Битва за Кавказ

с 25 ? 1942 г. по 9 1943 г.
Бои за нефть и горы Приэльбрусья
— 5 человек проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

А знаете ли вы?

«Золотая молодежь» военных лет

Естественно, что дети высокопоставленных родителей с рождения попадали в атмосферу, которая радикальным образом отличалась от среды обитания среднестатистического гражданина. Уровень образования, круг общения, место проживания, материальные возможности и запросы мальчиков и девочек из семей партийной и государственной элиты выделяли их из множества сверстников. Однако ничто человеческое было им не чуждо. Также как обычные люди они любили и дружили, а в трудные военные годы многие из них пошли на фронт защищать свою Родину. Речь пойдет о той «золотой молодежи», которая не спряталась от военных тягот за широкую спину заслуженных родителей.

***

Анастас Иванович Микоян — революционер, видный политический и государственный деятель СССР, в годы Войны занимавший пост наркома внешней торговли. В его семье родилось пять сыновей, четыре из которых посвятили свою жизнь авиации, а пятый стал выдающимся историком.

Младший из его сыновей, Серго Анастасович Микоян, в своем интервью рассказывал:

«И у отца, и у матери было одно железное правило: мы должны быть более скромными, чем другие дети. Именно потому, что у нас такая громкая фамилия, мы должны вести себя безукоризненно… Нас воспитывали в духе справедливости, в соответствии с требованиями высокой морали, а не классовой борьбы»

Степан Анастасович Микоян (р. 1922)

После окончания десятилетки в 1940 году старший сын Анастаса Микояна, Степан, поступил в Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу (ККВАШ) им. А.Ф.Мясникова, находившуюся в Крыму. Зачислен он был в особую группу, которая состояла из детей достаточно высокопоставленных родителей. Однако обучение происходило на общих основаниях. В течение года курсантов готовили к полетам на самолетах У-2, УТ-2, И-16. В июле 1941 школа эвакуировалась под Саратов в городок Красный Кут, а в августе Степан Микоян, как и другие курсанты особой группы, сдал выпускной экзамен и получил звание лейтенанта.

В течение короткого времени Степан переучился летать на более современном Як-1, и в декабре 1941 года был направлен в 11-й истребительный авиаполк 6-го истребительного авиакорпуса ПВО, дислоцировавшийся на Центральном аэродроме в Москве. Летчики полка вылетали на прикрытие конного рейда Доватора по тылам противника. 16 января 1942 года Степан Микоян в паре выполнял полет по патрулированию, в котором был по ошибке подбит советским летчиком. Это был его 13-й боевой вылет. На горящей машине летчику удалось приземлиться и выбраться из самолета. Тяжело раненного пилота подобрали местные жители и доставили в госпиталь в районе Истры. На следующий день его перевезли в Кремлевскую больницу. У Степана были сильные ожоги лица, рук, левой ноги и повреждение коленного сустава на правой ноге. Восстановление было тяжелым и продолжительным.

С сентября 1942 года Степан Микоян воевал на Сталинградском фронте в составе 434-го истребительного авиаполка Резерва Главнокомандования (РГК). Во время боевых вылетов он всегда был там, где требовалось не допустить воздушного противника к объекту или выручить товарища из тяжелого положения. В октябре полк вернулся в Люберцы на переформирование и несколько летчиков полка, в их числе и Степан Микоян, были переведены в Инспекцию ВВС Красной Армии. 23 ноября 1942 года капитан С.А.Микоян был награжден орденом «Красного Знамени».

В начале 1943 года Василий Сталин был назначен командиром 32-го гвардейского (бывшего 434-го) истребительного авиаполка. Вместе с ним в полк прибыл и Степан Микоян. 11 февраля 1943 года на самолете Як-9 капитан Микоян вылетел на Северо-Западный фронт. В это время часть участвовала в Демянской наступательной операции.

После возвращения полка на переформирование и отдых в Люберцы капитан Микоян был назначен старшим летчиком в 12-й гвардейский истребительный авиаполк 6-го истребительного авиакорпуса ПВО Москвы. Микояну вместе с летчиками полка приходилось выполнять боевые вылеты в ночное время, в особо сложных метеоусловиях и на любых высотах, вплоть до потолка самолета. Зимой 1944 года капитан Микоян стал командиром звена 1-й эскадрильи полка. К августу 1944 года имел 46 успешных боевых вылетов, в ходе которых сбил в паре один самолет, участвовал в 7 вылетах на сопровождение особо важных самолетов и литерных поездов. 28 августа за отличное выполнение боевых заданий был награжден орденом «Красной Звезды». День Победы Степан Микоян встретил в Москве.

После Войны Степан Анастасович Микоян закончил Военно-воздушную академию им. Жуковского и стал летчиком-испытателем. В 1975 году за освоение новых модификаций авиационной техники был удостоен звания Героя Советского Союза.

Владимир Анастасович Микоян (1924-1942)

Пойдя по стопам старшего брата, Владимир Микоян в феврале 1942 года закончил ускоренный курс Качинской школы пилотов. После окончания обучения молодой летчик прошел дополнительные тренировки при инспекции ВВС под патронажем Василия Сталина. В сентябре 1942 года вместе со старшим братом Степаном, получив назначение в 434-й истребительный авиаполк Резерва Главнокомандования, он отправился под Сталинград. Владимир Микоян был самым молодым летчиком полка Ему совсем недавно исполнилось 18 лет. С момента окончания обучения к тому времени прошло около полугода, поэтому свои первые вылеты он выполнял недалеко от аэродрома — на прикрытие.

В свой первый настоящий боевой вылет Владимир поднялся 18 сентября на самолете брата. Когда советские самолеты атаковали вражеские бомбардировщики, над ними неожиданно появились «мессершмитты». После выхода из атаки самолет Владимира Микояна попал под огонь неприятельского истребителя. Трудно восстановить последовательность произошедшего, но, скорее всего, молодой летчик был тяжело ранен. Его машина сначала пошла к земле, но потом пилот сумел вывести самолет в горизонтальный полет. Видимо в этот момент силы покинули Владимира, и его машина, потеряв управление, резко изменила направление и почти вертикально врезалась в землю. 17 октября 1942 года старший лейтенант В.А. Микоян был награжден орденом «Красного Знамени» посмертно.

Алексей Анастасович Микоян (1925-1986)

Третий из сыновей Анастаса Микояна — Алексей, — избравший нелегкую судьбу военного летчика, поступил в Вязниковскую военную авиационную школу летчиков еще до получения им аттестата об окончании школы. 15 сентября 1943 года, закончив ускоренный курс обучения, лейтенант Алексей Микоян был назначен в 12-й гвардейский истребительный авиаполк, где воевал его старший брат. К середине декабря 1944 года он совершил 19 вылетов на боевые задания, в том числе 8 — на прикрытие и сопровождение особо важных транспортных самолетов и литерных поездов. Повышая технику пилотирования, Алексей уверенно совершал полеты днем и ночью, на предельных высотах и в сложных метеоусловиях, в облаках и за облаками.

В конце 1944 года, участвуя в сопровождении особо важного самолета, из-за неисправности колеса при посадке самолета он получил ранение лица и позвоночника. 9 марта 1945 года был награжден орденом «Отечественной войны 1-й степени». А выйдя из госпиталя, продолжил летать.

После окончания Войны Алексей Микоян закончил среднюю школу (экстерном), Военно-воздушную академию и Академию Генерального штаба. Летал на разных самолетах, одним из первых освоил реактивную технику, занимал высокие командные должности. В последние годы жизни работал заместителем начальника Управления воздушным движением ВВС.

***

Тимур Михайлович Фрунзе (1923-1942)

Дети Михаила Васильевича Фрунзе — революционера, крупного военачальника, наркома военных и морских дел — рано остались без родителей. В 1925 году умер отец, а на следующий год — мать. Воспитанием Тимура и Татьяны занималась бабушка, но в 1931 году умерла и она. Осиротевших детей своего боевого товарища усыновил преемник Михаила Фрунзе на посту наркома военных и морских дел Климент Ефремович Ворошилов. В военные годы Ворошилов занимал пост заместителя председателя Совнаркома СССР и председателя Комитета обороны при Совете Народных Комиссаров (СНК) СССР.

Авиация среди «золотой молодежи» была одной из наиболее популярных военных профессий. С 10 лет маленький Тимур учился в специальной школе ВВС, по окончании которой вместе со своим другом Степаном Микояном поступил в Качинскую КВАШ. Вместе товарищи были зачислены в особую группу. Характер Тимура был порывистым, с детских лет он сочетал в себе черты воспитанного и образованного мальчика и озорного парнишки. Веселый и общительный, прямодушный и заводной Тимур был человеком отчаянно смелым и увлекающимся. К военному обучению он относился со всей серьезностью, упрямо постигая премудрости пилотирования на разных самолетах.

Из письма курсанта Качинской КВАШ Тимура Фрунзе его приемному отцу маршалу Ворошилову 8 июня 1941 года:

«Здравствуйте, дорогой Климент Ефремович! Наверное, удивляетесь, что я вдруг зачастил с письмами. Однако, к сожалению, на этот раз я хочу поговорить с Вами о деле весьма-таки для меня важном. Короче, не исключена возможность, что выпуск наш оттянется теперь сразу на несколько месяцев, что само собой, нам совсем не улыбается. А дело вот в чем — в школе нет бензина. Для нас это весьма важно…

Все школы нашего и близлежащих округов переполнены им. И дело только в весьма странном его распределении, при котором крупнейшая школа Союза осталась каким-то образом обойденной.

Климент Ефремович, ведь, если мы не успеем закончить летную программу в лагере, то на Каче мы раньше ноября (и это еще по-божески!) ни за что не закончим. И, если дело в действительности так, а в этом я совершенно убежден, иначе и не стал бы писать, так ведь это же верх, мягко выражаясь, несправедливости!!!»

В августе 1941 года, пройдя расширенную программу обучения для курсантов особой группы, Фрунзе сдал на отлично выпускные экзамены и получил звание лейтенанта. Несколько месяцев Тимур вместе со Степаном Микояном проходил переподготовку на более современных самолетах, после чего в декабре 1941 года был отправлен в 161-й истребительный авиаполк, базировавшийся в то время в подмосковном Монино. Накануне нового 1942 года полк собирался передислоцироваться на Северо-Западный фронт в район Старой Руссы. Несмотря на предложение о переводе в часть, остающуюся в Подмосковье, Тимур настоял на том, чтобы его вместе с 161-м истребительным авиаполком отправили под Старую Руссу.

Там он со всем азартом включился в боевую работу полка. За десять дней пребывания на Северо-Западном фронте, с 10 по 19 января 1942 года, летчик произвел 10 боевых вылетов, из них 5 вылетов на прикрытие своих войск на поле боя, проведя в воздухе 8 часов 57 минут, а также участвовал в составе группы в трех воздушных схватках, в результате которых были сбиты два самолета противника.

15 января лейтенант Фрунзе в паре с командиром звена и ведущим младшим лейтенантом Шутовым во время боевого вылета по прикрытию наших войск в районе Старой Руссы сбил вражеский самолет «Хеншель-126».

19 января в том же составе летчики, выполняя боевое задание по прикрытию наших войск, встретились с группой из 4 истребителей противника. Два наших пилота незамедлительно атаковали вражескую группу, превосходящую их и в техническом оснащении, и в количестве. В результате был сбит «Ме-109». Подоспевшие на помощь самолеты противника еще больше увеличили численное превосходство. Иван Шутов был подбит, а Тимур Фрунзе пытался прикрыть товарища, использовав всю огневую мощь своего самолета. В этом бою лейтенант Фрунзе погиб за штурвалом, а его машина врезалась в землю в районе деревни Отвидино.

Указом Президиума ВС СССР 16 марта 1942 года лейтенанту Т.М.Фрунзе было присвоено звание Героя Советского Союза. Было ему в ту пору неполных девятнадцать лет.

Из книги Степана Анастасовича Микояна «Мы — дети войны»:

«… я обычно говорил, что Тимур, так же как и мой брат Володя, не совершили больших подвигов — просто не успели их совершить, хотя, как личности, они были готовы к ним. И чтят их скорее как символы, отражающие судьбу многих сотен тысяч юношей, стремившихся защищать Родину и отдавших за нее свои, можно сказать, еще не прожитые жизни»

***

Леонид Никитович Хрущев (1917-1943)

Леонид Хрущев — сын Никиты Сергеевича Хрущева, военного и партийного деятеля СССР, и его первой жены Ефросиньи Ивановны Писаревой. Леонид прошел обучение в фабрично-заводском училище, после чего работал на заводе. С молодых лет он отличался необузданным нравом и недисциплинированностью. В 1935 году 17-летний Леонид Хрущев поступил в Балашовскую школу пилотов Гражданского воздушного флота, которую окончил в 1937. Некоторое время он проработал летным инструктором, был слушателем подготовительных курсов ВВА им. Жуковского, но учиться в академии не стал. В 1940 году Леонид закончил Энгельсскую школу военных летчиков. Первой войной для него стал советско-финский конфликт, где он совершил около 30 боевых вылетов на бомбардировщике «Ар-2».

Уже имевший за плечами опыт боевых действий, Леонид Хрущев воевал с первых дней Великой Отечественной. С 1 по 28 июля 1941 года, за 4 недели боевой работы в составе 134-го бомбардировочного авиаполка, базировавшегося в Калининской области, лейтенант Хрущев совершил 27 боевых вылетов. Его целями были танки и артиллерия противника под Великими Луками, переправы неприятеля в районе Десны. 10 июля, возвращаясь с задания, его самолет попал под огонь истребителей противника и получил 20 пробоин, однако летчик сумел посадить самолет на своем аэродроме.

27 июля 1941 года самолет Хрущева был подбит в воздушной схватке у станции Изога. Еле дотянув до линии фронта, пилот посадил самолет с убранными шасси. Приземление было жестким, в результате Леонид получил серьезный перелом ноги. 20 февраля 1942 года вышел приказ о награждении лейтенанта Л.Н.Хрущева орденом «Красного Знамени».

Тяжелое ранение грозило летчику потерей сломанной конечности. От предложения врачей ампутировать ногу Леонид отбивался с пистолетом в руках. Целый год потребовался ему для восстановления двигательных навыков. Курс амбулаторного лечения и реабилитации Хрущев проходил в Куйбышеве, где в то же время восстанавливался после ранения Степан Микоян. После неприятного инцидента, произошедшего в пьяной компании и приведшего к непреднамеренному убийству, лейтенант Хрущев был срочно отправлен на фронт. Летные навыки пилот восстанавливал, одновременно проходя переподготовку на истребителе «Як-7Б». В декабре 1942 года старший лейтенант Хрущев стал старшим пилотом 18-го гвардейского истребительного полка.

Неполных три месяца продолжалась служба летчика в полку. К 11 марта 1943 года его общий боевой налет за годы Войны составил 78 часов 18 минут в 39 боевых вылетах на бомбардировку техники и живой силы противника, сопровождение штурмовиков и прикрытие своих войск на поле боя. По заданию командования Хрущев участвовал в перегонке самолетов с завода на Калининский и Воронежский фронты. В боевой работе он проявил себя грамотным и смелым летчиком. 11 марта 1943 года самолет гвардии старшего лейтенанта Хрущева не вернулся с боевого задания. По свидетельству летчика, участвовавшего в том же боевом вылете, он был сбит огнем немецкого истребителя-моноплана «ФВ-190». Однако поиски места падения самолета были безрезультатны, поэтому Леонид Хрущев был исключен из списков части как пропавший без вести.

12 июня 1943 года гвардии старший лейтенант Л.Н.Хрущев был награжден орденом «Отечественной войны 1-й степени» посмертно.

***

Анатолий Анатольевич Луначарский (1911-1943)

Анатолий Луначарский родился в Париже в семье эмигрантов. С детских лет родители были для него большим авторитетом, его первыми учителями и воспитателями. Отец — Анатолий Васильевич Луначарский — являлся убежденным большевиком, был человеком энциклопедических знаний, ценителем музыки и живописи, обладал литературным даром, стал первым наркомом культуры молодого Советского государства.

С первых дней детства жизнь маленького Толи была насыщена занятиями с родителями, чтением литературы, прослушиванием музыки, посещением театров и музеев. Повзрослев, Анатолий Луначарский стал таким же прекрасно образованным и тонко чувствующим человеком, как и его отец. Он знал несколько иностранных языков, разбирался в искусстве и музыке и обладал литературным талантом. По характеру он был человеком скромным, мягким и дружелюбным в кругу семьи и друзей, но категорически нетерпимым к любым проявлениям пошлости.

Очень рано Анатолий Луначарский начал заниматься литературной деятельностью. Был литературным сотрудником журнала «Красная новь», автором большого количества очерков, рассказов, стихов, писал новеллы, романы и повести. Накануне Войны литературная карьера Луначарского только разгоралась, впереди были большие проекты и великие задумки. Все его творческие планы в одночасье перечеркнула Война.

С первого ее дня Анатолий рвался на фронт. 20 июля он в составе группы московских журналистов поступил в распоряжение Политуправления Черноморского флота (ЧФ). Через несколько дней Луначарский был направлен корреспондентом в газету частей Охраны водного района (ОВР) Главной базы ЧФ «Бдительная вахта». Анатолия тянуло к творчеству даже в суровых условиях сражающегося Севастополя. В руках журналиста постоянно видели карандаш, который быстро строчил заметки в записную книжку обо всем увиденном.

11 октября 1941 года Луначарский добился перевода в политотдел 7-й бригады морской пехоты ЧФ и стал корреспондентом газеты этого соединения «В бой за Родину». Вместе с морскими пехотинцами бригады лейтенант Луначарский участвовал в боях под Симферополем, в прорыве Приморской армии к Севастополю, был в рядах защитников города во время первого и второго штурмов города.

В начале 1942 года он продолжил деятельность фронтового корреспондента в газете командования ЧФ «Красный черноморец». Талантливый журналист писал репортажи о героической обороне Севастополя и боях на Северном Кавказе. Главными действующими лицами его репортажей стали бойцы 83-й бригады морской пехоты. С ними он участвовал в боях под Туапсе осенью 1942 года и в легендарных десантах в Станичке и Южной Озерейке в феврале 1943, неоднократно ходил на Малую Землю на катерах 6-го дивизиона сторожевых катеров (ДСКА). Помимо напряженной журналистской работы молодой литератор вынашивал планы своих будущих произведений, присматривал в окружающей действительности их главных героев. Из-под его пера вышли рассказы «Корова», «Матросское сердце», «Песня о морской пехоте». Он сочинял стихи и песни, на сцене сочинского театра был поставлен спектакль «Джаз-корабль «Тромбон» по его сценарию. Фронтовые наблюдения молодого автора воплотились в повесть о боевых буднях моряков-черноморцев «На катерах-охотниках». И всегда сквозь страницы его произведений было видно, что это не заметки человека «со стороны», а строки, написанные рукой непосредственного участника описываемых событий.

Отрывок из повести А.А.Луначарского «На катерах-охотниках»:

«Тюлькин флот» шел к Малой земле, — туда, где взвивались столбы огня и воды от бомб, снарядов и мин, туда, где бесновался враг, не в силах сбросить наших десантников с захваченного ими клочка побережья. И знал я, что на Малой земле восхищаются «тюлькиным флотом», что каждую ночь тысячи людей ждут прихода смешных, нескладных суденышек, которые каждую ночь, идя под смертью (самолеты), над смертью (мины), сквозь смерть (артиллерийская блокада), приносят им, советским десантникам, и жизнь и силы»

В Новороссийской десантной операции старший лейтенант административной службы Луначарский участвовал в качестве представителя печати. Уже на этапе подготовке к операции он живо интересовался работой личного состава, ходил на катере к месту высадки десанта, стал автором клятвы команды СК-036 перед боем. В ночь на 11 сентября 1943 года он вторично вышел на катере в Новороссийск и высадился там. Неутолимая жажда новых журналистских впечатлений гнала его на передовую, где шла жестокая схватка десантников с врагом. В их рядах он и погиб. Приказом от 15 сентября 1943 года старший лейтенант административной службы А.А.Луначарский был награжден орденом «Отечественной войны 2-й степени».

Долгое время судьба фронтового корреспондента была неизвестна и он числился в списках пропавших без вести, но последующее детальное расследование позволило найти очевидцев и определить дату его гибели — 12 сентября.

***

Евгения Сергеевна Кострикова (1921-1975)

Евгения Кострикова — единственная дочь Сергея Мироновича Кирова. После революции Киров (тогда еще Костриков) вел большевистскую работу в Закавказье. В 1921 году у него родилась дочь, которая вскоре после рождения осталась без матери. Отец, в связи с активной партийной и государственной деятельностью, не мог уделять дочери должного внимания. В пять лет маленькая девочка попала в интернат. Когда в 1934 году Киров был убит, Женя осталась круглой сиротой. Соратники Кирова А.И.Микоян и К.Е.Ворошилов привечали девочку в своих семьях. Во время войны в Испании в Советском государстве существовали детские дома «специального назначения», в которых воспитывались дети, вывезенные из страны, объятой гражданской войной. Одну из таких школ-интернатов закончила Евгения Кострикова.

После получения среднего образования, девушка решила продолжить обучение в Высшем техническом училище им. Баумана. С юных лет Женя привыкла самостоятельно принимать решения. Дух патриотизма зажигал в ней одну за другой героические мечты: биться на баррикадах Испании, участвовать в Финской войне. Неслучайно, как только началась Великая Отечественная, молодая девушка, пройдя трехмесячные курсы медицинских сестер, ушла добровольцем на фронт.

Военные дороги Евгении Костриковой начались в 1941 году на Западном фронте. В октябре 1942 года девушка стала военфельдшером 79-го отдельного танкового полка, который после участия в Сталинградской битве был переименован в 54-й гвардейский танковый полк. Во время военных действий военфельдшер Кострикова была в боевых порядках подразделения, двигалась следом за танками. Добросовестно выполняя свою работу, она проявляла исключительную отвагу и заботу при спасении раненых. После каждого боя хрупкая девушка обследовала место схватки и выносила тех, кому требовалась помощь.

С 9 июля по 4 августа 1943 года гвардии военфельдшер Кострикова в составе танкового полка Степного фронта принимала участие в Курской битве. В ее боевой работе всегда было множество героических эпизодов. 13 июля с поля боя не вернулись две машины. Вместе с разведчиками военфельдшер пробралась в тыл противника и эвакуировала раненных членов экипажей. В другом бою Евгения под неприятельским огнем вытаскивала танкистов из горящего танка. Всего за период с 12 по 25 июля она оказала первую помощь и эвакуировала с поля боя 27 раненных бойцов и командиров с их личным оружием. 4 августа Евгения Кострикова получила тяжелое ранение осколком снаряда.

Приказом от 14 октября 1943 года гвардии военфельдшер Е.С.Кострикова была награждена орденом «Красной Звезды».

После выздоровления Кострикова в декабре 1943 года была направлена на оперативную работу в штаб танкового подразделения. Но это дело пришлось ей, смелой и деятельной девушке, не по душе.

При содействии Ворошилова она добилась зачисления в Казанское танковое училище. Наравне с мужчинами Евгения, вовсе не обладающая богатырским телосложением и недюжинной силой, упорно осваивала теорию и технику танкового боя. Постигала премудрости управления танком, его материальную часть, особенности ведения огня из боевой машины.

Закончив ускоренный курс училища, Кострикова вернулась в танковую часть и стала командиром «Т-34». Позже, в звании капитана она командовала танковым взводом, а потом и ротой. Ее танк закончил Войну на территории Чехословакии, освобождая Прагу.

После окончания Войны Евгения Кострикова демобилизовалась и вела жизнь обычного советского человека. Умерла в Москве в 1975 году.

Многие из детей видных партийных и государственных деятелей выбрали своей профессией «защиту Родины». Далеко не все из них стали героями, но свою лепту в общее дело Победы внесла и «золотая молодежь».

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь