Операция «Концерт»

с 19 1943 г. по 30 1943 г.
Подрыв 150 000 рельсов
— 2 человека проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Военная операция

«Концерт» начался

Часть партизанских отрядов к моменту выхода директивы об изменении даты начала операции уже выдвинулись на исходные позиции и начали действовать 19 сентября 1943 года.

Только белорусские отряды в ночь на 19 сентября подорвали около 20 000 рельсов и вывели из строя примерно 130 км железнодорожных путей. Той же ночью ударили и группы в Прибалтике. Уже утром у немцев стали возникать серьезные проблемы.

Из сообщения дирекции германских государственных железных дорог:
«... Положение очень напряженное! Действия партизан невыносимо увеличиваются. Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий…»

19 сентября 1943 года партизаны черниговского отряда «За Родину» захватили три переправы через Днепр, смогли отбить все контратаки немцев и передали их частям 60-й армии.

Из сводок Совинформбюро от 20 сентября 1943 года:

Партизаны бригады имени М.М.Коцюбинского захватили 13 переправ через Днепр в полосе наступления 13-й армии и совместно с переправившимися частями 8-й стрелковой дивизии разгромили немецкие части и освободили несколько сел.

Широкий размах в ходе операции «Концерт» получило партизанское движение в Ленинградской области. К действующим отрядам в ходе операции добавились вновь созданные, значительное содействие партизанам оказывали местные жители. Большой приток бойцов в партизанские отряды происходил за счет людей, спасенных партизанами от насильного угона в Германию.

Уже в самом начале операции за одну ночь 19 сентября бойцы 2-ой партизанской бригады уничтожили на Варшавской дороге 1000 рельсов, 2 км телеграфно-телефонных линий связи и укрепленный охранный пункт.

Основная масса партизанских отрядов вступила в бой в ночь на 25 сентября 1943 года. Были атакованы десятки гарнизонов, охраняющих станции, мосты и перегоны.

Из сводок Совинформбюро от 29 сентября 1943 года:

Из сводок Совинформбюро от 30 сентября 1943 года:

Были среди подрывников свои лидеры, лично подорвавшие более 10 эшелонов: Григорий Аркадьевич Токуев, Василий Кононов, Владимир Владимирович Павлов, Дмитрий Миронович Резуто, Михаил Илларионович Петров, Николай Михайлович Фролов.

Для успешного проведения операции от подрывников требовалась не только храбрость, но и смекалка. Так Г.А.Токуев изобрел мину нажимного действия особой конструкции. На ее закладку требовалось меньше времени, и работала она безотказно. При нехватке тола он же изобрел железный клин, который вставлялся между рельсами.

2 октября 1943 года партизаны Белоруссии нанесли очередной единовременный удар по железнодорожным коммуникациям врага. Эффективность их действий трудно переоценить. Целые немецкие дивизии не могли быть вовремя переброшены к месту боевых действий из-за разрушений, произведенных партизанами на железнодорожных линиях.

Из сводки Совинформбюро от 3 октября 1943 года:

Из сводки Совинформбюро от 9 октября 1943 года:

Особо значимые транспортные объекты немцы превращали в настоящие крепости. Одной из таких «крепостей» был железнодорожный мост через реку Уборти, что северо-западнее Киева. Железная дорога, проходящая по нему, имела важное значение в системе снабжения киевской группировки немцев, и охранялась особенно тщательно. Вывод из строя этой магистрали был поручен отряду под командованием  А.М.Грабчака. Лобовым ударом прорваться к мосту было фактически невозможно: по периметру моста было установлено 4 дзота и пулеметные точки, а берега реки были заминированы. В охрану входила зенитная батарея и 3 полковых миномета, к тому же мост прикрывали четыре ряда колючей проволки, а путь при въезде с обеих сторон защищали металлические ворота. Но партизаны справились и с такой сложнейшей задачей. Ведя разведку, подопечные Грабчака установили, что 2 раза в неделю к мосту с инспекцией приезжает местный комендант, это обстоятельство и натолкнуло партизан на мысль провести гениальную во всех отношениях диверсию. Подрывники после нескольких неудачных попыток подорвать хорошо охраняемый мост через реку Уборть применили хитрость. Смастерив так называемую «железнодорожную торпеду» в виде дрезины с мотором и начинив ее пятью неразорвавшимися авиабомбами с хитроумным взрывателем, подрывники укрепили среди бомб длинную жердь, нижний конец которой соединили проволокой с чекой взрывателя в подрывном заряде. Так как мост перекрывался металлическими воротами, на дрезину посадили чучела в виде набитых соломой немецких мундиров, которые изображали немецких «моториста» и того самого «коменданта», который регулярно проводил инспекцию охраны моста. 31 октября дрезину-торпеду установили на рельсы примерно в километре от моста, завели мотор и подтолкнули.

Охрана моста не сделала по приближающейся дрезине-торпеде ни единого выстрела и не закрыла металлические ворота. Мощнейший взрыв серьезно повредил мост. Только спустя четверо суток немцы смогли частично восстановить движение. В Берлин был направлен доклад, что мост был подорван «красными камикадзе» — советскими офицерами-смертниками, которые вместе со сверхновой железнодорожной торпедой были переброшены прямо из Москвы.

14 октября 1943 года 5-я Ленинградская партизанская бригада взрывом железнодорожных рельсов на участке Уторгош — Сольцы остановила три эшелона с советскими гражданами Красногвардейского, Слуцкого, Красносельского и других районов Ленинградской области, которых немецкие захватчики насильно угоняли в Германию. От фашистского рабства было спасено 1 200 человек.

Из сообщений Ленинградского штаба партизанского движения:
«Организуя массированные налеты на железные дороги противника партизаны взорвали в октябре свыше 16,5 тысяч рельсов, спустили под откос 24 вражеских поезда, в результате чего было разбито 23 паровоза и 205 вагонов, взорвали 18 железнодорожных мостов и около 150 мостов на шоссейных и грунтовых дорогах»

 «Нормальное сообщение по Варшавской железной дороге между Псковом — Лугой было прервано с момента нападения на 29 часов. Для восстановления участков разрушенной дороги немецкое командование было вынуждено привозить рельсы из г. Псков»
Из сообщений коменданта тылового района Кренцки:
«В последних боях с 3-ей партизанской бригадой хорошо вооруженные разведотряды и отряды отпускников понесли тяжелые потери в людях и вооружении, при крайне скромных собственных успехах»

Мощный удар был направлен на Старорусскую железную дорогу, где успешно действовала 3-я бригада. Только за 19 октября партизаны подорвали 4600 рельсов, взорвали железнодорожный мост, уничтожили свыше 40 вагонов с живой силой и техникой. В результате этих действий Старорусская дорога была парализована на несколько дней. Такая активность партизан вынуждала противника усилить меры противодействия. Против отрядов народных мстителей враг бросил все имеющиеся в его распоряжении силы. В дело пошли даже отряды отпускников, из скопившихся на железнодорожных станциях военных эшелонов.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь