Освобождение Кенигсберга

с 13 1945 г. по 25 1945 г.
Первые бои на немецкой земле
— 4 человека проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

А знаете ли вы?

Плененное искусство

Вторая мировая война закончилась почти семь десятилетий назад, однако до сих пор ведутся споры о праве собственности на так называемое «трофейное искусство» — культурные ценности, перемещенные в ходе Второй мировой войны. Проблема возвращения предметов, утраченных музеями во время Войны, актуальна и по сей день. Кто сегодня не знает о янтарной комнате, которую немцы вывезли из нашей страны во время оккупации. Ее следы затерялись где-то в Кенигсберге. И сколько ни пытались историки и энтузиасты отыскать ее, все безуспешно.

Как правило, у большинства из нас знания о перемещенных ценностях этой комнатой и ограничиваются. А между тем, проблема эта куда более обширная, чем мы можем себе представить.

Долгое время в нашей стране вопросом унификации и составления какого-либо списка утраченных в годы Войны музейных, архивных и библиотечных экспонатов никто не занимался. Лишь в декабре 1992 года постановлением Правительства Российской Федерации была создана Государственная комиссия по реституции культурных ценностей, основным направлением деятельности которой стала работа над полным каталогом утраченных во время Второй мировой войны предметов культуры и искусства.

Дело это было нелегким, так как немцы, разоряя наши музеи, дворцовые комплексы, библиотеки, учреждения культуры, похищая книги и каталоги, уничтожали их инвентарные номера, учетную и другую документацию. Тем не менее, по крупицам удалось создать «Сводный каталог культурных ценностей Российской Федерации, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны», содержащий на данный момент более полутора миллионов единиц хранения и пополняющийся до сих пор.

Больше всего пострадали учреждения культуры, оказавшиеся на оккупированной врагом территории. Наиболее значительный урон был нанесен культурным и историческим памятникам Ленинградской области, которая изобиловала загородными резиденциями российских монархов и их приближенных.

Благодаря эвакуации многое удалось спасти: пятьдесят пять вагонов с ящиками музейного груза четырех ленинградских пригородов были отправлены в Новосибирск и Сарапул. Это составило примерно 35% всех предметов из пригородных дворцов. Оставшиеся во дворцах и музеях вещи складывали в служебные помещения нижнего этажа и подвалы.

То, что не было эвакуировано, досталось врагу. Однако далеко не все ценности немецкие солдаты бездумно уничтожали. Гитлер в молодости занимался живописью и считал себя специалистом в искусстве. Придя к власти, он решил создать «супермузей» в австрийском городе Линц, где должны были находиться величайшие шедевры цивилизации. Для наполнения собрания была организована специальная миссия «Линц». Нацистской партией было создано специальное подразделение «Оперативный штаб рейхсляйтера Розенберга для оккупированных областей», целью которого было предотвращение уничтожения культурных ценностей на занятых немецкими войсками территориях, и последующая конфискация наиболее значимых предметов искусства. Кроме того, на оккупированных регионах действовала группа барона Эберхарда Макса Пауля фон Кюнсберга, которая от имени Министерства иностранных дел занималась конфискацией архивов, а также участвовала в крупномасштабном разграблении художественных коллекций и библиотек в подчиненных Рейху странах.

Вывоз похищенных ценностей проводился централизовано специально подготовленными людьми и по определенному плану. Многие предметы стали «военной добычей» отдельных лиц, вывозивших их для себя в качестве сувениров. Тем не менее, часть произведений искусства погибла безвозвратно на дорогах Войны, и количество этих предметов установить сейчас крайне сложно.

Так было со многими находившимися в пригороде Ленинграда дворцами. Не стал исключением и Екатерининский дворец в Пушкине. Янтарная комната, подаренная Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I в 1716 году в ознаменование союза России и Пруссии, до Войны находилась в государственном музее-заповеднике «Царское Село».

Комнату сразу после начала эвакуации экспонатов дворца не вывезли, а потом, когда вражеские войска подошли совсем близко к городу, вывозить столь ценный предмет посчитали слишком рискованным. В итоге, стены Янтарной комнаты оклеили сначала папиросной бумагой, а поверх — тканью и оставили на своем месте.

Парковые статуи при помощи лебедки поднимали с места и опускали в вырытые поблизости ямы глубиной от одного до двух метров, укладывали на доски, засыпали песком, а сверху землей. Такие места засевали травой и маскировали. Всего таким образом было спрятано 34 мраморные скульптуры и большая коллекция мраморных бюстов. Бронзовые изваяния «Пушкин-лицеист», «Екатерина II», «Атрей (Тезей)», «Ниобея с дочерью», «Девушка с кувшином» и другие также были зарыты в землю. Однако часть из них, например бронзовый монумент «Екатерина II» , скульптура «Екатерина II в виде богини Цереры», бесследно исчезли в годы Войны.

Оккупация в Пушкине началась 17 сентября 1941 года. Тогда же в город прибыли немецкие искусствоведы, целью которых было обнаружение наиболее ценных экспонатов и их вывоз. Эрих Кох, гауляйтер Восточной Пруссии, предоставил 18-й армии большую колонну грузовых машин, подвозивших на фронт боеприпасы, а обратно в Пруссию эти грузовики в сентябре-октябре 1941 года возвращались с грузом награбленного имущества. 14 октября 1941 года отдельные детали Янтарной комнаты были тщательно упакованы в ящики и отправлены через Плескау (Псков) в Ригу, откуда затем их перевезли в Кенигсберг.

Информацию о том, как происходил вывоз ценностей из Екатерининского дворца осенью 1941 года, поведал военнопленный оберштурмфюрер 4-й роты батальона особого назначения МИД Норман Ферстер:

«2-я рота МИДа в Царском Селе захватила и вывезла имущество Большого дворца-музея императрицы Екатерины. Со стен были сняты китайские шелковые обои и золоченые резные украшения. Наборный пол сложного рисунка увезли в разобранном виде. Из дворца императора Александра вывезены старинная мебель и богатая библиотека в 6-7 тысяч книг на французском языке и свыше 5 тысяч книг и рукописей на русском языке. Среди этих отобранных книг было очень много литературы на французском языке и большое количество произведений греческих и римских классиков, являющихся библиографической редкостью»

Вывезенная в Кенигсберг Янтарная комната экспонировалась какое-то время во дворце, но в 1944 году, ввиду стремительного наступления Красной Армии, она была демонтирована и упакована в ящики. Дальнейшая ее судьба до сих пор остается неизвестной: то ли она была вывезена и потерялась по дороге, то ли сгорела, то ли немцы отправили ее в своеобразный схрон, где она дожидается того момента, когда ее обнаружат исследователи.

Сильно пострадал и Екатерининский дворец, где 28 месяцев хозяйничали немцы. К 1944 году он превратился в обгоревшие руины.

Гатчинский дворец-музей также не избежал печальной участи. До Войны он был крупнейшим из пригородных дворцов-музеев Ленинграда, и заслужил славу «пригородного Эрмитажа». Собрание его коллекций было первоклассным. Хранившаяся там ружейная галерея содержала русские, немецкие, итальянские, испанские, французские, турецкие, албанские ружья, на многих стояли клейма знаменитых оружейных мастеров. В этой коллекции имелись образцы различной техники огнестрельного оружия — колесцовые, фитильные, пневматические, многоствольные ружья, штуцера, мушкетоны, пистолеты; большое количество охотничьих ружей, украшенных художественной отделкой, с инкрустациями из перламутра и кости, чеканными накладками, резьбой, драгоценными и полудрагоценными камнями. Одним из богатейших в стране было собрание китайского фарфора XVII- XVIII веков. Дворец в Гатчине был владельцем образцов мраморной скульптуры римских подлинников I-III веков н. э. Кроме того, во дворце хранилась богатая коллекция живописи и графики как западноевропейских школ XVI-XIX вв., так и русских художников XVIII-XIX вв.

С середины августа 1941 года Гатчина многократно подвергалась бомбежкам. Снаряды разрушали стены и крыши дворцовых построек. Немецкие танки вошли в Гатчину ночью 13 сентября 1941 года и оставались там почти два с половиной года. В январе 1944 года пожар во дворце уничтожил то немногое, что немцы не успели разворовать, сжечь или переправить в Германию. Во дворце рухнула кровля, сгорели перекрытия и оконные рамы, погибли все плафоны, паркеты, двери наборной работы, в значительной степени была уничтожена внутренняя отделка.

Из всех собраний и коллекций удалось спасти 16036 предметов. Разрушения были такими огромными, что к реставрации дворца приступили только в 1976 году. В 1985 году, когда музей открыл двери для посетителей, во дворец вернулось 8015 экспонатов. И по сей день продолжается работа по возврату спасенных произведений, находящихся в других музеях, а также восполнение утраченных коллекций.

Петергоф, являвшийся старейшей парадной летней резиденцией русских императоров в окрестностях Петербурга, в 1941 году оказался непосредственно в зоне боевых действий. Немецкое наступление развивалось довольно быстро и скоро экспонаты стали готовить к эвакуации. С самого начала стало очевидно, что выделенных вагонов на все не хватит и придется выбирать для вывоза наиболее ценные предметы. С Большого каскада в первую очередь были подготовлены к отправке статуи известных скульпторов, таких как М.Козловский, Ф.Шубин, И.Мартос. Ф.Щедрин, И.Прокофьев, Ж.Рашетт. Это были двадцать три фигуры, вместе с ними в тыл отправили так называемые «воронихинские вазы», а также маски львов с пьедестала фонтана «Самсон» и три огромных маскарона работы Б.К.Растрелли с каскада «Золотая гора». Но волею судьбы только статую «Персей» смогли доставить в Исаакиевский собор. Остальные изваяния, упакованные в ящики для отправки в тыл, которые не успели вывезти из Ленинграда, провели всю блокаду на товарной станции Октябрьской железной дороги.

Вторую партию декора Большого каскада вывезти не удалось. В то время уже разгорались ожесточенные бои за Петергоф. Незадолго до взятия города неприятелем, большая часть хрупких экспонатов и содержащих хрупкую лепную работу, а также некоторые скульптуры с Большого каскада были спрятаны в гротах и подземном тоннеле дворца. Мраморная скульптура ввиду своей хрупкости и тяжести была закопана в земле недалеко от места постоянного нахождения.

В первые дни оккупации (Петергоф был захвачен 23 сентября 1941 года) сгорел Большой петергофский дворец. Многие памятники Петергофа оказались разрушенными или в разной степени поврежденными. Оставленные на местах скульптуры фонтанов партера «Золотой горы», Львиного каскада, Оранжерейного фонтана, памятник Петру I на Монплезирской аллее, петровские барельефы ступеней Большого каскада, маскароны канала и самые крупные фигуры — Самсон, Тритоны, Нева, Волхов — бесследно исчезли. Судьба их до настоящего времени не установлена. Но были и приятные исключения. Почти вся скульптура, находившаяся в тоннеле, в земле на территории Нижнего парка, а также вывезенная в Ленинград, сохранилась.

Известно, что вывозом ценностей в Германию руководил ротмистр резерва граф Эрнст-Отто Сольмс-Лаубах, офицер по охране культурно-художественных ценностей в отделе пропаганды группы «Остланд», он также являлся сотрудником ведомства Розенберга. До Войны он работал куратором и директором Франкфуртского Исторического музея. Под его руководством из Петергофа был вывезен фонтан «Нептун» нюрнбергской работы XVII века. Тогда же была демонтирована и вывезена бронзовая статуя Самсона. В акте «Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков» отмечалось, что скульптура была разрезана на части и вывезена в Германию для переплавки, после чего она бесследно исчезла. Зато фонтан «Нептун» удалось обнаружить в Нюрнберге в Национальном немецком музее.

Всего же из 637 скульптур Нижнего парка и Верхнего сада, а также из 170 предметов из Кладовой запасной скульптуры, сохранились 343 единицы. 454 предмета были утрачены.

Кроме разоренных дворцов и музеев, понесла потери и Третьяковская галерея, которая в оккупации никогда не была. Дело в том, что часть картин из своих запасников галерея передала МИДу для убранства советских посольств и представительств в Варшаве, Берлине, Вене, Праге.

Из описанного выше уже можно сделать определенные выводы о масштабах утраты национальных богатств истории и культуры. А ведь мы затронули лишь наиболее крупные и известные памятники, без учета потерь, которые понесли библиотечные и архивные фонды страны, а также местные краеведческие музеи, галереи и библиотеки. В таких оккупированных городах как Псков, Новгород, Смоленск, Киев, Львов хранились древние, инкрустированные драгоценными камнями и золотом иконы, летописи, старопечатные книги.

Из показаний оберштурмфюрера 4-й роты батальона особого назначения МИД Нормана Ферстера:

«Богатые трофеи нам достались в библиотеке Украинской Академии Наук, где хранились редчайшие рукописи персидской, абиссинской, китайской письменности, русские и украинские летописи, первые экземпляры книг, напечатанных русским первопечатником Иваном Федоровым, и редкие издания произведений Шевченко, Мицкевича, Ивана Франко.

Из киевских музеев были отправлены в Берлин многие оставшиеся там экспонаты. Среди них были картины, этюды и портреты, написанные Репиным, полотна Верещагина, Федотова, Ге, скульптура Антокольского и другие произведения русских и украинских художников и скульпторов.

В Харькове в библиотеке им. Короленко отобраны и отправлены в Берлин несколько тысяч ценных книг в роскошных изданиях. Остальные книги уничтожены. Из Харьковской картинной галереи вывезено несколько сот картин, в том числе 14 картин Айвазовского, произведения Репина, многие работы Поленова, Шишкина и других. Также вывезены все скульптуры и весь научный архив музея. Вышивками, коврами, гобеленами и другими экспонатами воспользовались немецкие солдаты»

Впрочем, после окончания Войны СССР в долгу не остался. За несколько месяцев до победы, в феврале 1945 года специальным постановлением ГКО был создан «Особый комитет при ГКО», задачей которого стало обеспечение межведомственной координации при организации вывоза с территории Германии трофейного имущества. Особый комитет руководил деятельностью постоянных трофейных комиссий при фронтах (в их подчинении были и трофейные бригады комитета по делам искусств СССР и комитета по делам культпросветучреждений РСФСР). Трофейные бригады, занимавшиеся сбором ценностей на территории Германии, работали с 1945 по 1948 год. Из побежденной Германии в Советский Союз в качестве компенсации за причиненный ущерб было вывезено более 2,5 миллионов произведений искусства, книг и архивных материалов. Какая-то их часть до сих пор хранится у нас в стране в запасниках различных музеев.

В число вывезенных трофеев вошли знаменитый Пергамский алтарь, золото Шлимана, Сикстинская Мадонна, Эберсвальдский клад, так называемая балдинская коллекция графики, включающая два живописных и 362 графических произведения, в том числе рисунки Рембрандта, Рубенса, Мане, Дега, Ван Гога, Тициана и Дюрера, коллекция работ Дюрера, Рембрандта, Рубенса, Веронезе, Тинторетто, Фрагонара, Буше (так называемая коллекция Кенингса), до Войны располагавшаяся в Дрезденском музее. Еще одним трофеем для СССР стали две первопечатные Библии Иоанна Гуттенберга.

Через 10 лет после Победы СССР стал постепенно возвращать трофейные произведения искусства, начался процесс реституции (так именуется возврат имущества законному собственнику).

Начало этому процессу было положено летом 1955 года, когда была создана Организация Варшавского договора. В общей сложности только ГДР было передано более полутора миллионов музейных предметов, в том числе 1240 произведений Дрезденской галереи, 16 тысяч листов графики, более 100 тысяч монет (из которых 4187 золотых), 18 388 памятников античной культуры. Вернулись на место Пергамский алтарь, сокровищница саксонских курфюрстов («Зеленый свод»), Саксонская земельная библиотека, Берлинская государственная библиотека, большая часть Готской библиотеки, 800 тонн архивных документов.

К 1960 году в СССР остались только произведения из Западной Германии, капиталистических стран, таких как Голландия, а также из частных коллекций. По этой же схеме были возвращены художественные ценности всем странам «народной демократии», включая даже румынские экспонаты, переданные царской России на хранение еще в Первую мировую войну.

При передаче Пергамского алтаря с него по обоюдной договоренности была сделана копия, которая и по сей день экспонируется в одном из залов Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Другая копия с него находится в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии. Таким образом, известно лишь о трех копиях этого алтаря. Последняя экспонируется в галерее главного зала Музея барона Штиглица.

Оставшаяся часть перемещенных культурных ценностей (менее 10 процентов от общего числа) была помещена в запасники Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Государственного Исторического музея, других музеев, библиотек и архивов.

В настоящее время в российских учреждениях культуры хранятся такие известные военные трофеи как: эберсвальдский клад (крупнейшее собрание доисторических золотых изделий бронзового века X-IX вв. до н. э.), золото Трои (клад, обнаруженный Генрихом Шлиманом во время его раскопок в Трое), балдинская коллекция, часть библиотеки Шнеерсона (собрание древнееврейских книг и рукописей ребе Шнеерсона), две Библии Гутенберга.

С 1990-х годов споры о реституции разгорелись с новой силой. Опуская юридические подробности и прения сторон, скажем лишь, что переговоры ни к чему не привели и к 1995 году окончательно зашли в тупик. В апреле 1995 года парламент России объявил мораторий на любые возвраты «перемещенного искусства». А два года спустя Государственная Дума приняла закон, согласно которому вывезенные культурные ценности из Германии признавались российской государственной собственностью, так как были в некоторой степени компенсацией за причиненный немецкими войсками ущерб. Международным сообществом он не был признан, и поэтому «перемещенные шедевры» на выставки за границу не выезжают.

Тем не менее, в последние десятилетия в этом вопросе все же были достигнуты некоторые успехи. Утраченные культурные ценности чаще обнаруживают в частных коллекциях. Какие-то удается вернуть, что-то до сих пор остается у своих новых владельцев.

Россия недавно удовлетворила реституционные претензии восьми стран ближнего и дальнего зарубежья — Голландии, Венгрии, Украины и некоторых других стран.

Также оказалось, что Янтарная комната не была полностью утеряна — в 1997 году мозаика из Янтарной комнаты «Осязание и обоняние» была конфискована у одного немецкого нотариуса. Через некоторое время она была передана музею-заповеднику «Царское Село». Также янтарный кабинет недавно пополнился еще одной аутентичной вещью — комодом.

В последние годы Государственный музей-заповедник «Царское Село» получил 15 добровольно возвращенных людьми предметов, которые по разным причинам вывезли их в годы Войны в Германию как трофеи. Эти вещи передают как бывшие немецкие солдаты, так и члены их семей.

В октябре 2006 года на российском антикварном рынке была обнаружена одна из пропавших в Берлине картин, работа А.Борисова «Горы Вильчики при вечернем освещении в половине сентября» (1896). Владелец картины, узнав о ее прошлом, передал шедевр обратно в Третьяковскую галерею. Картина спустя 75 лет вернулась на свое законное место.

На право собственности трофейными предметами искусства претендуют сразу несколько сторон. Это и частные лица, и государственные учреждения, и различные организации. Таким образом, и спустя 70 лет после Победы вопрос о трофейном искусстве не решен окончательно и до сих пор вызывает горячие дискуссии.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь