Михаил Девятаев

Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Михаил Девятаев, Побег из Пенемюнде
 
Михаил Девятаев (изначально фамилия звучала как Девятайкин) вырос в многодетной семье. Он учился в речном техникуме, записался в аэроклуб, был призван в ряды РККА, пошел в летное училище. Войну начал истребителем, но после ранения переведен в бомбардировщики. В 44-ом ему удалось добиться возвращения в истребители, летать он стал на американской машине, был сбит и взят в плен. Из лагеря военнопленных попытался бежать. задержан и приговорен к смерти. Помог случай - охрана убила одного из пленных, а Девятаеву удалось взять документы убитого. так он стал Степаном Никитенко и попал в Пенемюнде - центр испытаний немецких ракет.

Там группа заключенных начала продумывать разные варианты побега. Сначала собирались бежать морским путем, когда же выбор пал на угон самолета, возникла необходимость изучить управление чужой техникой, а это требовало времени и осторожности. Наконец жизнь заставила поторопиться - произошел конфликт с местными "авторитетами", и они вынесли Девятаеву приговор (по воспоминаниям самого героя). Побег состоялся 8 февраля 45-го. Сначала все шло не по плану - намеченный "Юнкерс" оказался неготов к вылету, было совершено убийство особо навязчивого конвоира, затем пришлось угонять "Хейнкель", который с первого раза в воздух не поднялся. Повезло, что немцы растерялись и только бестолково суетились. Повезло, что второй заход все-таки закончился взлетом. Повезло, что Девятаеву удалось разобраться в управлении прежде, чем самолет рухнул. Повезло, что почти столкнувшийся с ними истребитель летел почти без горючего и не мог их преследовать. Повезло, что беглецы смогли приземлиться (фактически - свалиться) после обстрела уже нашими зенитками и чудом уцелеть. Повезло, что самолет упал по нашу сторону линии фронта. Одни сплошные "повезло". Но на этом везение закончилось.

Нет, конечно никто не собирался представлять беглецов к награде. Рядовых записали в штрафбат и отправили на фронт, где еще до конца войны погибли все, кроме одного, а офицеров долго подвергали допросам и не верили в историю с угоном. Девятаев вышел из фильтрационного лагеря в Невеле с "волчьим билетом" - никуда не мог нормально устроиться, работал грузчиком. Только в 57-ом году о нем вспомнили, вручили Звезду Героя - понадобились живые легенды для создания идеологии уже новой, "холодной" войны.
 
Я честно говоря представить не могу - как это было обидно. Так рваться из плена, к свободе... И в результате оказаться опять в лагере.
Вот ведь судьба у человека - тринадцатый ребенок, стал пилотом, попал в плен, прошел ЧЕТЫРЕ!! концлагеря, что бы у себя на родине оказаться в пятом. 12 лет писать письма Сталину, Маленкову, Берии с требованием оправдать... Проработать столько лет на Казанском речном вокзале грузчиком и дежурным - что бы в результате быть полностью оправданным и стать первым капитаном пассажирских судов на подводных крыльях "Ракета".
Сколько же в нем было силы воли, несгибаемости. Восхищаюсь историей этого человека
 
Учитывая специфику времени - он еще нормально отделался. Существует много противоречий в историографии деятельности фильтрационных лагерей НКВД - многие публикации на этот счет ангажированы в чью-то пользу, основные источники рассекречены недавно, и даже сегодня доступна не вся информация. Традиционно "гражданские" и "военные" историки видят факты под разными углами. Фильтрационные лагеря были меньшим злом, обусловленным тотальной войной, вобравшей в себя и межэтнические конфликты, и непогасшее пламя Гражданской войны, и идеологическую борьбу - это признается большинством историков. А правовую оценку деятельности фильтрационных лагерей каждый дает свою. По-моему, историку в правовой оценке недопустимо опираться на современную нам правовую базу. Надо исходить из кризиса норм естественного права (вернее их дефицита), имевшего место тогда. США тоже начинали войну с посадки в фильтрационные лагеря всех японцев.
 
Цитата
Проработать столько лет на Казанском речном вокзале грузчиком и дежурным - что бы в результате быть полностью оправданным и стать первым капитаном пассажирских судов на подводных крыльях "Ракета".
К чему столько надрыва? Да, Девятаеву пришлось туго, но это не значит, что ему не повезло, он в итоге из своей группы один выжил - это ли не удача? После такого фантастического побега ему всего 2 месяца пришлось мыкаться по лагерям. Другие вообще в штрафбате сгинули. Девятаева еще в 1945 году полностью оправдали, иначе он не продолжал бы служить в армии. Его в запас уволили только после полного окончания Второй мировой. И с момента устройства на речфлот до того, как он стал капитаном, всего то 3 года прошло. А звезду героя ему вручили за участие в создании ракеты в составе королевской команды, по личному ходатайству Королева.
 
Подвид Михаила Девятикова еще раз говорит нам о том насколько храбрые сердца были у защитников нашей страны. Удивительно, что он мог сбежать из плена причем с двумя приговорами смертью вот, что значит сильная воля. К сожалению сейчас скрыто много фактов отражающих весь процесс побега Дявятикова, я как то читал статью в одном издании и вот там автор писал, что Дявитикова долго критиковали в стране за якобы предательство родины и даже хотели в ссылку отправить. Но справедливость все же восторжествовала и уже после смены власти ему наконец то вручили заслуженную Звезду Героя.
 
Цитата
Наталья Алексеева пишет:
К чему столько надрыва? Да, Девятаеву пришлось туго, но это не значит, что ему не повезло, он в итоге из своей группы один выжил - это ли не удача? После такого фантастического побега ему всего 2 месяца пришлось мыкаться по лагерям. Другие вообще в штрафбате сгинули. Девятаева еще в 1945 году полностью оправдали, иначе он не продолжал бы служить в армии. Его в запас уволили только после полного окончания Второй мировой. И с момента устройства на речфлот до того, как он стал капитаном, всего то 3 года прошло. А звезду героя ему вручили за участие в создании ракеты в составе королевской команды, по личному ходатайству Королева.
А я вот считаю, что весь этот "надрыв", как вы это назвали, здесь очень даже уместен. Михаил Девятаев - боец и на войне и по жизни. Да, он смог выжить в очень сложных условиях, смог доказать, что правда на его стороне и после войны жил, творил, помогал государству подняться, вносил свой вклад в развитие отечества. Он, как и многие другие, настоящие герои, заслуживает на то, чтобы сейчас, спустя много лет его помнили. о нем вспоминали, им гордились и с него брали пример.

А в вашем сообщении чувствуется явно пренебрежительные настрои...очень жаль, что вы не оценили того, что для вас сделали такие люди, как Девятаев и прочие...
 
Цитата
А в вашем сообщении чувствуется явно пренебрежительные настрои...очень жаль, что вы не оценили того, что для вас сделали такие люди, как Девятаев и прочие...
Бредуете... (с)
Я ценю, что сделали такие люди, я не понимаю тех, кто пишет такие посты, "столько лет", "полностью оправдан" и т.д., а при этом даже фамилию человека безбожно перевирают, то есть им вообще до лампочки, пардон, и сам Девятаев, и подвиг его. Еще раз повторяю. Он вначале был реабилитирован, секретные задания выполнял (вывоз немецких ракет, на основе которых Королев свою Р-1 разрабатывал), а уже потом работал в порту, и сделал невероятно быструю карьеру от грузчика до капитана. Та легенда, что изложена в стартовом посте, ничего общего с подлинной девятаевской историей не имеет. В его книге русским по белому все написано, где он служил, сколько работал, и что писем никогда не писал тоже. Книги, кстати, 2000 и 2007 года издания, если бы он хотел, чтобы о нем продолжали думать как о страдальце, мог бы и поправить биографию в угоду сказке.
Изменено: Наталья Алексеева - 16.01.2015 12:05:17
Страницы: 1
Читают тему