Битва за Кавказ

с 25 ? 1942 г. по 9 1943 г.
Бои за нефть и горы Приэльбрусья
— 4 человека проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

Два против пятидесяти

В августе 1942 года ожесточенные бои у ворот Кавказа не затихали ни днем, ни ночью. Враг рвался к источникам нефти Майкопа и Грозного. Не считаясь с потерями, неприятель наступал в долине Терека. Это время было очень тяжелым для Красной Армии, отступавшей под напором неприятеля. Катастрофическая нехватка танков не позволяла нашим войскам дать достойный отпор бронированному удару 1-й танковой армии Клейста. Особенно ожесточенные и кровопролитные бои развернулись в конце августа в районе Моздока.

Две танковые дивизии Клейста шли к Тереку. Нелегкую задачу задержать противника на направлении главного удара командование Закавказского фронта поставило бронепоездам. Приостановить продвижение врага, дать возможность переправиться на южный берег реки отступающим частям Красной Армии, прикрыть отход наших воинских эшелонов по железной дороге — такой боевой приказ получила моздокская группа бронепоездов. В состав группы входили 2 бронепоезда: 20-й отдельный тяжелый бронепоезд под командованием капитана Степана Николаевича Бородавко (численность экипажа 162 человека) и 19-й легкий бронепоезд «Щорс» под командованием капитана Ивана Павловича Кучмы (численность экипажа 57 человек). Следует отметить, что противостояние бронепоездов и танков по определению было неравным. Бронепоезда, выпущенные еще в довоенные годы, имели менее мощную броню, нежели немецкие танки, и в бою на открытой местности представляли собой более удобную мишень. При прямом попадании танкового снаряда ущерб, причиняемый поезду и его экипажу, был весьма серьезен: броня такого удара не выдерживала. Им предстояла смертельная схватка с опытным и хорошо вооруженным врагом, имеющим численное превосходство. Это хорошо понимали и командиры и бойцы бронепоездов.

23 августа в 6 часов утра тяжелый бронепоезд № 20 получил задание выдвинуться навстречу немецким танкам, рвущимся к переправе через Терек, задержать продвижение противника, обеспечить переправу курсантов Ростовского артиллерийского училища на южный берег реки и прикрыть отход наших эшелонов с живой силой и техникой. В районе разъезда Ново-Осетинский состав вступил в схватку с крупными силами неприятеля. Бронепоезду противостояло 50 вражеских танков, но экипаж поезда сражался отважно и сумел отбросить немцев от реки. Бронированным составом в бою руководил лично капитан Бородавко. Во время этого боя бронепоезд уничтожил 6 танков противника, но и сам получил тяжелые повреждения: были разбиты тендер и мазутный бак паровоза, рубку заливало водой и нефтью. Потери были и в личном составе — кочегар и помощник машиниста были тяжело ранены. В этих трудных условиях командир организовал вывод поезда, а машинист, старший сержант Савин, несмотря на ранение в голову, продолжил управлять паровозом и довел его до станции Моздок.

На станции члены экипажа принялись спешно восстанавливать поврежденный бронепоезд и пополнять боезапас. Для наблюдения за окружающей обстановкой была выслана разведгруппа, которая вскоре доложила о находящихся неподалеку в засаде неприятельских танках. Капитан Бородавко принял решение открыть огонь по машинам врага с закрытой позиции. Экипажу удалось рассеять противника артиллерийским огнем. Но вскоре танки неприятеля возобновили наступление на наши позиции. Бронепоезду было приказано выйти навстречу танкам. К этому моменту экипаж еще не успел полностью завершить восстановительные работы на бронированном паровозе, поэтому на случай окончательного выхода его из строя к бронепоезду был дополнительно прицеплен обычный паровоз. Состав выдвинулся для отражения новой атаки неприятеля. Бой происходил у разъезда «Екатериновский» на западной окраине Моздока. Неожиданно выскочив на врага, бронепоезд вступил в неравную схватку. Машинист Савин умело маневрировал составом под ураганным огнем противника, маскируя бронепоезд густым паром, до тех пор, пока не взорвался пробитый снарядами паровой котел бронированного паровоза. После этого Савин под огнем противника устремился на дополнительный паровоз и встал за его управление.

Первая площадка бронепоезда приняла на себя лобовой удар танков противника. Артиллерийским огнем на первой площадке руководили капитан Бородавко и политрук Абрамов. Открыв смотровые щели, с риском для жизни они следили за ходом боя, своевременно направляя огонь на подходившие танки. В результате боя еще 6 вражеских танков было подбито.

Экипаж, невзирая на потери, продолжал сражаться. Но орудия одно за другим выходили из строя, люди гибли, а огонь 20-го тяжелого бронепоезда слабел. От прямых попаданий снарядов в командирскую рубку погиб командир бронепоезда капитан Бородавко и военный комиссар Абрамов.

На охваченной пламенем бронеплощадке стали рваться снаряды. Заместитель политрука Стрельцов организовал вывод оставшихся в живых бойцов. Командование сразу принял на себя заместитель командира бронепоезда старший лейтенант Дичко, выполнявший боевую задачу из командирской рубки 2-ой бронеплощадки, сохранившей боеспособность.

В самый критический момент ему на выручку подоспел 19-й бронепоезд. Командир «Щорса» благодаря своему умению, хладнокровию и бесстрашию мастерски руководил боем.

Личный состав проявил в бою не только чудеса отваги и мужества, но до последнего боролся за живучесть бронепоездов, по возможности поддерживая их боеспособность. Расчеты дрались до полного выхода орудий и пулеметов из строя. Младший лейтенант Цуканов во время боя приспособил пушки противовоздушной обороны для стрельбы по танкам и вел из них успешный огонь до полного отказа орудия.

Четыре снаряда попали в башню одного из орудий 19-го бронепоезда, но само орудие осталось невредимым. Из него лейтенант Таджиев продолжал прямой наводкой расстреливать врага, подошедшего почти вплотную. В этом бою огнем его 2-й бронеплощадки было уничтожено 4 танка и группа автоматчиков.

В ходе боя повреждения ходовой части поездов от танковых снарядов были настолько сильны, что оба бронепоезда были обездвижены. Тогда оставшиеся в живых члены экипажей продолжили сражаться гранатами и личным оружием, схватка доходила до рукопашной. Один из танков был подбит противотанковой гранатой.

Закончился бой лишь поздно вечером. После полного выхода орудий и пулеметов из строя, когда начали рваться снаряды на горящем бронепаровозе, бойцам было приказано отходить в район действий Красной Армии. Немцы, оставив на поле боя 18 искореженных машин и понеся большие потери в личном составе, вынуждены были отступить. Так два советских бронепоезда смогли на некоторое время остановить немецкие танки.

Из состава двух экипажей (около 220 человек) в живых осталось только 42 человека.

Таким образом, танковый прорыв гитлеровцев был остановлен на несколько часов. Боевая задача, поставленная командованием, была выполнена. Всего за день боев бронепоездами Моздокской группы было уничтожено 18 немецких танков и несколько сот человек пехоты противника. В приказе от 28 августа 1942 года командующий Северной группой войск Закавказского фронта генерал-лейтенант И.И.Масленников объявил благодарность всему личному составу 19-го и 20-го бронепоездов и отметил их действия, как «пример храбрости, отваги и непоколебимого упорства, проявленной в бою с немецкими оккупантами». За беспримерный подвиг многие члены экипажей этих поездов были награждены орденами и медалями, в том числе капитан С.Н. Бородавко и политрук Г.Р.Абрамов награждены орденом Ленина (оба посмертно), старший сержант Е.В.Савин — орденом «Красной Звезды», капитан И.П.Кучма — орденом «Отечественной войны 2-й степени», лейтенант Н.Н.Таджиев и младший лейтенант И.А.Цуканов — медалями «За отвагу».

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь