Форсирование Днепра

с 26 1943 г. по 23 1943 г.
Неприступный «Восточный вал»
— 0 человек проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

А знаете ли вы?

Важнейшее из искусств

«… Из всех искусств для нас
важнейшим является кино»
В.И.Ленин

Кино в годы Великой Отечественной войны, как и все сферы искусства в СССР, приобрело ярко выраженную военную окраску. Несмотря на тяжелый период для страны, кинопроизводство не было остановлено. В сентябре 1941 года, когда немцы наступали в сторону Москвы, все киностудии по решению правительства были эвакуированы в Среднюю Азию. В Алма-Ате была размещена вновь организованная Центральная объединенная киностудия художественных фильмов, вобравшая в свой коллектив многих ведущих мастеров киноискусства Москвы и Ленинграда. Часть киноработников московских студий переехала в Ташкент, Тбилиси и Баку. В Сталинграде на базе местной киностудии стал работать коллектив «Союздетфильма». В Ашхабад были направлены работники Киевской киностудии.

Тогда же 950 сотрудников Мосфильма, отказавшись от эвакуации, ушли добровольцами в дивизии народного ополчения и в Особую 3-ю Московскую Коммунистическую стрелковую дивизию.

А в зданиях Мосфильма на Воробьевых горах остался работать лишь один цех специального назначения, в котором группа мастеров, инженеров и сотня подростков выполняли военные заказы — изготавливали детали реактивных снарядов и десантных лодок.

В те годы наибольшее распространение получили документальные фильмы. Снимали наши кинооператоры в основном мобильными ручными кинокамерами, в которых движение кинопленки во время съемки производилось ручным или пружинным приводом. Вместимость кассет была 30 метров пленки, и хватало их на 1 минуту съемки. При этом камеры с пружинным приводом завода хватало только на полминуты. Тем не менее, благодаря этим камерам, советские кинохроникеры изо дня в день фиксировали боевой путь Советской Армии до Берлина. Одним из таких операторов был знаменитый советский кинодокументалист режиссер Роман Кармен. К тому времени он успел поучаствовать с кинокамерой в четырех войнах и запечатлеть на пленку полмира. Во время Великой Отечественной Кармен снимал самые важные ее события: бои под Москвой, блокадный Ленинград, сражения в Сталинграде, штурм Берлина, подписание капитуляции гитлеровской Германии.

Съемка на передовой требовала от операторов большого мужества и отваги.

Из воспоминаний оператора Константина Богдана:
«Огонь, грохот… Все сидят в земле, летают только пули да снаряды, и лишь оператору надо высовываться, чтобы хоть что-нибудь снять»

Работая в очень трудных условиях, деля с бойцами, офицерами и партизанами все тяготы фронтовой жизни, многие военные операторы отличились в боях. Смертельно раненая Мария Сухова вертела ручку аппарата до тех пор, пока не потеряла сознание. Ленинградец С.Фомин снимал бой с тонущего корабля. Выпускник ВГИКа, ассистент оператора В.Смородин с боями прорывался из окружения, был дважды ранен, но не расставался с киноаппаратом, бережно сохраняя отснятую пленку. Смертью героев пали операторы-фронтовики В.Сущинский, В.Муромцев, П. Быков, Б.Вакар, А.Шило, А.Знаменский, И.Авербах, А.Эльберт и многие другие. В общей сложности во время Войны был ранен каждый второй оператор, а каждый четвертый убит.

Всего за четыре года Войны кинохроника выпустила четыреста номеров «Союзкиножурнала», шестьдесят пять номеров журнала «Новости дня», двадцать четыре «Фронтовых киновыпуска», шестьдесят семь тематических короткометражных фильмов и тридцать четыре полнометражных документальных кинокартины.

Свою хронику Войны вел знаменитый украинский кинорежиссер и драматург Александр Довженко, чьим именем позже была названа киностудия. В годы Войны он работал военным корреспондентом, писал очерки, рассказы, статьи. Кроме того, им были созданы такие документальные фильмы как «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Победа на Правобережной Украине» (1945).

У художественного кинематографа в годы Войны несколько расширилась тематика: появились агитационные новеллы, объединенные в «Боевые киносборники». Это были короткометражные фильмы, основным мотивом которых была борьба советских людей с оккупантами. В «Киносборниках» большую популярность приобрели выпуски, рассказывающие про приключения солдата Швейка (по мотивам рассказов Я.Гашека), узника концлагеря.

Из воспоминаний народного артиста СССР, кинорежиссера Г.В.Александрова:
«Нуждами фронта и тыла с первых дней войны жила и наша художественная кинематография»

Г.Александров, Б.Барнет, С.Герасимов, В.Петров и ряд других постановщиков участвовали в работе над новеллами для «Военных киносборников». Сценарии писали Л.Леонов, Ю.Герман, Н.Эрдман, писатели-прозаики, сценаристы, театральные драматурги. В фильмах снимались любимые зрителями киноактеры — Л.Орлова, В.Серова, З.Федорова, Н.Крючков, Б.Чирков.

В 1942 году вышли последние выпуски «Боевого киносборника», их сменили полнометражные военные фильмы. Талантливые режиссеры, такие как И.Пырьев, М.Ромм, Л.Луков, М.Донской и другие создавали для поднятия патриотического духа советских граждан свои произведения: «Секретарь райкома» (1942), «Она защищает Родину» (1943), «Радуга» (1943), «Два бойца» (1943), «Человек №217» (1945). Некоторые фильмы снимались по мотивам произведений военных корреспондентов. В 1942 году был снят «Парень из нашего города», в основу которого легла одноименная пьеса К.Симонова. Для придания достоверности в некоторые уже снимавшиеся фильмы были добавлены сцены боев («Морской ястреб», «Машенька»). Надо отметить, что в фильмах военного периода не всегда все содержание заполняла драма или трагедия, в них также присутствовали и юмор, и романтика. Ведь и в Войну жизнь не стоит на месте. Знаковыми в этом направлении лентами считаются «Два бойца» (1943), «В 6 часов вечера после войны» (1944). Песни и музыка этих фильмов еще очень долгие годы были популярны и любимы народом.

Однако съемки и невоенных фильмов в эти тяжелые для страны годы тоже не прекращались.

Режиссер Иван Пырьев вспоминал:
«Я решил, что продолжать съемки нашего сугубо мирного фильма нет никакого смысла. Многие члены нашей съемочной группы подали заявления о вступлении в ряды армии, получил повестку явиться в военкомат и я. Поставив об этом в известность директора студии, я на другой день утром уже был на сборном пункте. Однако, когда нас, «запасных», осмотрели, зарегистрировали и построили, чтобы отвести в казармы, во двор въехала легковая машина студии... меня тут же «извлекли» из строя, посадили в машину и увезли обратно. Оказывается, было получено указание съемки «Свинарки» во что бы то ни стало продолжить, а меня на время съемок забронировать. Четыре месяца, в период вражеских налетов на Москву, мы снимали наш фильм... 12 октября мы сдали «Свинарку» руководству Комитета, а 14-го срочно вместе со студией вынуждены были эвакуироваться в Казахстан»

Руководство страны пришло к выводу, что во время Войны народу больше, чем в мирное время необходимы эмоциональная разрядка и отдых. Было решено не прекращать съемку комедий и музыкальных фильмов. В полной мере это касалось и сказок. Поэтому не помешала Война и съемкам фильма-сказки А.Роу «Кащей Бессмертный», проходившим в эвакуации.

Актер Георгий Милляр, который исполнил заглавную роль, незадолго до съемок перенес малярию и весил 45 кг:
«Вид у меня был отвратителен, страшен. Во время съемок лошадь не подпускала меня близко. Завидев даже издали, она в страхе шарахалась. Едва ей развязывали глаза (приходилось завязывать), она снова сбрасывала меня прочь... У моего Кощея был голый череп, сзади прямые волосы, переломленный нос и тупой выдающийся подбородок, он был в пластмассовом панцире, из которого росли острые костяные крылья»

Очень важна была тема патриотизма и освободительной борьбы народа с иноземными захватчиками, раскрытая в фильмах «Георгий Саакадзе» (1942-1943), «Кутузов» (1944), «Давид Бек» (1944). С 1941 по 1945 год Сергей Эйзенштейн работал над фильмом «Иван Грозный». Съемки начались в Москве, затем с 1942 года были продолжены в эвакуации в Алма-Ате.

Не менее важной задачей была демонстрация старых и вновь снятых фильмов. И если в тылу это решалось относительно просто — через кинотеатры и клубы, то на передовой использовались специальные автокинопередвижки. В их комплект входили: компактный кинопроектор, экран, мощное звуковоспроизводящее устройство и агрегат электропитания, приводимый в действие от автомобильного двигателя. Помимо показа фильмов и кинохроники их использовали для трансляции радиофильмов, выступлений, агитационных записей, а также музыки с граммофона для танцев.

После успешных наступательных операций советской армии необходимо было налаживать мирную жизнь в освобожденных населенных пунктах. Немаловажную роль в этом играло кино. Для демонстрации фильмов в отсутствие электроэнергии использовались специально сконструированные кинопередвижки с ручным приводом.

Несмотря на четкую пропагандистскую направленность, советское кино времен Великой Отечественной воны было по сути своей героическим, сохранившим в чистоте свой гуманизм и интернационализм.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь