Приграничные сражения 1941 года

с 22 ? 1941 г. по 29 ? 1941 г.
Оборона Брестской крепости
— 0 человек проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

Воздушные тараны первых дней Войны

«В истории авиации таран — совсем
новый и никем и никогда, ни в одной стране
никакими летчиками, кроме русских
не испробованный прием боя… Советских летчиков
толкает на это сама природа, психология русского
крылатого воина, упорство,
ненависть к врагу, смелость, соколиная
удаль и пламенный патриотизм…»

А. Толстой. «Таран»,
Газета «Красная звезда» от 16 августа 1941 г.

Существуют разные мнения о том, что толкало военных летчиков идти на таран вражеского самолета. Что заставляло пилотов жертвовать не только крылатой машиной, но, во многих случаях, и собственной жизнью? На первый взгляд может показаться, что воздушный таран – акт отчаяния и безысходности. Что летчик совершает этот поступок под влиянием эмоций, в тот момент, когда он в силу обстоятельств не может предпринять обдуманных действий. Однако, на самом деле, идя на таран, человек за доли секунды принимал взвешенное решение. Пилот совершал такой поступок только тогда, когда его бездействие в сложившееся ситуации могло привести к весьма тяжелым последствиям.

Не случайно таран, как форма русского воздушного боя, был зафиксирован уже в первые часы Войны. Еще не гремела слава Талалихина и Гастелло — свои бессмертные подвиги они совершили чуть позже — а советские летчики, зачастую жертвуя собственной жизнью, защищали родное небо от вероломно напавшего врага и шли на таран.

Первый воздушный таран Великой Отечественной войны был совершен на ее 25-й минуте в Ровенской области старшим лейтенантом Иваном Ивановичем Ивановым.

Ранним утром 22 июня 1941 года по тревоге тройка наших «И-16» под командованием заместителя командира эскадрильи 46-го истребительного авиаполка старшего лейтенанта Иванова взмыла в небо, чтобы уничтожить группу бомбардировщиков противника «Хе-111», вторгшуюся в воздушное пространство Советского Союза. Враг летел бомбить наши города. Советские самолеты пикировали на врага, атака следовала за атакой. Одна из машин неприятеля была подбита, другие — беспорядочно сбросили свой смертоносный груз, так и не достигнув намеченной цели. Когда советские летчики выполнили поставленную перед ними задачу, ведущий группы Иванов направил свое звено к аэродрому, продолжая наблюдение за воздушным пространством. В бою экипажи расстреляли почти весь запас снарядов, да и горючего осталось немного. Два самолета из группы успешно приземлились, уже и старший лейтенант Иванов развернул свой самолет на посадку, когда заметил вражеский бомбардировщик, приближающийся к аэродрому. Решение пришло мгновенно: Иванов резко взмыл вверх и атаковал неприятеля. Последние патроны он выпустил по неприятельскому самолету. К тому времени горючее было почти израсходовано, а враг все еще не повержен. Тогда летчик принял решение — идти на таран. От столкновения самолет противника потерял управление, врезался в землю на окраине аэродрома и взорвался, а его экипаж погиб. Но и самолет Иванова был сильно поврежден, а из-за малой высоты пилот не смог выпрыгнуть с парашютом и погиб.

2 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета старшему лейтенанту Иванову Ивану Ивановичу было посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.

Очевидцы утверждали, что часы Ивана Иванова, остановившиеся от удара о землю, показывали именно это время — 4 часа 25 минут.

А десятью минутами позже (по другим источникам 10 минутами раньше) был совершен еще один воздушный таран младшим лейтенантом Дмитрием Васильевичем Кокоревым.

На рассвете 22 июня 1941 года, возвращаясь с разведывательного задания на самолете «МиГ-3», младший лейтенант Дмитрий Кокорев обнаружил, что его родной приграничный аэродром Высоко-Мазовецк, располагавшийся на Западной Украине в районе города Замбров, сильно пострадал от налета вражеской авиации. В это же время от советского аэродрома в направлении государственной границы удалялся немецкий самолет-разведчик «Ме-110», который, по-видимому, контролировал результаты удара. Не раздумывая, младший лейтенант Кокорев рванулся вслед за неприятелем — враг не должен уйти. Наш летчик провел несколько неудачных атак, немец не переставая отстреливался. Подойдя к неприятельской машине на близкое расстояние и нажав на гашетку, Кокорев обнаружил, что снарядов больше нет. Единственный выход — таран. Когда «МиГ-3» рубанул «Ме-110» в районе хвостового оперения, фюзеляж вражеского самолета разломился, и машина рухнула на землю. От удара истребитель Кокорева вошел в штопор, а мотор заглох. Однако летчик сумел выровнять машину, совершил вынужденную посадку на подходящей поляне и пешком вернулся в расположение полка.

За этот подвиг и другие успешные боевые операции младший лейтенант Дмитрий Васильевич Кокорев приказом №430/н от 26.02.42 был награжден орденом «Красного Знамени». К сожалению, боевой путь летчика был недолгим: 12 октября 1941 года при выполнении боевого задания на Ленинградском фронте герой погиб.

В ночь на 25 июня 1941 года бомбардировщики неприятеля совершали налет на советский аэродром, расположенный около райцентра Тарутино в Одесской области, где базировался 146-ой истребительный авиаполк. Для отражения нападения в небо поднялись три советских самолета: два истребителя «МиГ-3» и «И-16». Одним из «МиГ-3» управлял старший лейтенант Константин Петрович Оборин. В кромешной темноте, ориентируясь лишь на следы трассирующих пуль, старший лейтенант настиг неприятеля. В разгар боя пулемет нашего самолета заклинило. Тогда Оборин совершил единственное, что он мог сделать в такой ситуации. Летчик решил таранить самолет неприятеля. Действуя смело и грамотно, Константин Оборин подвел свою машину вплотную к вражеской и нанес удар винтом по левой плоскости неприятельского самолета. Машина противника с разрубленным крылом упала на землю.

Несмотря на сильный удар, Оборину удалось посадить машину на свой аэродром. При осмотре выяснилось, что повреждения самолета незначительны, и после нескольких часов работы авиамехаников машина снова была в строю.

Военная судьба летчика Оборина была непродолжительной. 29 июля 1941 года при посадке самолета после выполнения боевого задания Константин Оборин получил тяжелую травму позвоночника и 18 августа скончался в госпитале от полученных ран. Одним из первых на Южном фронте старший лейтенант был представлен к ордену Ленина, но судьба этого представления на данный момент не ясна.

Из разных источников известно, что только в первый день Войны тараны совершили младшие лейтенанты Л.Г.Бутелин и Е.Панфилов, лейтенанты П.С.Рябцев и И.И.Ковтун, старший лейтенант А.И.Мокляк, капитан А.И.Протасов, ст. политрук А.С.Данилов. Годы не сохранили для потомков военных документов, описывающих их подвиг. Но, быть может, они просто еще не найдены.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь