К началу августа 1943 года общая обстановка на советско-германском фронте, в том числе и на западном стратегическом направлении, определялась победами, одерживаемыми Советской Армией под Курском. Наши войска прочно держали в своих руках стратегическую инициативу, успешно ведя борьбу с основными силами гитлеровской Германии и ее союзников. В этих условиях было очень важно активными действиями на других направлениях нанести поражение как можно большим силам противника, чтобы не позволить ему использовать эти силы для противодействия нашему контрнаступлению. К таким участкам фронта в первую очередь относилось западное направление, как непосредственно примыкавшее к району курского выступа. Там Ставка Верховного Главнокомандования и готовила крупную наступательную операцию, придавая ей большое значение. Эта операция получила кодовое название «Суворов».
Первый ее этап охватывает период боевых действий с 7 по 20 августа и включает в себя Спас-Деменскую операцию, проведенную войсками Западного фронта, и Духовщинско-Демидовскую, начатую войсками левого крыла Калининского фронта. На втором этапе (21 августа — 6 сентября) силы Западного фронта были задействованы в Ельнинско-Дорогобужской операции, а части левого крыла Калининского фронта продолжали наступать в районе Духовщины. За период третьего этапа (7 сентября — 2 октября) совместными действиями войск левого крыла Калининского и частей Западного фронтов была проведена Смоленско-Рославльская операция, а главные силы Калининского фронта завершили Духовщинско-Демидовскую.
Особенность операции «Суворов» состояла в том, что удары наносились на широком фронте, и оборона противника одновременно прорывалась на семи участках. Такие действия сковывали крупные вражеские силы и лишали возможности перебросить часть соединений на юго-западные рубежи. Более того, противник вынужден был ослабить орловско-брянский участок и усилить западное направление.
Исключительную важность наступательной кампании подчеркивает один интересный факт: перед самым началом наступления, для личной беседы с командующими армий, на линию фронта прибыл сам Иосиф Виссарионович Сталин.
«...Выезжал ли на фронты И.В. Сталин? Мне известна лишь одна его поездка. Это было в первых числах августа 1943 года в период подготовки Смоленской операции. Тогда Главнокомандующий побывал на командных пунктах Западного и Калининского фронтов, где и состоялась его встреча с командующими этими фронтами генералами армии В.Д. Соколовским и А.И. Еременко. Поездка заняла двое суток. О других выездах на фронт Сталина мне ничего неизвестно. Думаю, что их и не было». |
Гитлеровское командование придавало особое значение удержанию «смоленских ворот» — водораздела между Днепром и Западной Двиной. Отсюда было сравнительно недалеко до Москвы, и вражеские самолеты часто наносили по ней бомбовые удары, поднимаясь с аэродромов, базировавшихся в этом районе. Потеря смоленского плацдарма лишала врага такой возможности. Но самое главное — «смоленские ворота» открывали прямой путь на Белоруссию, в Восточную Пруссию и Польшу. Несмотря на тяжелую обстановку, сложившуюся для гитлеровских армий летом 1943 года на Курской дуге, на этом участке фронта немецкое командование держало мощную группировку войск. Накануне начала советского наступления сюда были переброшены дополнительно еще две пехотные и одна танковая дивизии.
Всего в операции «Суворов» было задействованы около 1 300 000 человек, включая 84 стрелковые дивизии, 12 стрелковых бригад, 14 отдельных танковых бригад, 3 кавалерийских дивизий. Одновременно с этим, осуществлялась поддержка с воздуха силами штурмовой и бомбардировочной авиации.
Советским частям пришлось иметь дело с сильным и хорошо оснащенным противником: к началу Смоленской операции немцы заблаговременно подготовили хорошо продуманный в инженерном отношении, завершенный к осени 1943 года оборонительный рубеж — «Восточный вал» глубиной 100-130 километров. Передний его край находился на высотах, господствовавших над окружающей местностью. Почти вдоль всей передовой тянулась колючая проволока и сплошные минные поля. Кроме того, гитлеровские войска в полосе обороны располагали разветвленной сетью шоссейных дорог и крупными железнодорожными узлами: Смоленск и Рославль, которые позволяли быстро организовать перевозки войск и грузов. Об эту линию укреплений, по замыслу немецкого генштаба, должно было разбиться наступление Советской Армии. Таким образом, гитлеровское командование надеялось выиграть время для ведения переговоров с Великобританией и США.
Однако и у советских войск были свои преимущества. Местность, по которой им предстояло наступать, густо покрывали кустарники и значительные лесные массивы, что обеспечивало маскировку наступающих частей. В советском тылу тоже имелись крупные, хотя и менее развитые, железнодорожные узлы: Вязьма и Ржев.
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь