Операция Багратион. Часть II. Освобождение Минска

с 29 ? 1944 г. по 4 ? 1944 г.
Столица советской Белоруссии освобождена!
— 3 человека проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Военная операция

Реорганизационные мероприятия

Операция Багратион, развернувшаяся на Белорусском направлении, стала большой неожиданностью для немецкого руководства. Прорыв линии «Пантера» и серия крупных поражений группы армий «Центр» вызвали серьезный кризис в командовании Вермахта. 28 июня 1944 года Гитлер сместил генерал-фельдмаршала Буша с должности командующего группой армий «Центр», а на его место назначил генерал-фельдмаршала Моделя. Гитлер надеялся, что «лев обороны», как еще называли Моделя, сможет исправить сложившуюся ситуацию.

В результате Витебско-Оршанской, Могилеской и Бобруйской операций советской армии, наши силы смогли продвинуться до 150 километров на запад. Вражеская группировка на минском направлении оказалась под угрозой окружения. До Минска оставалось 100 километров.

В стремлении остановить наступление советских армий Модель попытался создать новый оборонительный рубеж по линии Полоцк — Минск — Слуцк. Для усиления группы армий «Центр» началась переброска сил из групп армий «Север» и «Северная Украина». На Белорусское направление перебрасывались дивизии, в том числе танковые, из Норвегии и Дании, а также охранные и вспомогательные части с других участков фронта.

В свою очередь, советское военное руководство старалось не допустить перегруппировки сил немцев и продолжало наращивать темпы наступления.

К 29 июня 1944 года наши войска на белорусском направлении вышли к следующим рубежам: основные силы 1-го Прибалтийского фронта занимали позиции восточнее Полоцка; 3-й Белорусский фронт вышел к реке Березина северо-восточнее Минска; 2-ой Белорусский фронт после освобождения Могилева располагался восточнее столицы Белорусской СССР; 1-й Белорусский фронт, освободив Бобруйск, глубоко охватил фланг группы армии «Центр» юго-восточнее Минска.

Для сохранения тактической инициативы и, исходя из сложившейся ситуации, в общий план операции «Багратион» были внесены некоторые коррективы. В рамках Минской наступательной операции перед фронтами были поставлены следующие задачи: развернуть преследование немецких войск левым крылом 3-го Белорусского фронта и правым крылом 1-го Белорусского фронта, по сходящимся направлениям на Минск и во взаимодействии со 2-м Белорусским фронтом завершить окружение минской группировки противника, и не позднее 8 июля занять Минск.

Одновременно с этим перед войсками 1-го Прибалтийского фронта в рамках Полоцкой наступательной операции была поставлена задача ударом в общем направлении на Полоцк, окончательно отсечь группу армий «Север» от группы армий «Центр», чтобы не допустить усиления Минской группировки противника и освободить важнейший транспортный узел северо-западной Белоруссии город Полоцк. Войска фронта не только должны были освободить областной центр и крупный транспортный узел - город Полоцк, но и обеспечить надежное прикрытие с севера наступления 3-го Белорусского фронта на Минск.

У советского командования вызывала опасения группировка гитлеровских войск в городе Полоцке, угрожавшая возможным фланговым ударом по наступающим частям Красной Армии. Восточнее Полоцка были сооружены три линии укреплений под названиями «Пантера», «Тигр» и «Медведь». Этот город был своего рода воротами в Прибалтику. Поэтому обе противоборствующие стороны уделяли столь пристальное внимание удержанию Полоцка.

Символично, что операция по преследованию войск Вермахта развернулась в районе реки Березина. Именно на Березине, осенью 1812 года было нанесено сокрушительное поражение армии Наполеона.

Несмотря на то, что за первую неделю наступления войска Красной Армии значительно продвинулись на запад и далеко оторвались от основных складов снабжения, Ставка решила продолжить наступление без всякой оперативной паузы. Перед командующими фронтов встала непростая задача по обеспечению наступавших армий всем необходимым. Учитывая исключительнуюважность данного аспекта для общего успеха кампании, вопрос снабжения стоит осветить отдельно.

По сути, решение задачи по обеспечению войск вылилось в настоящую специальную операцию. Учитывая сложный характер местности, наладить бесперебойное снабжение возможно было только по железнодорожным путям. Но железные дороги были серьезно повреждены, как в результате действий партизан на начальном этапе кампании, так и отступающими немецкими войсками.

Отходя, немцы минировали подходы к железнодорожному полотну, одновременно разбирая рельсы и шпалы для постройки оборонительных сооружений. К тому же, серьезно осложняли ситуацию разведывательно-диверсионные группы Вермахта, которые атаковали ремонтные бригады инженерных войск. На автомобильных дорогах активизировались банды националистического подполья, сформированного немцами за время оккупации.

Это поставило перед тыловиками совершенно новые задачи. Теперь войска обеспечения были вынуждены, кроме своих прямых задач, обеспечивать боевое охранение колонн снабжения. Впоследствии это привело к формированию новых воинских подразделений, а именно частей охраны тыла. Меры, принятые командованием для охранения тыловой инфраструктуры фронтов, позволили в значительной степени избежать срыва снабжения наступающих армий. В период наступления в целях маскировки части и соединения тыла располагались в лесных массивах. Кроме того, при помощи местного населения удалось выявить и ликвидировать большую часть диверсионно-разведывательных групп и отрядов националистов. Действенной мерой по сохранению транспортной инфраструктуры стало выставление дымовых заграждений на восстановленных участках пути, что не давало немецкой авиации проводить прицельное бомбометание. Наряду с прикрытиемдорог организовывалось множество ложных зон дымовых завес, что еще больше дезориентироваловражескую авиацию.

Стремительные темпы наступления и масштабы операции послужили причиной применения ряда новых методов и в работе службы продовольственного снабжения. В частности, выдача продовольствия частям проводилась из ближайших складов, а не только с тех баз снабжения, которые были закреплены за соединениями. Это новшество позволяло экономить топливо, а также высвобождало значительную часть автопарка для других нужд. Все вышеперечисленное позволило фронтам продолжить наступление без привычной паузы на перегруппировку и подтягивание тыловых служб.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь