Освобождение Днепропетровска

с 23 1943 г. по 23 1943 г.
Сталинградский синдром на Днепре
— 0 человек проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

А знаете ли вы?

Имена московских улиц

Названия улиц Москвы известны и привычны москвичам. Но не все знают, в честь каких людей и событий они названы. Между тем герои и эпизоды Войны оставили в именах столичных улиц заметный след. Улицы напоминают нам о ведущих военачальниках и рядовых, о летчиках и танкистах, партизанах и разведчиках, об опытных бойцах и совсем юных.

В шестидесятые годы появились улицы в честь маршалов Отечественной войны. В честь молодогвардейцев Краснодона названы две улицы — Молодогвардейская и Краснодонская. О подвиге героев-панфиловцев напоминают улицы Панфиловская, Василия Клочкова, Дубосековская.

Множество улиц в честь героев-военных летчиков — Артамонова, Байдукова, Белякова, Талалихина, Милашенкова, Гастелло, Жигуленкова, Бочкова, Кравченко, Химушкина, Макаровой, Вострухина, Паршина, Докукина  и других.

В этой статье мы расскажем лишь о некоторых из них.

***

Иван Докукин приехал в Москву в 13 лет. После окончания семилетки поступил на завод «Калибр». К работе он относился со всем рвением —  выполнял норму на 300 процентов и выше. Видимо, проявил и смекалку — вскоре его направили в сложный электросварочный цех. Затем по комсомольской путевке пошел в планерную школу и к началу Войны служил в авиачасти на западной границе. 

Как он работал, так и воевал – старался сделать все возможное и даже больше. В наградных листах сухо перечисляют достижения летчика, каждый документ — на нескольких страницах. Что ни строчка — сложный полет, сплав находчивости и мастерства.

В каждом наградном документе описаны многочисленные примеры исключительных подвигов:
«В совершенстве владея самолетом, он летал в любую погоду. Так, 15.01.42, выполнив задание, он привел самолет на свой аэродром и блестяще посадил его при видимости не более 10 метров. Не терялся он и при серьезных повреждениях самолета. Два раза он приводил самолет с перебитыми тросами управления и оба раза благополучно приземлялся на своем аэродроме, спасая для Родины себя и свой самолет»

Он летал даже в таких условиях, когда самолеты, казалось бы, вообще не могли летать. Однажды, попав в сплошную облачность, летчик спустился на высоту 15-20 метров над землей и прицельно сбросил бомбы на цель. Потери противника были выше, чем обычно еще и потому, что в такую погоду никто не ждал нападения с воздуха. На обратном пути самолет еще и обледенел, видимости почти не было — катастрофа была практически неминуема. Но даже в таких условиях Докукин смог точно посадить машину на аэродром.

Показательно, что непосредственное начальство — свидетели  боевой работы Докукина —  вопреки общепринятому порядку представляло летчика сразу к высоким наградам.

Последний бой Иван Докукин принял 8 июня 1943 года над небом Донбасса.

В 1964 году в честь него была названа улица Москвы. До недавнего времени имя Докукина носила бригада на его родном заводе «Калибр».


***

Именами партизан названы многие улицы Москвы. В них осталась память о Зое и Александре Космодемьянских, Лизе Чайкиной, Маше Порываеве, Борисе Галушкине,  Егоре Толбине, Елене Колесовой и многих других патриотах.

Елена Федоровна Колесова рано осталась без отца, кроме нее у матери было еще трое детей. Из Ярославской губернии Лену отправили к тетке в Москву. Тут она окончила школу, затем педучилище и работала учительницей. С началом войны Елена твердо решила, что пойдет на фронт, закончила школу сандружинниц. Несколько раз ей отказывали в приеме, но, в конце концов, включили в подпольную группу и после недолгой подготовки забросили в тыл врага в Рузском районе Московской области. Там она вместе с группой минировала дороги, вела разведку. Свой первый орден она получила в 21 год.

В письме родным она писала:
«Милый дядя Боря и тетя Наташа, вы, наверное, читали в газете приказ о награждении меня орденом Красного Знамени. Иногда снимаешь гимнастерку, а он блестит, и подумаешь, что правительство оценило твою работу, и хочется еще идти туда скорее и сделать больше, чем делала»

Второй раз подрывная группа шла уже под командованием Елены Колесовой.

В январе 1942 года группа приняла бой в районе Сухиничей и задержала вражеский десант  до подхода 10-й армии. За этот бой девять девушек-участниц группы были награждены. Затем последовали и другие задания, их забрасывали в разные партизанские отряды.

Из письма Лены:

«Тетя Наташа, помнишь, я говорила, что с самолета прыгать не могу и даже подняться не смогу. А вышло так, что пришлось и лететь, и прыгать. Вот было здорово! Уселась на крышу какого-то сарая и встать не могу. Потом уже опомнилась, отцепила что надо да бежать.

В этот же день был сильный бой. Представляете, ребята наши хитрые: 11 человек выгнали из деревни целый батальон, так что немцы бежали в кальсонах, босиком, оставив все. А остальные поджидали их на той дороге, по какой бежали немцы. Ну от этого батальона ничего не осталось.

Мне командир поручил захватить языка. В общем охотилась на часового. А дальше было и смешно, и опасно. Если все вели огонь из-за укрытий, то мне пришлось, сидя верхом на часовом, успокаивать его, ударяя кулаком по голове, и приходилось отстреливаться из своего верного «ППШ», так кал сидела на дороге посредине деревни. В общем были дела»

О группе под командованием Колесовой слагались легенды. Молва увеличила ее группу до 600 человек, за голову «атамана Лельки» немцы назначили большую награду.

11 сентября 1942 года Елена была смертельно ранена в бою. Посмертно ей присвоили звание Героя Советского Союза. В 1966 году в честь нее была названа улица в Москве.

***

Борис Дмитриевский был из тех мальчиков, которые закончили школу за день до Войны. Как человека с хорошим образованием (10 классов по тем временам имел далеко не каждый) — его послали в танковое училище. И с 1943 года он был на фронте. Дальше о его жизни говорят наградные листы. Он успел повоевать в Сумской области. Там он получил ранение в голову, но, несмотря на это, уговорил командира заменить им выбывшего из строя товарища. После того, как его танк был подбит и загорелся, а Дмитриевский получил второе ранение, он остался на поле боя. Лишь когда командир его батальона отдал приказ вернуться на командный пункт для перевязки, танкисту пришлось подчиниться.

 В 1944 он участвовал в освобождении Прибалтики, а в 1945 году вступил в Германию. Однако отвага героя, порой граничившая с упрямством, не позволила ему отпраздновать Победу. 11 марта в бою его смертельно ранило, а на следующий день он скончался. Посмертно Дмитриевского представили к званию Героя Советского Союза. А в 2005 году на востоке Москвы появилась улица, названная в честь героя.

***

Как в любом крупном городе, в Берлине есть свой список почетных граждан. В их числе наши соотечественники: Николай Иванович Масалов, спасший трехлетнюю немецкую девочку, чей подвиг был запечатлен в сюжете монумента Воина-освободителя в Берлине; Виктор Леонтьевич Гоголев, проявивший беспримерные мужество и стойкость при штурме Берлина. Но этих людей мы не найдем на карте Москвы, а вот улица Берзарина, тоже почетного гражданина Берлина, в столице есть. Находится она по соседству с другими улицами, названными в честь прославленных советских генералов и маршалов.

Николай Эрастович Берзарин с 1944 года командовал 5-ой ударной армией, с которой вошел в Берлин. Наступление его войск было столь успешным, что Жуков  24 апреля 1945 года назначил Берзарина первым комендантом взятого советскими войсками Берлина и начальником Берлинского гарнизона.

В этой должности ему было суждено находиться недолго — лишь 54 дня. Но и за столь короткое время ему удалось заложить тот фундамент, на котором впоследствии возродился Берлин. Через 3 дня после капитуляции Германии в Берлине была учреждена городская полиция, а 19 мая — первый послевоенный магистрат. Спустя лишь месяц во всех районах города начали курсировать трамваи, возобновили работу 27 станций метро, 4 газовых завода, восстановлены 27 000 домов, запущены 17 водонапорных станций, открыты 200 кинотеатров. Первоочередной задачей стало также снабжение продовольствием горожан. Выдавали хлеб по карточкам, больным детям и новорожденным — молоко, обеспечили людей даже кофе, причем натуральным.

16 июня 1945 года Николай Эрастович погиб. Официальная формулировка звучит так: «погиб при исполнении служебных обязанностей в автокатастрофе», однако споры о причинах его гибели продолжаются до сих пор.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь