В августе 1942 года имя старшего лейтенанта Михаила Баранова было на устах не только у 8-й Воздушной, но и всей Красной Армии. К тому времени на его счету было около двух сотен боевых вылетов, 70 воздушных боев. Дважды он был награжден орденами «Красного Знамени». Славу же Баранову принес воздушный поединок над Доном, в котором он сбил 4 самолета неприятеля.
Родился Михаил в 1921 году. Как и многие его сверстники, он был увлечен небом. Видимо поэтому Чугуевская военная авиашкола была для него закономерным следствием Ленинградского Центрального аэроклуба. Учился он с огоньком и в 1940 году окончил авиашколу в звании младшего лейтенанта.
Высокие летные навыки Михаила и сильный характер позволили ему вскоре стать командиром звена 183-го истребительного авиаполка. В этой должности он и встретил Великую Отечественную войну. Воевал младший лейтенант умело, отважно и, как следствие, успешно. Он мастерски руководил звеном при выполнении боевых заданий. В ноябре 1941 года с разницей в один день — 5 и 6 числа — он был награжден двумя орденами «Красного Знамени».
К августу 1942 года старший лейтенант Баранов был уже опытным летчиком, на счету которого числилось два десятка сбитых самолетов противника.
Когда наступающие полки немцев штурмовали переправы через Дон, советские самолеты постоянно несли свою боевую вахту. Под ними были бескрайние донские степи и изрезанная реками родная земля, по которой ползли немецкие колонны. Враг настойчиво стремился к Дону. Каждая из переправ являлась небольшим укрепленным пунктом, который удерживали наши наземные войска. 7 августа во главе группы самолетов 183-го истребительного авиаполка старший лейтенант Баранов патрулировал район переправ. Такое воздушное дежурство зачастую превращалось для летчиков в сменяющую друг друга череду воздушных поединков. Так было и на этот раз.
Сначала звено Баранова выдержало поединок с четырьмя «Ме-109», атакующими нашу пехоту. Командир сбил одну вражескую машину, другую подожгли его товарищи. Буквально сразу же после этого советские летчики вступили в неравную схватку с большой группой истребителей и бомбардировщиков противника, которые направлялись к Дону для поддержки наступления немецких войск. И снова звено Баранова устремилось на вражеские машины. Баранов действовал молниеносно и решительно, изматывал врага, заставляя вести бой на виражах. А когда противник пытался выйти из боя, наносил ему сокрушительный удар. Так, под прикрытием своих боевых товарищей он один за другим атаковал неприятельские самолеты, сбил два немецких истребителя, а когда у него закончились боеприпасы, то пошел на крайнюю меру — таран. Оба столкнувшихся самолета упали на землю, но старший лейтенант Баранов успел выпрыгнуть с парашютом. Чтобы дать командиру успешно приземлиться, его боевые товарищи кружили над ним, отбивая атаки неприятельских самолетов.
После этого памятного боя, произошедшего на глазах у многих бойцов и командиров Красной Армии, Михаил Баранов стал любимцем всей страны. С фотографий, появившихся во многих газетах, на читателя смотрел веселый 21-летний паренек меньше всего похожий на виртуозного воздушного бойца, ставшего грозой Люфтваффе.
|
12 августа 1942 года, через несколько дней после той яростной воздушной схватки, Указом Президиума Верховного Совета СССР старший лейтенант Михаил Дмитриевич Баранов был удостоен звания Героя Советского Союза.
Осенью 1942 года капитан Баранов был переведен в 9-й Гвардейский авиаполк.
В ноябре 1942 года из-за проблем со здоровьем в Баранов был направлен в госпиталь. Дали о себе знать старые раны и последствия августовского боя. Вернувшись в январе 1943 года в полк, по одним данным 17, по другим — 15, числа капитан Баранов разбился, выполняя тренировочный полет. Так трагически оборвалась жизнь выдающегося аса Красной Армии, бывшего в свои двадцать с небольшим лет одним из наиболее результативных советских летчиков первого периода Войны.
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь