Освобождение Кенигсберга

с 13 1945 г. по 25 1945 г.
Первые бои на немецкой земле
— 3 человека проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

Спасти ведущего

К началу февраля 1945 года вражеская группировка в Восточной Пруссии была расчленена на три части и прижата к Балтийскому морю в районе Кенигсберга. Самая крупная из трех частей упорно оборонялась в районе Хейльсберг. Около 20 немецких дивизий сопротивлялись здесь нашим войскам, постепенно сжимавшим кольцо окружения. Войска 3-го Белорусского фронта поддерживала авиация 1-й воздушной армии. Немецкое командование в свою очередь усилило авиационную группировку за счет лучших истребительных групп, вооруженных самолетами самых последних модификаций. Наши летчики не сразу смогли оценить изменившуюся ситуацию и потерпели ряд неудач.

В этот период в 139-м истребительном авиационном полку произошел неординарный случай. По ледовой дороге залива Фриш гаф (Калининградский залив) колонны врага переправлялись на косу Фрише Нерунг (Балтийскую/Вислинскую косу). Немцы хотели уйти по косе в Данциг. На штурмовку этой колонны 18 февраля вылетела группа из четырех самолетов под командованием старшего лейтенанта Сергея Семеновича Долголева.

Долголев к февралю 1945 имел в своей военной биографии уже около 200 успешных боевых вылетов на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, на прикрытие своих войск, на разведку войск и техники противника, на штурмовку, на перехват разведчиков противника. Сергей Семенович провел свыше 20 воздушных боев, где показал себя дерзким и смелым, за что и был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и тремя орденами Красного Знамени.

В этот день, 18 февраля, в первой же атаке наши истребители, шедшие на бреющем полете, были обстреляны из зениток из района Хаиде. В самолет ведущего — Долголева — попал снаряд. Мотор был поврежден. Долголев пытался сбить пламя, но мотор окончательно отказал и Сергей Семенович был вынужден посадить машину на лед залива.

Немцы тут же бросились к севшему самолету. Долголев, успевший выбраться из объятой дымом машины, решил сопротивляться. Он достал пистолет и залег в ледовой воронке от снаряда. На выручку в критический момент пришли летчики с других истребителей — Михеев, Грачев и Мацкевич — открывшие по немцам пулеметно-пушечный огонь. Они на время остановили гитлеровцев.

Но попавшего в беду летчика со всех сторон окружало ледяное поле, на котором негде было спрятаться. Разве что в воронках, образовавшихся от разрывов. И старший лейтенант Долголев решил добираться до своих, переползая от воронки к воронке.

За тем, что происходит на льду, наблюдали со станции наведения. Для обеспечения прикрытия Долголева по радио была вызвана четверка «яков». Ведомый С.С.Долголева, младший лейтенант Виктор Григорьевич Михеев, вернувшись в полк, обратился к командованию с просьбой разрешить ему отправиться за своим командиром на самолете связи По-2 и вывезти Сергея Семеновича с территории врага. Вскоре разрешение было получено, и Михеев вылетел за Долголевым. Виктор Григорьевич сумел пройти опасную зону на высоте 500 метров между двух полуокруженных группировок противника. Генерал Г.Н.Захаров приказал выслать на помощь Михееву еще одно звено истребителей. По самолету Михеева немцы открыли сильный огонь, но он продолжал кружить над местом вынужденной посадки Долголева.

Сергей Семенович догадался с какой целью прилетел По-2 и, выбежав из воронки, начал махать руками. Под непрерывным огнем противника Михеев успел произвести посадку, забрать командира и взлететь под прикрытием четырех «яков» капитана Максимова.

На нашем аэродроме По-2 со спасенным старшим лейтенантом Долголевым должен был приземлиться минут через сорок. Но его все не было. Оказалось, Михеев проскочил коридор и вынужден был огибать Земландский полуостров, что удлинило полет на час. Наконец, самолет По-2 совершил посадку на своем аэродроме. Из кабины вышли старший лейтенант С.С.Долголев и его спаситель младший лейтенант В.Г.Михеев.

За исключительный подвиг — спасение командира звена — и проявленное мужество младший лейтенант В.Г.Михеев был награжден орденом Красного Знамени. Спустя всего три недели Виктор Григорьевич Михеев геройски погиб в воздушном бою.

Сергей Семенович Долголев за период Восточно-Прусской операции сбил два самолета противника, уничтожил 1 паровоз, 2 зенитных орудия и повредил до 5 вагонов. 29 апреля 1945 года гвардии старший лейтенант С.С.Долголев за отличное выполнение боевых заданий командования был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь