Операция Багратион. Часть IV. Освобождение Бреста

С 5 июля 1944 г. по 16 сентября 1944 г.
Возвращение в Брестскую крепость
— 2 человека проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

А знаете ли вы?

«Дирижеры военные, капельмейстеры бравые…»

«Дирижеры военные, капельмейстеры бравые,
С давних лет служба в армии стала вашей судьбой.
В Измаиле с Суворовым, и с Петром под Полтавою,
А военная музыка — на парады и в бой!

И вот, как встарь, давая всем пример,
На фланг, всегда подтянутый, выходит офицер.
Оркестр и он стоят лицом к лицу,
И музыка военная играет на плацу.

Дирижеры военные взгляд задумчиво хмурили,
Сочиняли урывками, забывая о сне.
Марш «Славянки прощание», вальс «На сопках Маньчжурии»
Песню гнева и мужества о священной войне.

Дирижеры военные, ваши руки волшебные,
Взмах — и звуки бравурные полетят в небосвод.
Это красная конница мчится рысью победною,
И парад сорок первого к дню победы ведет».

Песня «Дирижеры военные».
Музыка: Б.Фиготина. Слова: Ф.Лаубе.

Кто не знает поговорки «Когда говорят пушки, музы молчат»? Да, в трудные военные годы искусство действительно отходило на второй план, но тем значимей и долгожданней для бойцов становились те редкие минуты, когда рядом с ними снова играла музыка и звучали песни. Когда люди с золотой лирой в петлице взмахивали дирижерской палочкой или брали в руки музыкальный инструмент, Война отступала.

Музыкантский взвод, по старой русской традиции входивший в состав многих воинских подразделений, в перерывах между боями превращался под руководством капельмейстера в полковой оркестр. Музыканты исполняли перед бойцами военно-патриотическую и народную музыку, популярные песенные мелодии и марши. Нередко музкоманды играли музыку и в ходе наступательных боевых операций, поднимая боевой дух воинов, подвигая подразделения на решительный штурм, поднимая солдат в атаку. В ходе боевых действий бойцам музыкантских взводов доводилось быть санитарами, трофейными и похоронными бригадами, подносчиками снарядов. Их боевая жизнь рядовых воинов была насыщена опасностью и смертью, и, конечно, в ней было место подвигу.

С самого начала Войны на Карельском фронте воевали музыканты фронтового оркестра 1046-го стрелкового полка 289-й стрелковой дивизии под руководством капельмейстера техника-интенданта 1 ранга Егора Ивановича Шевченко.

В минуты затишья его оркестр радовал однополчан духовой музыкой, а в период боев музыканты работали в качестве санитаров, вынося под огнем противника раненых с поля боя, оказывая им первую медицинскую помощь, обеспечивая их эвакуацию в лазарет. В условиях лесистой и заболоченной местности в Финляндии взвод Шевченко вынес с поля боя 565 раненных солдат и командиров. За героическую боевую работу 24 апреля 1942 года приказом №222 музыканты были награждены орденами «Красной Звезды».

Вот они — духовой оркестр Шевченко: красноармейцы Алексей Григорьевич Будко, Александр Трофимович Войкин, Ахан Нурбаев, Антон Алексеевич Вовк, Иван Семенович Янов, солист Яков Николаевич Ищенко, Владимир Васильевич Кушнир, Дементий Акимович Болован (Балобан), Василий Янович Зедгенидзе, Иван Данилович Бандырский, П.М.Еворец, Ашот Казарович Шахназарьян и их капельмейстер Егор Иванович Шевченко.

***

В суровые дни октября 1941 года пришел добровольцем в 159-й гвардейский стрелковый полк 53-й гвардейской стрелковой дивизии джазовый композитор и дирижер Виктор Николаевич Кнушевицкий. Свою военную карьеру он начал рядовым стрелком, участвуя во всех боях полка под Москвой.

За 35 лет своей довоенной жизни Виктор Кнушевицкий, получивший солидное музыкальное образование, руководил джаз-оркестром Всесоюзного радио, дирижировал в Московском цирке, был музыкальным руководителем Государственного джаз-оркестра СССР, сотрудничал с известными исполнителями и музыкантами.

Из воспоминаний композитора и дирижера Н.Минха:
«У него была за плечами фундаментальная музыкальная школа, а кроме всего — богатейшая оркестровая практика. Он ведь мог играть на многих инструментах, для него не были секретом ни тромбон, ни саксофон, ни кларнет — он все это держал в руках»

На фронте Кнушевицкий сразу взялся за организацию коллектива художественной самодеятельности, который давал представления перед бойцами и командирами на передовой. Выступления фронтового агитколлектива всегда пользовалось неизменным успехом, потому что его участники были такими же воинами Красной Армии, как и слушатели, знали военную жизнь не понаслышке, в их выступлениях отражалась боевая жизнь частей и подразделений. Плодотворная творческая и боевая работа художественного руководителя коллектива интенданта 3-го ранга Кнушевицкого 27 сентября 1942 года была отмечена медалью «За боевые заслуги».

Продолжая свою творческую деятельность, Кнушевицкий создал в дивизии духовой и джаз-оркестр. Являясь его руководителем, он неустанно работал над новыми произведениями, отражая в них реальные боевые события и подвиги героев, стал автором марша дивизии. Помимо творческих достижений капельмейстер Кнушевицкий со своими музыкантами активно участвовал в боевой жизни дивизии: под обстрелом противника эвакуировал раненых с поля боя, вел похоронные работы, сбор оружия и трофейного имущества. За самоотверженный труд на поле боя и творческие успехи гвардии интендант 3-го ранга Кнушевицкий 10 мая 1943 года был награжден орденом «Красной Звезды».

Впоследствии Виктор Кнушевицкий стал руководителем оркестра на Северо-Западном фронте, а после Войны возглавил эстрадный оркестр Всесоюзного радио, основу которого составили музыканты-фронтовики. Умер в Москве в 1972 году.

На посту капельмейстера 53-й гвардейской стрелковой дивизии Виктора Кнушевицкого сменил Вениамин Ронинсон, прошедший путь от музыканта полкового духового оркестра до старшины и дирижера оркестра дивизии. В довоенные годы Ронинсон работал в оркестре легкой музыки Всесоюзного радиокомитета, которым дирижировал Кнушевицкий. В военное время музыкант ушел на фронт, принял боевое крещение в октябре 1941 года под Москвой и снова играл под руководством Кнушевицкого во фронтовой самодеятельности. Позже, став капельмейстером дивизионного оркестра, Вениамин Ронинсон вместе со своими коллегами выступал перед воинами в перерывах между боями и на марше, участвовал в строевой подготовке, разучивал новые строевые и народные песни. Развивая фронтовую художественную самодеятельность, оркестр давал концерты совместно с коллективом агитбригады. За 4 месяца 1945 года оркестр Ронинсона провел более 60 таких выступлений. Во время боевых операций музыканты принимали активное участие в эвакуации раненых, работая в эваковзводе медсанбата.

За образцовую постановку оркестровой работы и активное участие в красноармейской художественной самодеятельности 30 апреля 1945 года гвардии младший лейтенант Вениамин Яковлевич Ронинсон был награжден медалью «За боевые заслуги».

***

Многие дирижеры не только руководили военными оркестрами, но и были композиторами. Одним из таких людей был популярный советский композитор Марк Григорьевич Фрадкин.

Музыкальный талант Фрадкина проявился далеко не сразу. В первые двадцать лет музыка мелькала в его жизни лишь эпизодически, в виде соседского пианино, на котором он на слух подбирал мелодии. Рано потерявший отца и предоставленный себе мальчик увлекался техникой и получил соответствующее образование. Но творческое зерно, дремавшее до поры, дало свои ростки: Марк Фрадкин закончил Ленинградский театральный институт, после чего работал в Минском ТЮЗе и учился в консерватории.

В 1939 году, когда Фрадкина призвали в армию, он организовал в полку солдатский самодеятельный ансамбль. Успехи в руководстве художественным коллективом не остались незамеченными командованием, и во время войны Фрадкину было поручено дирижировать ансамблем Киевского военного округа. Тогда же состоялась и его судьбоносная встреча с поэтом Евгением Долматовским. За годы Войны этот творческий союз создал целую плеяду выдающихся произведений. Чего только стоят их песни «О Днепре», «Дорога на Берлин», «У нас в Сталинграде», «Колечко».

Плодотворная композиторская деятельность Фрадкина была отмечена награждением его 16 февраля 1943 года орденом «Красной Звезды».

В 1943 году, в канун Курской битвы, творческим дуэтом Фрадкина и Долматовского была создана песня «Случайный вальс» (первоначально «Офицерский вальс»).

Из воспоминаний Долматовского:
«Мы вышли из избы, в которой размещался Военный совет фронта, и тут же узнали, что надо собираться в дорогу. Ночь застала в пути. Эшелон двигался на север. Мы с Фрадкиным оказались в вагоне Политуправления. Там-то и был написан «Офицерский вальс»

Нежная и легкая музыка вальса и проникновенный, лирический текст были призваны убедить гитлеровское командование в отсутствии у советской стороны серьезных наступательных намерений. Неизвестно насколько песня смогла решить эту стратегическую задачу, но то, что она сразу приобрела огромную популярность и сделала широко известным тандем Фрадкин-Долматовский, сомнению не подлежит.

Вспомните:
«Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука.
После тревог
Спит городок.
Я услышал мелодию вальса
И сюда заглянул на часок»...

Очень успешной была и послевоенная композиторская деятельность Фрадкина. Мелодии новых песен в исполнении самых популярных артистов, музыка к кинофильмам прославили его имя. В 1979 году он стал лауреатом Государственной премии, а через шесть лет — народным артистом СССР. Скончался Фрадкин в 1990 году.

***

Выступления творческих коллективов во фронтовых условиях всегда имели не только развлекательное значение, но поднимали боевой дух воинов, помогали пережить им тяжелые моменты отступления, настраивали на борьбу с врагом, а, следовательно, были залогом будущей победы. Не случайно даже в самые трудные военные годы проводились смотры художественной самодеятельности, военные парады, торжественные празднования юбилейных дат.

В июне переломного 1943 года 140-ю годовщину со дня формирования торжественно отпраздновал 312-й стрелковый полк 29-й стрелковой дивизии. А какое же празднование без военного оркестра? Бережным хранителем музыкальных традиций подразделения еще с царских времен был капельмейстер полка Андрей Иванович Хрипунов. Хрипунов попал в полк подростком и прошел с ним трудный боевой путь в Русско-Японской, Первой Мировой и Гражданской войне, был награжден двумя Георгиевскими крестами и медалью «20 лет РККА». В мирное время Андрей Иванович занимался воспитательской деятельностью, вырастив десятки командиров Красной Армии и ответственных работников предприятий. С сентября 1941 года Хрипунов в составе полка участвовал в боевых действиях, сколотил и обучил замечательный оркестр, выступавший перед однополчанами и раненными в медсанбатах. В период боев музыкальная команда ходила в атаку и выносила раненых с поля боя. За свою неутомимую боевую и творческую работу А.И.Хрипунов неоднократно награждался орденами и медалями: 26 марта 1942 года — медалью «За боевые заслуги», 20 февраля 1943 года — орденом «Красной Звезды», 23 сентября 1943 года — орденом «Отечественной войны II степени».

В дни празднования юбилея капельмейстер Хрипунов активно участвовал в подготовке торжественных мероприятий и руководил оркестром полка. Музыканты играли вдохновенно, подразделения полка прошли торжественным строем под звуки старинных военных мелодий, оркестр исполнил Егерский марш, ставший полковым.

Из книги разведчика И.Бескина:

«Командовал полком на параде Болтакс, принимал парад командующий армией. Гремела полковая музыка, Игорь (Бескин) впервые услышал Егерский марш, ставший маршем полка. Памятуя, очевидно, серебряные трубы Александра I, к музыке в полку относились уважительно. В составе полка даже в войну был музвзвод, который в боевых действиях был санитарным или минометным, а в остальное время — полковой оркестр. Его капельмейстер, подполковник Андрей Иванович Хрипунов, — был сыном полка, участвовал в Русско-японской войне 1904-1905 годов. Человек в солидных летах, он жил в полку постоянно, с семьей. Сыновья воевали в этом же полку, жена занималась хозяйством, и даже таскали они с собой корову: капельмейстеру многое позволялось, так как это была живая история полка. Андрей Иванович всегда встречал пополнение, исподволь, в неофициальной обстановке, в шинели внакидочку, где-нибудь в сторонке рассказывал славные полковые дела от сформирования до последних текущих дней, часов. И вот на параде во фронтовых условиях оркестр выдавал старинные марши в лучшем виде, с блеском.

Необычное в боевых условиях действо, хоть какие-то минуты радости — все это давало чувство торжественной приподнятости, вдохновения. Красивая музыка, марширующий строй, нарядная обстановка — это было так необходимо хотя бы в микроскопической дозе на том тягучем, как осенний дождь, Северо-Западном фронте. «Красная звезда» посвятила юбилею целый подвал. Но праздники коротки, быстро кончаются, а войне конца еще не видно…»

***

Политотделы отдельных войсковых соединений и целых фронтов неоднократно проводили смотры духовых оркестров частей. В мае 1944 года был проведен смотр духовых оркестров 48-й армии, первое место в котором занял оркестр 307-й стрелковой дивизии под управлением капитана административной службы Самуила Яковлевича Айзенберга.

За время службы командиром музыкантского взвода дивизии Айзенберг создал духовой оркестр, джазовый коллектив, ансамбль песни и пляски и вывел самодеятельность дивизии на первое место в армии. В период наступательных боев Курской битвы творческий коллектив Айзенберга дал более ста концертов, преимущественно на передовой. Музыканты виртуозно исполняли не только строевые песни и марши, но умело справлялись с произведениями классического репертуара. За свою активную творческую работу на фронте С.М.Айзенберг дважды был награжден орденами «Красной Звезды».

***

В канун нового, 1945, года прошел конкурс духовых оркестров 2-го Белорусского фронта, в котором приняли участие 350 военных музыкантов 18 лучших оркестров фронта.

Среди победителей конкурса был небольшой коллектив 206-го запасного стрелкового полка под управлением старшего лейтенанта административной службы Николая Александровича Забелина. В октябре 1941 он ушел защищать родную Москву. За долгие годы войны музыкальная команда Забелина десятки раз давала концерты на передовой и в госпиталях. Музыкальный талант капельмейстера проявился в умении создать и обучить оркестровую команду, способную исполнять самые сложные произведения. На смотре его оркестр успешно выступил с торжественной увертюрой Чайковского «1812 год».

Добросовестная и упорная деятельность старшего лейтенанта Н.А.Забелина на посту руководителя оркестра неоднократно отмечалась высокими правительственными наградами: 29 августа 1943 года он был награжден медалью «За боевые заслуги», 6 февраля 1945 года — орденом «Красной Звезды», 31 мая 1945года — орденом «Отечественной войны II степени».

На том же смотре успешно выступил духовой оркестр 194-й Речицкой Краснознаменной дивизии, заслужив самую высокую оценку комиссии. Дирижером и художественным руководителем этого коллектива являлся капитан Константин Николаевич Чехлыстов. Работая командиром музвзвода дивизии, в минуты затишья Чехлыстов со своими артистами давал концерты и джаз-представления непосредственно на передовой в окопах и траншеях. Во время боевых действий выполнял обязанности начальника дивизионного пункта погребения, по заданию командования его бойцы доставляли боеприпасы в боевые подразделения. Капельмейстер Чехлыстов в трудных фронтовых условиях сумел добиться отличной выучки своих музыкантов в исполнении строевого и художественного репертуара, что позволило оркестру добиться высоких результатов на конкурсе. Неутомимая боевая и творческая деятельность К.Н.Чехлыстова отмечена двумя орденами «Красной Звезды» и медалью «За боевые заслуги».

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь