***
Евгений Яковлевич Весник (15 января 1923 — 10 апреля 2009)
Евгений Весник родился в семье видных государственных деятелей, которые в 1937 году были репрессированы. Это трагическое событие стало первым серьезным испытанием для молодого человека. С юных лет ему пришлось жить самостоятельно.
А потом началась Война. В 1942 году Весник был призван в Красную Армию и с июня 1944 года воевал на Карельском фронте в должности адъютанта командира 1-й Гвардейской корпусной артиллерийской бригады. При форсировании реки Свирь 21 июня молодой лейтенант показал себя отважным воином и вынес из-под обстрела раненного офицера. За проявленную в бою храбрость 26 июня 1944 года гвардии лейтенант Е.Я.Весник был награжден медалью «За отвагу».
В начале 1945 года Весник — адъютант при командире 5-й Гвардейской гаубично-артиллерийской бригады, занимался подготовкой ее полков к предстоящей операции, контролировал маскировку огневых позиций и наблюдательных пунктов. В наступлении, когда части бригады были разобщены, поддерживая своим огнем различные стрелковые подразделения, обеспечивал личную связь между командиром бригады и командирами полков. Доставляя приказы и донесения, ему не раз приходилось попадать в сложные ситуации. 24 января гвардии лейтенант Весник столкнулся с группой вражеских автоматчиков, но успел быстро и решительно организовать отпор неприятелю и заставить его отступить. Оценкой его боевой работы стало награждение 28 февраля 1945 года орденом «Красной Звезды».
Последним пунктом боевой биографии адъютанта Весника стал штурм города-крепости Кенигсберга. За добросовестность и храбрость, проявленные при выполнении своих обязанностей, гвардии лейтенант Е.Я.Весник 10 июня 1945 года был награжден второй медалью «За отвагу», а 2 декабря — медалью «За взятие Кенигсберга».
Мирная жизнь началась для него с учебы в столичном театральном училище имени Щепкина, по окончании которого он в течение 6 лет был сослуживцем Николая Дупака по Драматическому театру имени Станиславского. Признание театрального зрителя артист, обладавший незаурядным талантом и уникальным актерским почерком, завоевал с первых шагов на сцене. Потом была звездная роль Остапа Бендера в спектаклях «Золотой теленок» и «Двенадцать стульев», поставленных на сцене Театра Сатиры, куда Весник перешел в 1954 году. Трудно представить, но в этой роли актер выходил на сцену около 600 раз. С 1963 по 1992 год Весник служил в труппе Малого театра.
Но, если театральная карьера артиста пошла в гору сразу, его путь на киноэкран был долгим. Зато в 1968 году, после выхода на экраны фильма «Трембита» его кинопопулярность превзошла все ожидания. В творческой жизни Весника было много комических ролей, которыми он во многом обязан своей внешности, но без огромного актерского дарования они не смогли бы стать столь незабываемыми. Итогом работы в кино стали 67 фильмов с его участием.
Евгений Весник был личностью исключительно цельной и многогранной. Он не только являлся артистом театра и кино, создавшим широкий спектр разнохарактерных образов, но и выступал на эстраде, вел передачи на радио, озвучивал мультфильмы и иностранные кинокартины, был автором сценариев и книг, последние из которых вышли в свет незадолго до его смерти.
В 90-е годы актер сначала ушел со сцены, а потом перестал сниматься в кино. Он очень трепетно относился к чистоте своей актерской специальности и, в первую очередь, ценил в актерах профессионализм.
Умер Евгений Яковлевич Весник в возрасте 87 лет.
***
Владимир Абрамович Этуш (6 мая 1922)
Семью, в которой родился Владимир Этуш, трудно назвать театральной, поэтому его пристрастие к театру и актерству не подпитывалось ни наследственностью, ни связями, ни традициями. Эта склонность проявилась в нем еще на школьной скамье, где Этуш с удовольствием участвовал в художественной самодеятельности. Накануне Войны он уже учился в Щукинском училище.
Война обрушилась на молодого артиста, как снег на голову. Еще некоторое время он продолжал играть на сцене, но ряды зрителей неумолимо таяли. В какой-то момент Владимир понял, что продолжать жить по-прежнему невозможно и попросил отправить его на фронт.
Прежде чем включиться в боевые действия, он прошел обучение в школе военных переводчиков и получил звание лейтенанта административной службы. Воевал он на Западном и Южном фронтах. В сентябре 1943 года Владимир Этуш в должности помощника по тылу начальника штаба 581-го стрелкового полка 151-й стрелковой дивизии участвовал в наступательных боях в районе Моспино. На нем лежала забота об обеспечении войск продовольствием и боеприпасами, о приеме и эвакуации раненых. В одном из боев он возглавил роту, оказавшуюся в сложной обстановке, в другом — в числе первых ворвался в населенный пункт и вступил в уличные бои. За мужество и смелость в боях 19 сентября 1943 года лейтенант административной службы В.А.Этуш был награжден орденом «Красной Звезды».
В том же году, во время боевых действий в Запорожской области, Владимир Этуш получил тяжелое ранение, после которого стал инвалидом 2-й группы и на фронт не вернулся.
В 1944 году актер возобновил прерванное обучение, по окончании которого был принят в труппу театра имени Вахтангова. На театральной сцене Этуш постепенно продвигался от эпизодических ролей к созданию сложных и неоднозначных образов. Время от времени снимался он и в кино, но настоящую общенародную известность и популярность принесла ему роль жениха товарища Саахова в фильме Гайдая «Кавказская пленница». Успех Этуша был настолько ошеломителен, что за ним прочно закрепилась слава острохарактерного комедийного актера, которая с лихвой подтвердилась в его последующих кинокартинах. Между тем, его актерскому таланту были подвластны самые разные жанры от балаганной сатиры и гротеска до психологической драмы и подлинной трагедии.
Последнее время актер редко появляется перед зрителями, делая акцент на преподавательскую деятельность. В стенах родного Щукинского училища Этуш преподавал актерское мастерство, был ректором этого учебного заведения, а с 2003 года стал его художественным руководителем.
***
Георгий Александрович Юматов (11 марта 1926 года — 4 октября 1997)
Миллионам людей памятна роль Георгия Юматова в фильме «Офицеры», где он сыграл Алексея Трофимова — человека, чья профессия «защищать Родину». Картина быстро завоевала сердца многих поколений зрителей. Произошло это во многом благодаря тому, что исполнитель главной роли не понаслышке знал о жизни человека на войне, побывал в самом ее пекле.
Георгий Юматов принадлежал к тем редким самородкам, которые пришли в кинематограф по воле случая. А мечтал Жора Юматов совсем о другом — о море! Героическая жизнь моряка, наполненная подвигами и приключениями, грезилась мальчишке с малолетства. Тогда он еще не знал, как страшно изуродует его мечту Война, наполнив ее страданиями и смертями.
Учился он весьма посредственно, уделяя большее внимание своей физической подготовке, нежели успеваемости. Когда началась Война, он еще не достиг призывного возраста, но парень упорно рвался в бой. Чтобы попасть на фронт, он закончил Московскую объединенную школу ВМФ и под конец 1943 года стал юнгой в Керченской бригаде бронекатеров Черноморского Флота. Его фронтовая жизнь, начавшись в Ейске на Азовском море, пролегла через Керчь и Одессу к Дунаю. Своей воинской специальностью — сигнальщик — краснофлотец Юматов владел в совершенстве, быстро и четко передавая сигнальными флажками важные сведения.
В 1944 году бригада бронекатеров, в которой служил 18-летний Юматов, вошла в состав Дунайской военной флотилии. За отличие в боях за город Смедерово сигнальщик 424-го бронекатера 4-го дивизиона бронекатеров 1-й Керченской Бригады Речных Кораблей краснофлотец Г.А.Юматов 25 ноября 1944 года был награжден медалью Ушакова — одной из самых редких и почетных флотских наград. Этой наградой Георгий Александрович гордился всю жизнь. Тогда, 14 октября, Юматов бесстрашно стоял под неприятельским обстрелом на своем открытом боевом посту, передавая семафором приказы командира всем катерам дивизиона. В ходе последующего ночного боя он непрерывно находился на боевой рубке, фиксируя расположение огневых точек противника, а в критический момент боя сам встал к пулемету.
Моряки-дунайцы с боями прошли Румынию и Венгрию, а на исходе Войны участвовали в знаменитом десанте на Имперский мост в Вене. Память об этой последней кровопролитной схватке осталась у Юматова на всю жизнь. Фортуна была благосклонна к молодому моряку, неоднократно спасая его от смерти. Гибли катера, на которых он служил, трижды он был ранен и контужен — Юматов неизменно возвращался в строй. Вот и в операции по освобождению Вены, он выжил, несмотря на гибель многих товарищей и собственные тяжелые ранения.
С таким фронтовым багажом за плечами, с ясными понятиями о чести и справедливости и зрелой жизненной позицией вошел молодой Юматов в мирную жизнь. Случайная встреча с Григорием Александровым, предложившим ему сняться в эпизоде фильма «Весна», определила его дальнейший жизненный путь. Молодой человек, получивший в августе отпуск по ранению, в сентябре 1945 года уже снимался на «Мосфильме».
В кинобиографии Юматова было много замечательных ролей, и его морская душа, опаленная Войной, нет-нет, да и прорывалась то в тельняшке, то в облике, то в повадках его героев. Много в его фильмографии лент о войне, о море, о подвиге. Символично, что в своем последнем фильме, увидевшем свет уже после смерти актера, Юматов сыграл роль шкипера Кузина.
***
Григорий Дмитриевич Плужник (1 мая 1909 — 27 января 1973)
Григорий Плужник — тот самый знаменитый Антон Кандидов из фильма «Вратарь», которого знала вся предвоенная страна. Редко на актерскую долю выпадал такой оглушительный успех в первой же кинороли.
Родившись в зажиточной семье управляющего поместьем, Григорий с детских лет был зрителем и участником домашних постановок, которые любили все домочадцы. В годы коллективизации, начав было работать сельским трактористом, Григорий быстро понял, что эта профессия не для него. Сначала, по его просьбе, юношу откомандировали учиться в Одесский музыкально-драматический институт, где природное дарование выгодно отличало его от менее способных сокурсников, а затем — в украинскую театральную студию, находившуюся в Москве. Отслужив два года в армии, Григорий Плужник вошел в труппу Харьковского, а затем Киевского театра драмы.
Тут-то и случился в стране футбольный бум. На волне увлечения этим видом спорта режиссер Семен Тимошенко начал подбирать группу для съемок фильма о футболе. Актерский состав определился достаточно быстро, заминка была только в исполнителе роли вратаря, от которого, в первую очередь, требовались футбольные навыки. На Григория Плужника режиссер наткнулся случайно, когда тот споро забрасывал арбузы в лодку, демонстрируя сноровку заправского голкипера. После того, как выяснилось, что он еще и профессиональный актер, судьба его определилась однозначно.
Когда началась Война, Григорий Плужник уже имел солидный актерский опыт и, как и многие артисты, бронь от призыва в армию. Однако он решил, что место его на фронте. Техник телефонно-телеграфной связи младший лейтенант Плужник принимал участие в боевых действиях на Сталинградском и Донском фронтах, при освобождении Румынии, был ранен. Вместе с тем он являлся руководителем концертно-эстрадной бригады Армейского Дома Красной Армии. В период боев, особенно во время битвы за Сталинград, бригада под его руководством дала большое количество концертов для бойцов и командиров непосредственно на передовой. Самоотверженная фронтовая работа младшего лейтенанта Г.Д.Плужника 12 марта 1943 года была отмечена медалью «За боевые заслуги».
Сразу по окончании Войны Плужник вернулся к мирной актерской специальности и снялся в фильме «Сын полка». К сожалению, эта роль стала последней крупной работой актера на киноэкране. Театральная жизнь Плужника тоже не заладилась, поэтому основной упор в своей послевоенной творческой деятельности он сделал на концертные выступления.
Умер актер от инсульта.
***
Владимир Петрович Заманский (6 февраля 1926)
Война сделала выросшего без отца Володю Заманского круглым сиротой. Мальчишка рвался на фронт и зимой 1942 года поступил в Ташкентский политехникум связи. В июне 1944 года 18-летний Владимир стал радистом самоходно-артиллерийской установки в 1223-м легко-самоходном артиллерийском полку 5-й гвардейской танковой армии. В составе этой части он принимал участие в боях на 3-м Белорусском, 1-м Прибалтийском, 2-м Белорусском фронтах.
В октябре 1944 был ранен, горел в машине, спас командира. 4 февраля 1945 года экипаж, в котором воевал Владимир Заманский, отличился в бою, уничтожив большое количество живой силы и техники противника. За эффективную боевую работу и проявленную доблесть младший сержант В.П.Заманский 20 марта 1945 года был награжден медалью «За отвагу».
Война закончилась, но Владимир Заманский продолжал воинскую службу в составе Северной группы войск. После ужасов Войны все ждали счастливой мирной жизни, но судьба готовила недавнему воину новый неприятный поворот. В 1950 году в результате темной истории с избиением командира взвода Заманский получил 9 лет лагерных работ, из которых отбыл половину и был освобожден в 1954 году.
Казалось бы, откуда у человека после столь тяжелых испытаний могут возникнуть мысли об актерской профессии? Но Владимир Заманский стал живым воплощением силы духа и высокой нравственности, которые не смогли сломить ни Война, ни заключение. В 1958 году он окончил Школу-студию МХАТ и стал актером Московского театра «Современник». Затем последовала работа в Театре-студии киноактера и в труппе Театра имени Ермоловой.
Но более всего известен актер по своим киноработам. Снимался он много и с удовольствием, привнося собственный богатый жизненный опыт в осмысление своих ролей. Его фильмография насчитывает более 70 кинолент, во многих из которых актер сыграл главные роли. Одной из своих лучших и любимых ролей Заманский считал созданный им в фильме «Проверка на дорогах» неординарный образ раскаявшегося предателя Александра Лазарева.
В 1998 году Владимир Заманский прервал свою творческую карьеру и отошел от дел, посвятив себя домашнему хозяйству и духовным поискам.
***
Павел Борисович Винник (22 сентября 1925 — 9 июня 2011)
Привязанность к театру зародилась у Павла Винника с детства. Только началась она не со сцены, а с подсобных помещений. Среди его родственников были и театральный сторож, и театральный вахтер, а его мать была театральной портнихой в Одесском оперном театре. Мальчиком он много времени проводил за кулисами и в бутафорской, где и сложилась его твердая уверенность в будущем выборе актерской профессии. Свои творческие силы он испытывал в школьном кукольном кружке.
Война заставила школьника отодвинуть свои мечты о будущем на второй план. В 1941 году из гражданского населения Одессы организовывались истребительные батальоны для защиты города. К одной из таких команд и прибился 16-летний Павел, вместе с ней он и отступал до самого Моздока. Там отряд влился в состав действующей армии. Приписав себе пару лет, Винник вместе с товарищами попал в 1374-й стрелковый полк 416-й стрелковой дивизии, с которым прошел дорогами Войны весь путь до самого Берлина. В составе 3-го Украинского фронта принимал участие в Ясско-Кишиневской операции, по окончании которой был переброшен в Польшу на 1-й Белорусский фронт. При наступлении на Варшаву получил контузию, но быстро вернулся в строй. К этому времени младший сержант Винник был уже не обычный стрелок-пехотинец, а боец роты автоматчиков. 7 февраля в боях на реке Одер южнее Кюстрина Винник скрытно подобрался к вражескому пулеметчику, ведшему фланговый огонь по наступающим войскам, и уничтожил его. За мужество и отвагу в этих боях 27 февраля 1945 года младший сержант П.Б.Винник был награжден орденом «Красной Звезды».
Особенно запомнились Павлу Борисовичу бои за Берлин последних дней Войны, в которых пехота играла главенствующую роль. Подразделение, в котором воевал Винник, 29 апреля получило задание уничтожить неприятеля, засевшего в одном из берлинских домов. Применив нестандартный подход, Винник скрытно пробрался в дом через черный вход, с высоты этажей забросал гранатами гитлеровцев, находившихся во дворе, и открыл доступ пехоте к укрепленному дому. 7 июня 1945 года сержант П.Б.Винник был награжден орденом «Отечественной войны 2-й степени».
После Войны настало время для реализации ранее задуманного. Винник с головой погрузился в творческую жизнь. Сначала закончил Московское городское театральное училище, а следом — ГИТИС. С 1950 года выступал на сцене столичных театров — академического театра имени Маяковского, Театра-студии киноактера, Малого театра, МХАТа. Тогда же стал сниматься в кино. В репертуаре актера главных ролей не много, зато эпизодических насчитывается не одна сотня. Его внешность не соответствовала герою, поэтому большинство его образов — небольшие характерные роли. Но даже в самом маленьком эпизоде актер Винник играл так, что не запомнить его было невозможно.
До последних дней жизни Павел Винник служил в Государственном Театре киноактера.
***
Николай Лукьянович Дупак (5 октября 1921)
Это артист, для которого переход от мирного творчества к тяжелым военным будням был молниеносным и резким. В июне 1941 года молодой актер, который в то время закончил три курса Ростовского театрального училища при театре Завадского, был приглашен режиссером Александром Довженко для исполнения роли Андрия в фильме «Тарас Бульба». Для 19-летнего Николая это была огромная удача, и он с энтузиазмом включился в работу. Всего через несколько дней после начала съемок дебютант проснулся от разрывов снарядов — гитлеровцы бомбили переправы через Днепр. Суровая действительность мгновенно спутала планы работников киностудии. Прошло немного времени, и Николай Дупак записался в народное ополчение. Вскоре, как умеющий ездить верхом, он был отправлен на обучение в Новочеркасское кавалерийское училище.
В начале 1942 года Дупак закончил училище и в звании младшего лейтенанта стал командиром взвода в 250-м кавалерийском полку 11-й Оренбургской кавалерийской дивизии, которая с марта 1942 года вошла в состав 7-го кавалерийского корпуса. Воевали конники на Брянском фронте, Дупак возглавил взвод разведки. С января 1943 года корпус стал именоваться 6-м Гвардейским, а гвардии лейтенант Дупак после смертельного ранения командира 3-го эскадрона был назначен на его место. В подчинении у молодого лейтенанта было около двух сотен бойцов, но он прекрасно справлялся со своими обязанностями.
Памятный для Дупака бой состоялся у города Мерефа, когда его эскадрон двигался в головной походной заставе полка. Встретившись с боевым охранением гитлеровцев, кавалеристы уничтожили этот заслон и завязали бои за город. Во время вражеской контратаки с участием танков Николай Дупак, проявив смекалку и храбрость, поджег головную машину противника со второго выстрела из трофейной пушки. Во время боя он получил ранение в правую руку, но, несмотря на это, продолжал командовать эскадроном. К этому времени подтянулись главные силы полка, и кавалеристы ринулись на штурм города. Эскадрон Дупака преследовал отступающего неприятеля, когда командир получил еще одно ранение — в ногу.
Всего за время своего пребывания на фронте Николай Дупак был трижды ранен и один раз контужен. Он всегда возвращался в строй. Исключением стало последнее ранение под Мерефой — оно оказалось тяжелым, Дупак стал инвалидом 2-й группы и был комиссован.
Невзирая на серьезные последствия ранения, будучи человеком деятельным, Николай Дупак в Москве закончил оперно-драматическую студию и с 1944 года стал актером театра имени Станиславского. Без малого два десятка творческих лет провел он, служа в труппе этого театра, испробовав свои силы не только на актерском, но и на режиссерском поприще. В стенах этого храма искусства его нашла боевая награда: 6 ноября 1944 года гвардии лейтенант Н.Л.Дупак был награжден орденом «Отечественной войны 2-й степени» за воинскую доблесть в бою под Мерефой.
Николай Лукьянович проявил себя не только как мастер эпизодических ролей, но и как талантливый организатор. В 1963 году он стал сначала актером, а вскоре и директором малоизвестного театра на Таганке, который с его помощью превратился в творческий форпост столицы. 27 лет жизни посвятил Дупак своему детищу, лишь на год прервав работу на Таганке директорством в театре на Малой Бронной.
Но где бы ни трудился этот артист, его всегда отличал профессионализм и заботливое отношение к людям.
***
Борис Валентинович Битюков (25 апреля 1921 — 15 января 2002)
Тем же приказом, что и Николай Дупак, боевой награды был удостоен и Борис Битюков, прошедший всю Войну и демобилизованный в 1946 году. А начал свою службу будущий актер еще в 1939 году, когда его — вчерашнего абитуриента гидромелиоративного института — призвали в армию. Вот уж кого помотало по частям и родам войск! Войну он начал, командуя отделением 243-й стрелковой дивизии, активно участвовавшей в боях в районе Сычевки и на Ржевском направлении. Тогда Битюкову довелось выполнять обязанности наводчика противотанкового ружья. В мае 1943 года он участвовал в боевых действиях в должности помощника командира взвода 32-го пехотного полка, и при прорыве обороны северо-западнее Мценска получил ранение.
После излечения Борис Битюков вернулся на фронт в 17-й штурмовой авиаполк в должности воздушного стрелка. Во время боевого вылета на штурмовку противника он получил тяжелое ранение в ногу. После выздоровления работал мотористом, обеспечивающим подготовку самолетов к боевым вылетам, а позже — диспетчером 229-го авиатранспортного полка особого назначения. За свою боевую работу 6 ноября 1947 года старшина Б.В.Битюков был награжден медалью «За отвагу».
Свой творческий путь молодой артист начал во вспомогательном составе Камерного театра, где на его заметил знаменитый режиссер Сергей Герасимов. Однако предложения от него Борису Битюкову пришлось ждать без малого десять лет. Война, изменившая планы каждого человека, дала новые героические темы для творчества. После ее окончания Герасимов пригласил Бориса Битюкова на роль героя-молодогвардейца Ивана Земнухова сначала в театральную постановку, а следом — в киноленту.
После демобилизации артист пришел в Театр-студию киноактера, работе в которой посвятил около 45 лет. Кинокарьера Битюкова, пик которой пришелся на 50-е годы, началась с создания на экране героического образа Ивана Земнухова. Любимцем зрителей он стал после исполнения главной роли в детективе «Дело № 306». Однако повторить крупный успех на киноэкране актеру не довелось. Тем не менее, фильмография Бориса Битюкова весьма обширна и составляет около 50 кинокартин, многие из которых на военную тему.
Сниматься актер прекратил из-за болезни глаз. Перед смертью вел затворнический образ жизни.
***
Николай Исакович Пастухов (13 мая 1923 — 23 мая 2014)
Поклонником театрального искусства Коля Пастухов стал в 7-летнем возрасте. Времени на принятие решения о будущей профессии у него было достаточно, и к 16 годам он окончательно утвердился в своем выборе, придя в театральную студию Дворца пионеров. Накануне Войны он поступил во вспомогательный состав труппы Центрального Театра Красной Армии, но его служба там продолжалась недолго. Осенью 1941 года, когда гитлеровцы рвались к стенам Москвы, театр был эвакуирован, а Пастухов уволен.
В течение следующего года молодой артист, работавший при Клубе милиции, выезжал с самодеятельными концертами на фронт, а 7 октября 1942 года был призван в армию. После получения военной специальности телеграфиста Николая Пастухова направили в 10-ю Гвардейскую танковую бригаду, воевавшую на Брянском фронте. Там он получил ранение. После выздоровления, с момента формирования 308-й Латышской стрелковой дивизии гвардии младший сержант Пастухов служил в ее музыкальном взводе, бойцы которого выступали перед воинами на передовой с концертами самодеятельности. Художественная декламация Николая Пастухова пользовалась неизменной любовью и популярностью слушателей. Пренебрегая опасностями боевой обстановки, невзирая на обстрел, он честно делал свое дело. В период боев выполнял обязанности бойца похоронной команды. За свою боевую работу он был награжден 20 мая 1945 года медалью «За боевые заслуги», 23 мая — орденом «Красной Звезды».
Когда Война закончилась, молодой актер вернулся в ЦТКА, работе в котором посвятил свою творческую жизнь, лишь иногда испытывая актерскую удачу на сценах других театров. Его путь на сцене был кропотливой работой от участия в массовках до заглавных ролей в драматических спектаклях, на которую ушли многие годы. Свою первую значительную роль Мересьева в спектакле «Повесть о настоящем человеке» актер сыграл в 1955 году. Прорыв на театральном поприще, вместе с которым пришел и успех в кино, произошел в 70-е годы. Уникальность таланта Пастухова состояла в умении создавать удивительно правдоподобные образы обыкновенных людей.
До 2012 года, пока хватало сил и здоровья, актер выступал на сцене Центрального Театра Армии.
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь