Освобождение Карелии

с 10 ? 1944 г. по 9 1944 г.
— 2 человека проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

А знаете ли вы?

Танки

Первая Мировая война стала началом конца эпохи позиционных войн. Стремительный научный прогресс привел к появлению принципиально новых видов военной техники, одним из которых стали танки.

Разработка нового оружия велась параллельно сразу во всех ключевых державах Европы: Российской Империи, Великобритании, Франции и Германии. Буйство инженерной мысли породило огромное количество различных модификаций и конфигураций бронемашин. Наиболее жизнеспособными оказались танки ромбовидного типа, с орудиями и пулеметами, расположенными в спонсонах (выносных башнях, по типу корабельных), и танки классической компоновки с орудием, расположенным на вращающейся башне.

В конечном счете, конструкторы отдали предпочтение классической компоновке, и Французский танк Рено FT стал лучшим танком Первой Мировой и в различных модификациях прослужил в войсках до конца Второй Мировой войны.

Интересно, что такая конструкция была позаимствована у первого русского «Вездехода», построенного по проекту Пороховщикова. Не менее интересным фактом является и то, что после визита французской делегации разработка «Вездехода» была свернута. Танку Пороховщикова царское правительство предпочло футуристического вида танк Лебеденко, получивший название царь-танк.

Революция и Гражданская война привели к отставанию советского танкостроения. Неудивительно, что первым танком Красной Армии стал трофейный Рено. Вплоть до конца 1930-х годов отечественное танкостроение находилось под серьезным влиянием зарубежных инженеров.
Середина 1930-х годов стала временем бума создания многобашенных танков, не обошло это веянье и Советский Союз. В 1931 годк появился танк Гротта, а в 1935 — Т-35. Дороговизна, сложность в эксплуатации и многие другие факторы довольно быстро сделали многобашенную концепцию тупиковой.

К концу 1930-х годов отечественные инженеры вернули инициативу в танкостроении нашей стране. В это время были созданы такие танки, как Клим Ворошилов (КВ) и легендарный Т-34, созданный группой конструкторов под руководством Михаила Ильича Кошкина.

Работы над машиной начались еще в 1937 году. В марте 1940 года состоялся пробег новых танков из Харькова в Москву для показа их высшему руководству страны.

Готовый танк выходит из цеха

Испытание танка на танкодроме перед отправкой на фронт

Сталин высоко оценил Т-34, назвав его «ласточкой танковых войск». На обратном пути одна из машин провалилась в болото. Кошкин, будучи уже простуженным, помогал вытаскивать танк. Он промок и замерз, что в итоге осложнило его простуду. Через полгода Михаил Ильич скончался, не оправившись от болезни.

За свой танк конструктор вместе с Морозовым и Кучеренко, которые также трудились над Т-34, посмертно был удостоен Сталинской премии. Только в 1990 году Кошкину Михаилу Ильичу указом Президента СССР №824 было посмертно присвоено звание Героя Социалистического Труда.

До сих пор бытует легенда, что конструктора Т-34 Кошкина М.И.Гитлер объявил своим личным врагом, а когда узнал, что тот скончался, приказал уничтожить его могилу. Могила легендарного конструктора действительно не сохранилась до наших дней.

Легенды, порой совершенно невообразимые, окружали не только незаурядных личностей, но и боевые машины. Мифами были окутаны самые известные танки Второй Мировой войны — советские Т-34, КВ и, конечно, Иосиф Сталин (ИС), а также немецкие «Тигры» и «Пантеры».

Когда первые «тридцатьчетверки» попали к немцам, их детально изучили лучшие умы машиностроения и по достоинству оценили советский танк, в котором все было подчинено строгой простоте и лаконичности. Создатель легендарного автомобиля «Жук» и основатель компании Porshe, Фердинанд Порше, которому предоставили возможность ознакомиться с новым советским танком, был под впечатлением от него.

Танк Т-34

Надо отметить, что в 1930-е годы Порше приглашали в СССР для разработки новых боевых машин для советской армии, но он отказался. Во время Второй Мировой войны конструкторское бюро Порше работало на Германию. Несмотря на симпатию фюрера, в танкостроении конструктор не очень преуспел: его версия танка «Тигр» была отвергнута, а приоритет отдали фирме Хеншель, которая также приняла участие в конкурсе. Зато его самоходная артиллерийская установка (САУ) «Фердинанд», пусть и в малом количестве, участвовала в боевых действиях на Восточном фронте. Позднее концепцию Порше реализовали в последнем серийном танке Рейха. Танк получил название «Тигр-2», или «Королевский Тигр». Тем не менее, создателем танков типа «Тигр» принято считать Эрвина Адерса, за что он и получил прозвище «Отец тигров».

Трофейные танки «Тигр» на выставке трофейной техники

Самым массовым немецким танком стал «Пантера», также созданный под впечатлением от советских танков Т-34 и КВ. Его производством занималась фирма MAN, а разработан он был инженерами П.Вибикке и Г.Книпкампом. Сильные углы наклона башни были явно позаимствованы ими у советских танков.

Подбитый немецкий танк «Пантера»

Позже такие же башни появились и у американских танков. Ящикообразная форма башни была только у «Тигра» первой модификации.

Таким образом, Т-34 был не только лучшим танком Второй Мировой войны, но и настоящим законодателем мод.

Еще одним неоспоримым преимуществом Т-34 является огромный потенциал для модернизации, заложенный еще на этапе конструирования. Машина непрерывно модифицировалась на протяжении всей Великой Отечественной войны. Танки Т-34-85, поступившие на вооружение в 1944 году, сочетали огневую мощь тяжелого танка и маневренность среднего. Именно эти машины стали настоящим кошмаром для немецких танкистов. Надо отметить, что лучшим танковым асом СССР, стал лейтенант Дмитрий Федорович Лавриненко, воевавший именно на Т-34 модификации 1941 года. Молодой офицер погиб на пятом месяце войны, в боях за Москву. Боевой путь героя был очень короток, но ослепительно ярок. Лавриненко принял участие в 28 боях, в которых уничтожил 52 танка и САУ Вермахта. Его рекорд остался непобитым до самого конца Войны.

«...Тов. Лавриненко, выполняя боевые задачи командования с 4.10 и по настоящий день, со своим экипажем беспрерывно находится в бою. За период боев под Орлом и на Волоколамском направлении экипаж Лавриненко уничтожил 37 тяжелых, средних и легких танков противника…

...За проявленное мужество и отвагу в боях с германскими захватчиками тов. Лавриненко достоин высшей Правительственной награды — Присвоения звания «Герой Советского Союза»».

По неизвестным причинам «Звезду Героя» легендарному танкисту не дали, а наградили орденом «Ленина». Справедливость восторжествовала только в 1990 году, когда Указом Президента СССР Д.Ф.Лавриненко посмертно было присвоено заслуженное звание Героя Советского Союза.

Советские тяжелые танки КВ-1 и КВ-2, несомненно, можно считать лучшими машинами своего класса первого этапа Войны. Танки были воплощением всех передовых разработок того времени.

Танкисты возле танков КВ-IС перед наступлением

Единственным и самым серьезным недостатком машины была слабая надежность ходовой части. В войсках бойцы называли машину, «танк, который не умеет отступать». Основные потери были не от снарядов и мин противника, а от выхода из строя трансмиссии или других узлов. Неразбериха первых месяцев Войны не позволяла в полной мере организовать эвакуацию вышедших из строя машин, так они и попали в руки к немецким конструкторам. Впоследствии большая часть недостатков конструкции была устранена, и танк оставался основной тяжелой машиной вплоть до конца 1943 года.

Лейтенант 6-й немецкой танковой дивизии Гельмут Ритген так описал первое боестолкновение своей дивизии с танками КВ (Из книги Роберта Кершоу «1941 год глазами немцев»):

«... в корне изменилось само понятие ведения танковой войны, машины «КВ» ознаменовали совершенно иной уровень вооружений, бронезащиты и веса танков. Немецкие танки вмиг перешли в разряд исключительно противопехотного оружия… Отныне основной угрозой стали неприятельские танки, и необходимость борьбы с ними потребовала нового вооружения — мощных длинноствольных пушек большего калибра...

... неизвестные советские танки послужили причиной кризиса в ударной группировке «Зекендорф», поскольку она не располагала оружием, способным пробить их броню. Снаряды просто отскакивали от советских танков. 88-мм зенитные орудия пока что не было возможности применить. Пехотинцы во время танковой атаки русских в панике стали отступать. Сверхтяжелые советские КВ надвигались на наши танки, и плотный огонь наших не приносил никакого результата. КВ таранил командирский танк и перевернул его, командир получил ранение...»

Наступивший перелом в Войне, а вместе с ним и изменение в тактике применения танков дали мощный импульс для разработок новых тяжелых советских танков прорыва. Появление первых немецких «Тигров» на Восточном фронте ускорило процесс создания новых машин.

Главным конструктором нового танка стал Жозев Яковлевич Котин. Им в 1943 году буквально за месяц были разработаны новые танки типа ИС («Иосиф Сталин»). Конечно, слово разработаны будет не совсем верным, скорее началась стремительная эволюция танков семейства КВ, а именно КВ-1с («Клим Ворошилов скоростной»). Развитие это было настолько быстрое, что первая версия танка ИС-85 (ИС-1), была снята с производства раньше, чем приняла участие в боевых действиях. Причиной отказа от производства ИС-1 стала недостаточная мощность орудия, да и прочность брони оказалась ниже прогнозируемой. Все эти недостатки были выявлены в ходе финальных испытаний, когда танк уже был запущен в серию. Впоследствии опасения подтвердились, когда огнем «Пантер» и «Фердинантов» было подожжено 2 танка, в ходе Корсунь-Шевченковской  операции. Но, несмотря на некоторые недостатки, машина была достаточно надежна: из чуть более 100 сделанных машин до конца войны дошло больше 30. Танк ИС-122 («Иосиф Сталин 2») стал самым мощным и хорошо защищенным советским танком Второй Мировой войны. По мощности вооружения он уступал разве что «Королевскому Тигру», зато значительно превосходил его по другим характеристикам.

Известно несколько случаев танковых сражений между «Королевскими Тиграми» и ИС-2. Как правило, неповоротливый и сверхтяжелый «Тигр» уступал нашему танку. Одним из самых известных таких сражений, был бой за удержание Сандомирского плацдарма, в ходе которого взвод танков «Иосиф Сталин-2» смог сдержать наступление более 20 немецких «Тигров-Б», а командир взвода старший лейтенант Василий Александрович Удалов, из своего танка подбил сразу 3 немецких машины. За умелые действия в бою Удалов был удостоен звания Героя Советского Союза.

«... С 11 по 13 августа противник свежими силами предпринял неоднократные атаки тяжелыми танками в направлении узла дорог Сташув. Тов. Удалов не допустил прорыва танков пр-ка на Сташув и 13 августа 44 г. из засады вступил в бой с 27 танками пр-ка. В результате ожесточенного танкового боя и маневра на рубеже из засады в засаду взвод Удалова атаку отбил, а лично Удалов уничтожил 3 тяжелых танка пр-ка типа «Тигр-Б»...»

В полной мере боевые качества ИС-2 проявлялись при штурме городов и прорывах оборонительных линий противника. Ярким примером может служить Висло-Одерская наступательная  операция. В ходе нее 23 танка ИС-2 из состава 80-го отдельного гвардейского тяжелого танкового полка за две недели боев смогли уничтожить: 19 танков и самоходных артиллерийских установок противника, свыше 50 артиллерийских орудий и минометов, 15 укрепленных огневых точек. При этом безвозвратных потерь среди ИС-2 не было.

Несмотря на то, что тяжелые танки заключительного этапа Войны внешне стали очень похожи, оставался ряд существенных отличий в конструкции. Главным из них было расположение трансмиссии. Немцы помещали ее спереди, а у советских танков она была расположена сзади. Это обстоятельство значительно улучшало живучесть советских танков в бою, так как ходовая часть была дополнительно защищена башней. Кроме того, отечественная компоновка позволяла значительно уменьшить высоту машины, что также положительно сказывалось на живучести. В пользу советской модификации говорит и тот факт, что фактически все танки мира с конца Второй Мировой до наших дней используют именно ее.

Конструкция танка была настолько удачна, что его более поздние модификации оставались на вооружении СССР вплоть до 1970-х годов, а в некоторых африканских и ближневосточных странах этот танк используется до сих пор.

Основы инженерной школы отечественного танкостроения, заложенные в ходе Великой Отечественной войны, сделали СССР, а теперь и Россию, одним из мировых лидеров в этой сфере. Наши танки стоят на вооружении более чем в 50-и странах мира, в том числе и странах-членах НАТО. Основные принципы отечественной танковой школы остались неизменны: максимальная простота и неприхотливость в эксплуатации, возможность действовать в любых климатических зонах, высокая живучесть и надежная защита экипажа.

Танки на марше. 1985 г.

Советские и российские танки принимали участие практически во всех локальных конфликтах, происходивших после Второй Мировой войны, и всегда демонстрировали свою высочайшую надежность и эффективность.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь