Освобождение Данцига

с 10 1945 г. по 4 1945 г.
Возвращение Польше ее исторических земель
— 1 человек проголосовал
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

А знаете ли вы?

Город, которого не было на карте

Танковые бои — от локальных поединков до крупномасштабных сражений — стали одной из примет Великой Отечественной войны. Военный успех на любом театре боевых действий во многом определялся скоростью маневра больших групп войск и ударной мощью подразделений, сосредоточенных в месте предполагаемого прорыва. Танки стали воплощением отличного сочетания маневренности и огневой силы, что сделало их одним из самых грозных видов оружия.

К началу Войны танковый парк Красной Армии был весьма обширным, однако основная часть его машин относилась к классу легких. С первых дней Войны одним из главенствующих условий для приближения Победы стало налаживание массового производства военной техники. Перед оборонной промышленностью встала серьезная задача на основании опыта боевого использования машин совершенствовать их конструкцию, создавать новые типы танков с улучшенными боевыми качествами.

Танк являлся сложным техническим сооружением, соединяющим подвижность, маневренность с силой огня и прочностью брони. Дать советскому танку мощный безотказный мотор, облачить его в недоступную для вражеских снарядов броню, снабдить сильным и точным оружием и производить все это в необходимом количестве — над этой жизненноважной для страны задачей неустанно работали машиностроители, инженеры, конструкторы, хозяйственники. В сентябре 1941 года за выполнение заданий правительства по выпуску танков и моторов для них награды Президиума Верховного Совета СССР получили представители трех заводов отрасли. За выдающиеся достижения в области создания и организации серийного производства новых типов танков звание Героев Социалистического Труда было присвоено главному конструктору Кировского завода Жозефу Яковлевичу Котину и его директору Исааку Моисеевичу Зальцману. Суровые требования военного времени и причудливая судьба собрали в заводских стенах выдающихся людей, ставших залогом успехов советского танкостроения в годы Войны.

10 марта 1908 года в семье павлоградского рабочего-вальцовщика родился сын — Жозеф Котин. Продолжая рабочие традиции семьи, юноша начал свою трудовую деятельность учеником слесаря. После окончания рабфака Котин учился в Харьковском политехническом институте, откуда в 1930 году по партийному набору был направлен в Военно-техническую Академию им. Дзержинского. Здесь Котин совершил свои первые самостоятельные шаги в качестве конструктора военной техники. Последующие несколько лет он проработал в научно-исследовательском отделе Военной Академии механизации и моторизации РККА, занимаясь конструированием сверхтяжелых танков.

Через 6 лет после окончания Военно-технической Академии им. Дзержинского Жозеф Котин пришел главным конструктором на Кировский завод. Он обновил состав конструкторского бюро и начал выращивать молодых специалистов. В это время на Кировском заводе был налажен серийный выпуск средних танков Т-28. Возглавляемое Котиным специальное конструкторское бюро принялось за работы по усовершенствованию этой модели и вело разработку нового проекта тяжелого двухбашенного танка прорыва с противоснарядным бронированием СМК. Новым направлением в деятельности КБ Кировского завода стали начатые в феврале 1939 года работы над тяжелым однобашенным танком КВ. Работая в СКБ под общим руководством Котина, Духов трудился над созданием методики тягового и прочностного расчета, руководил усовершенствованием Т-28, был ведущим специалистом по созданию проекта нового танка КВ.

Будущий ведущий конструктор тяжелого танка КВ-1 Николай Духов родился 26 октября 1904 года на Полтавщине в семье бывшего ротного фельдшера Леонида Духова. Мальчик закончил сельскую школу, а затем гимназию. С 1918 по 1926 год Николай Духов работал на разных должностях, последней их которых была служба в технико-нормировочном бюро сахарного завода. Отсюда по комсомольской путевке он был направлен на обучение на рабфак в Харьковский геодезический и землеустроительный институт. Закончив рабфак, толковый юноша был без вступительных экзаменов зачислен в Ленинградский политехнический институт, по окончании которого в 1932 году получил специальность инженера-конструктора тракторов и автомобилей.

Распределение привело на Кировский завод новоиспеченного инженера Духова, на долгие годы связав его судьбу с производством боевых машин. В стенах завода Николай Духов прошел путь от молодого инженера до заместителя главного конструктора. В 1936 году, как специалиста, знающего автомобильную и тракторную технику, Духова привлекли к работам над военными гусеничными машинами.

В сжатые сроки — к сентябрю 1939 года — коллектив завода изготовил первый образец танка КВ.

Директором Кировского завода с 1938 года был Исаак Зальцман. Родился он 26 ноября 1905 года в Подольской губернии в семье портного. После окончания в 1933 году Одесского индустриального института работал инженером на заводе «Красный путиловец» (позже Кировский завод). За восемь лет, начав свою карьеру в качестве сменного мастера, Зальцман стал старшим мастером, затем начальником цеха, главным инженером и директором старейшего и передового машиностроительного завода.

И.М.Зальцман о Н.Л.Духове:

«С Николаем Леонидовичем я познакомился еще в 1933 году. Он быстро завоевал репутацию талантливого конструктора и расчетчика. Его вклад в создание танка КВ настолько значителен, что я считаю Духова основным автором этой могучей машины. А накануне Войны он сверкнул другими гранями своего таланта, показав себя вдумчивым аналитиком и кропотливым доводчиком. Смысл своей деятельности он видел не в проектах, хотя бы и самых блестящих, а в хорошо налаженном серийном выпуске боевой техники и ее серийном освоении»

Лучшей проверкой для новой техники стало участие в боевых действиях на Карельском перешейке. Первые образцы нового танка были испробованы в борьбе с белофиннами при прорыве линии Маннергейма. И Зальцман, и Котин, и Духов не раз выезжали на фронт, на передовые позиции, и там, в беседах с танкистами выясняли, что еще нужно сделать для усовершенствования кировского танка. Накануне нового 1940 года новый тяжелый танк КВ, как и новый средний Т-34, был принят на вооружение армии. Кировский завод начал серийный выпуск новой машины взамен Т-28. Незадолго до начала войны Ж.Я.Котин получил Сталинскую премию.

К началу войны Кировский завод стал одним из основных производителей танков в стране, выпустив к этому моменту 660 новых мощных боевых машин. В первые месяцы Войны кировцы продолжали напряженно работать, успешно увеличивая объемы выпуска танков в соответствии с требованиями военного времени.

К осени 1941 года, когда вражеские части вышли на ближние подступы к Ленинграду, было принято окончательное решение об эвакуации этого огромного предприятия вглубь страны на Урал. Еще 10 июля для организации работы конструкторского бюро из Ленинграда в Челябинск выехал Николай Духов, ставший впоследствии заместителем главного конструктора нового объединенного танкостроительного завода. В течение нескольких месяцев с сентября по декабрь производственные цеха Кировского завода вместе с оборудованием и кадрами были переправлены в глубокий тыл.

Танковое производство Кировского завода было развернуто в стенах Челябинского тракторного завода. Сюда же с Украины был эвакуирован Харьковский моторный завод, выпускающий танковые двигатели. Несколько крупнейших оборонных предприятий, объединивших свои производственные мощности под одной крышей, получили в народе название Танкограда.

Всего за военные годы Танкоград произвел в своих цехах 18 000 танков и самоходных артиллерийских установок, изготовил 48 500 двигателей к ним, 85 000 комплектов топливной аппаратуры, 17 500 000 боеприпасов, наладил массовое производство 13 моделей танков и артиллерийских установок.

Из воспоминаний Ж.Я.Котина:

«Сейчас, пожалуй, не скажешь, кто впервые назвал челябинский исполин предельно точно — Танкоград. Под одной крышей в первые месяцы Войны соединились Ленинградский Кировский завод, Харьковский дизельный, Челябинский тракторный. Мне поручили возглавить конструкторское бюро этого гиганта. Задания мы выполняли самые разнообразные: модернизировали старые танки, создавали новые, строили самоходные установки. Как на фронте продолжались бои с фашистами, так и у нас не затихала ежедневная, ежечасная борьба с гитлеровскими конструкторами»

Город, которого не существовало ни на одной карте, стал базой танкового производства на все годы Войны. 6 октября 1941 года ЧТЗ был переименован в Кировский танковый завод в Челябинске (ЧКЗ), директором которого стал Исаак Зальцман. Задача развертывания танкосторительного производства на новом месте оказалась делом не только чрезвычайной важности, но и чрезвычайной трудности. Под руководством Зальцмана в кратчайшие сроки реконструировались цеха, происходила расстановка оборудования, был налажен выпуск узлов и деталей и сборка танков. Работы разворачивалась при дефиците кадров, оборудования, сырья. Первые боевые машины были изготовлены в еще недостроенных цехах.

Из воспоминаний И.М.Зальцмана:

«День и ночь горели костры, которыми приходилось отогревать обледенелый металл брони. Трудностей хватало. Но ни холод, ни лишения, ни отсутствие достаточно подготовленной базы не могли помешать в кратчайшие сроки наладить выпуск боевых машин. Люди работали по 16-18 и даже 20 часов. Систематически недосыпая и недоедая, они работали с полной отдачей сил и не покидали своих мест, пока не выполняли две-три нормы в смену. «Москва в опасности — дадим еще больше танков!»

В военное время вопросами производства танков для нужд Красной Армии занимался Наркомат танковой промышленности. С 1941 года Зальцман являлся заместителем наркома, а с 14 июля 1942 в течение года был наркомом танковой промышленности. Этот удивительный небольшой человек сумел силой своего характера, требовательностью и самоотдачей совершить невозможное. Его бросали на те участки производства, где требовался прорыв. Именно усилиями Зальцмана за 33 дня была запущена поточная линия по производству Т-34, что считалось задачей практически невыполнимой.

Котин стал заместителем наркома и главным конструктором Наркомата, а после эвакуации Кировского завода в Челябинск возглавил еще и конструкторское бюро вновь образованного танкостороительного предприятия. 6 января 1942 года Ж.Я.Котину было присвоено воинское звание генерал-майора технических войск. 5 июня 1942 года в числе отличившихся работников танковой промышленности Котин и Духов были награждены орденами «Красной Звезды», И.М.Зальцман — орденом «Ленина».

Границы конструкторского бюро Котина было трудно определить. Его детища рождались и в тишине кабинета, и в заводском цеху, и на полях сражений. Ему было важно лично убедиться в том, насколько созданная им машина отвечает требованиям армии. Прибывший на фронт генерал-майор технических войск сам садился и за рычаги танка, и на место стрелка, знакомился с работой командира машины, и, конечно, разговаривал с бойцами. Все полученные сведения конструктор учитывал в следующих моделях боевых машин.

В 1942 году Котин возглавлял работы по созданию тяжелых танков КВ-8 и скоростного КВ-1С. Он не только сам активно участвовал в совершенствовании танков, но посылал на фронт своих испытателей. За сравнительно короткое время он, по сути, создал школу конструкторов танков. Его ближайшие ученики и сподвижники превратились в крупных самостоятельных конструкторов. 20 января 1943 года за образцовое выполнение заданий правительства по увеличению выпуска танков, танковых дизелей и бронекорпусов Ж.Я. Котин и И.М. Зальцман были награждены орденами «Красной Звезды».

В марте 1943 году Котин и Духов за работы по усовершенствованию конструкций тяжелых танков вместе с группой инженеров и рабочих были удостоены Сталинской премии первой степени.

В 1943 году от Кировского завода отделился Опытный танкомоторный завод №100, главным конструктором и начальником которого был назначен Котин, а место главного конструктора ЧКЗ занял Духов. Однако работы по усовершенствованию конструкции боевых машин и отладке технологий их серийного производства требовали присутствия Котина на ЧКЗ в качестве главного конструктора. В 1943 году под руководством Котина были разработаны модели танков КВ-85, ИС-1 и ИС-2, а также выполненные на их базе тяжелые самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152, а позднее ИСУ-122.

Из воспоминаний конструктора В.И.Таротько, принимавшего участие в конструировании и изготовлении опытного образца установки СУ-152 за 25 дней:

«С утра 3 января началась разработка рабочих чертежей. Весь ведущий состав конструкторов был переведен на казарменное положение. В течение 10 дней мы находились в КБ и не уходили домой. Чертежи, выпускаемые на ватмане, прямо с чертежных досок отправлялись в цеха. Чертежи корпуса самохода доставлялись специальным курьером на корпусный завод. Работали дружно, четко, без суеты, без формализма и бюрократизма»

До 1944 года Котин работал на Кировском заводе, после чего вернулся к обязанностям главного конструктора и директора завода №100. 31 июля 1944 года Ж.Я.Котину было присвоено очередное воинское звание генерал-лейтенанта инженерно-танковой службы.

Конструкторским бюро ЧКЗ продолжил руководить Духов, исполняя эти обязанности до 1948 года. Работая на этой должности, он наладил поточное производство тяжелых танков КВ, занимался доработкой новых моделей самоходок, осуществил работы по усовершенствованию конструкции и улучшению боевых качеств Т-34, за что 24 января 1944 года был награжден орденом «Трудового Красного Знамени».

5 августа 1944 года за успешное выполнение заданий ГКО по созданию новых конструкций тяжелых танков и артиллерийских самоходных установок Ж.Я.Котин был награжден орденом «Отечественной войны 1-й степени», главный конструктор Кировского завода Н.Л.Духов — орденом Ленина, директор завода И.М.Зальцман — орденом «Трудового Красного Знамени».

21 января 1945 года И.М.Зальцману и Н.Л.Духову были присвоены воинские звания генерал-майора инженерно-танковой службы.

С именем Исаака Зальцмана в военные годы было неразрывно связано бесперебойное снабжение фронта боевой гусеничной техникой. Несмотря ни на какие проблемы и трудности, вопреки нормам и правилам машины Танкограда шли в бой! И была эта техника самого высокого качества и боевой эффективности. Отдавая в своей конструкторской деятельности предпочтение тяжелой технике, Котин и Духов стремились использовать в новых моделях самые оригинальные технические идеи. Очередной их наградой стали ордена «Суворова 2-й степени», которым они были награждены 19 апреля 1945 года в числе руководящих работников и конструкторов танковой промышленности. Тогда же И.М.Зальцман был награжден орденом «Кутузова 2-й степени».

В послевоенные годы Котин вернулся в Ленинград, где продолжил работу над военными гусеничными машинами и тракторами большой мощности. Умер он в 1979 году. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Судьба Зальцмана в мирное время сложилась весьма драматически. До 1949 года он продолжал возглавлять Челябинский завод. Жесткие методы его руководства предприятием столь эффективные в военное время не нашли такой же широкой поддержки в мирные годы. После Танкограда Зальцман, исключенный из партии и уволенный с поста директора, работал инженером на Муромском машиностроительном заводе, мастером на заводе в Орле. После смены руководства страны Исаак Зальцман был реабилитирован и восстановлен в партии. Вернувшись в Ленинград, руководил заготовкой древесины, позже стал организатором и главой Ленинградского механического завода, на котором проработал до пенсии. Умер в 1988 году.

Николай Духов с 1948 года начал заниматься разработками в области ядерного оружия. С 1954 года в течение 10 лет руководил работой ВНИИА, получившего впоследствии его имя. Умер в 1964 году.

На протяжении всей Войны конструкторы танков ставили целью своей технической мыслью опередить противника. Этой высокой и благородной творческой задаче посвятили себя инженеры Танкограда.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь