. Освобождение Витебска

с 23 ? 1944 г. по 29 ? 1944 г.
Пятый сталинский удар
— 1 человек проголосовал
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

Мужество и хладнокровие летчика

В конце июня 1944 года войска 3-го Белорусского фронта наступали на Витебск. Разгоревшееся на земле сражение требовало поддержки с воздуха. Погода не благоприятствовала боевой работе летчиков, но, несмотря на это, наша штурмовая и бомбардировочная авиация постоянно поддерживала наступление пехоты.

24 июня 1944 года бои развернулись в районе деревни Бабичи, где вражеская артиллерия оказывала нашей пехоте сильное противодействие. Для уничтожения артиллерийских батарей и живой силы противника в район боевых действий была направлена группа летчиков-гвардейцев под командованием Василия Георгиевича Козенкова.

Уроженец Оренбургской области Василий Козенков окончил в 1940 году Орский аэроклуб, после чего, в 1942 году, — авиационную школу в Актюбинске. Его детская мечта о небе воплотилась в жизнь в суровые годы Войны. Молодой 19-летний лейтенант с первых боевых вылетов проявил себя отважным и находчивым летчиком.

Из воспоминаний бывшего командира полка, Героя Советского Союза, подполковника В.Д.Жихарева:
«Боевую биографию Василий Козенков, как и я, начал с полетов на тихоходном самолете ПО-2. Сначала в звене связи 114-й штурмовой авиадивизии, действующей под Москвой, затем в 969-м полку легких ночных бомбардировщиков под Сталинградом. На самолете ПО-2 он подвешивал четыре стокилограммовые бомбы, четыре эрэса и полный комплект патронов для пулеметов. В длинные зимние ночи Козенков делал до 10 вылетов, в общей сложности он сбрасывал на головы врага бомб больше, чем тяжелый бомбардировщик. В этих полетах он получал большую практику и опыт ведения боевых действий. Теперь Козенков мог осуществить свою давнюю мечту — «пересесть» на грозный штурмовик ИЛ-2. И он своего добился»

Пересев с «ПО-2» на «Ил-2», в феврале 1943 года лейтенант Козенков попал в 136-ой гвардейский штурмовой авиаполк. Первые же боевые вылеты на штурмовку немецких войск выделили его из среды летчиков исключительной смелостью, мужеством и летным мастерством. В августе 1943 года лейтенант Козенков был назначен заместителем командира эскадрильи, а вскоре и ее командиром. Весной 1944 года в период прорыва обороны противника на Перекопе и Сиваше и окончательного разгрома гитлеровцев на Крымском полуострове Козенков неоднократно водил группу штурмовиков на боевые задания. Летом того же года одним из ярчайших моментов в боевой работе летчика стали вылеты эскадрильи в ходе Витебско-Оршанской операции.

С 23 июня 1944 года гвардии лейтенант Козенков воевал на 3-ем Белорусском фронте, с неутомимой энергией и мастерством нанося удары неприятелю. Мастер штурмовки и бомбометания, в совершенстве владеющий техникой пилотирования, грамотный офицер и умелый вожак группы штурмовиков гвардии лейтенант Козенков не раз представлялся к правительственным наградам.

24 июня группа из 4 самолетов «Ил-2» вылетела на задание в район деревни Бабичи. Штурмовиками управляли летчики Загибулин, Овчинников и Тарасов, ведущим группы был лейтенант Козенков. Точно над целью командир подал команду бомбить артиллерийские позиции неприятеля. Наши штурмовики успели сделать уже три захода над целью, когда в небе показались самолеты противника. Четыре «мессершмидта» и два «фоке-вульфа» атаковали четверку «илюшиных». Появление противника не застигло наших летчиков врасплох и не заставило их прекратить выполнение поставленной задачи. «Ил-2» заняли оборонительный порядок, «ведущий» Козенков отдал приказ замкнуть плотнее круг и идти на следующий заход. Мужество и хладнокровие нашей воздушной четверки вызвали ярость противника. Гитлеровцы, имея превосходство в численности, продолжали свои атаки, но благодаря умелой организации боя лейтенантом Козенковым и смелости наших летчиков их нападение было отражено. Результатом 15-минутной воздушной схватки стали два подбитых самолета неприятеля, которые ретировались на свою территорию. Круг за кругом продолжали наши летчики выполнять заходы над целью, одновременно отражая атаки вражеских истребителей. Всего отважная четверка сделала 8 заходов. Меткое бомбометание, сопровождавшееся эффективной штурмовкой, нанесло врагу серьезный урон. Был полностью подавлен огонь артиллерийской батареи и уничтожено до 50 солдат и офицеров противника. Выполнив боевое задание, все четыре советских самолета возвратились на свой аэродром без единого повреждения.

Подвиг воздушной четверки не мог остаться незамеченным командованием. За этот вылет командиру эскадрильи 136-го авиаполка гвардии лейтенанту В.Г.Козенкову в тот же день был вручен орден «Красного Знамени», а его боевым товарищам — объявлена благодарность командующего.

26 июня Козенков снова вел группу «Ил-2» на штурмовку вражеских позиций. На этот раз целью был железнодорожный узел Орша, откуда отходили военные эшелоны неприятеля. Умелое управление боевой работой группы, летное мастерство и выдержка командира снова сделали вылет штурмовиков чрезвычайно эффективным.

В ноябре 1944 года гвардии старший лейтенант Козенков был представлен к присвоению звания «Героя Советского Союза». К этому времени летчик совершил 115 ночных боевых вылетов на «ПО-2» и 131 успешный боевой вылет на «Ил-2», 78 раз ходил ведущим группы, более 20 раз вел воздушные бои с бомбардировщиками и истребителями противника, и каждый раз выходил из боя победителем.

Но получить эту награду, летчику не было суждено. 7 апреля 1945 года, за 12 дней до выхода Указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении ему звания Героя Советского Союза, гвардии старший лейтенант Василий Козенков погиб в бою под Кенигсбергом. Во время последнего вылета сбитый зенитной артиллерией неприятеля экипаж Козенкова совершил огненный таран.

Чтя память героя, потомки назвали его именем одну из улиц Калининграда, где был установлен его бронзовый бюст.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь