Операция Багратион. Часть II. Освобождение Минска

с 29 ? 1944 г. по 4 ? 1944 г.
Столица советской Белоруссии освобождена!
— 1 человек проголосовал
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

Саперы — авангард атаки

Белоруссия — край полесских болот, малых и больших рек и бесчисленных озер. Операция «Багратион», разворачивавшаяся здесь в июне-июле 1944 года, требовала серьезного инженерно-саперного обеспечения. При планировании операции перед командующими фронтов и армий встал не только вопрос об обеспечении проходов в минных полях, но и о подготовке к форсированию рек, наведению мостовых и понтонных переправ, прокладке дорог через топкие участки местности.

Операция по освобождению Минска для войск 3-го Белорусского фронта началась с преодоления реки Березина. В зоне действия 5-й армии организацией инженерных работ занимался заместитель командующего армией, начальник инженерных войск, гвардии полковник Михаил Васильевич Савостьянов. На долю этого человека выпало как планирование работ, обеспечивающих своевременную и быструю переправу войск через водный рубеж, так и личное руководство и повседневный контроль за ходом работ. Под его началом были возведены два моста и обустроены два брода, усовершенствован мост, отбитый партизанами у неприятеля, налажена большегрузная паромная переправа через озеро Палик. Работать инженерно-саперным частям приходилось в исключительно трудных условиях, под огнем противника. Полковник лично руководил постройкой моста у Брод, по которому через Березину переправилась большая часть 5-й армии и техника. Во время этих работ Савостьянов погиб.

Посмертно гвардии полковник М.В.Савостьянов был награжден орденом «Красного Знамени».

В ходе Минской операции при освобождении города Борисов особо отличился 11-й гвардейский инженерно-саперный батальон, за что ему было присвоено почетное наименование Борисовского. Командовал батальоном гвардии майор Михаил Сергеевич Малахов. Задачей батальона было обеспечение наступления 352-й стрелковой дивизии. Умелое руководство батальоном и отличная выучка гвардейцев помогли им справиться с заданием на «отлично». Саперы Малахова сработали с ювелирной точностью. Проделав 32 сквозных прохода в минных полях, обезвредили 5 403 противотанковые и 5963 противопехотные мины. Своим ратным трудом батальон обеспечил беспрепятственное наступление наших частей на Борисов. Командир батальона гвардии майор М.С.Малахов был награжден орденом «Отечественной войны 1 степени».

Почетное наименование Минского было присвоено 509-му отдельному саперному батальону. Звание Героя Советского Союза было присвоено командиру батальона майору В.С.Соловею за бои на реке Березина в районе города Борисова. Батальон Соловея обеспечивал наступление 331-й стрелковой дивизии через водные рубежи, минные поля и проволочные заграждения. Любая работа была по плечу бойцам. В ночь на 1 июля 1944 года, проведя предварительную подготовку и разведав подступы, командир с небольшим отрядом своих бойцов переправился через реку. На вражеском берегу саперам сразу пришлось вступить в схватку с неприятелем. Уничтожив до 30 вражеских солдат, отважные бойцы отбили маленький участок земли у противника. Закрепившись на плацдарме, саперы Соловея стали готовить переправочные средства для дивизионной артиллерии, подошедшей к берегу. Несмотря на огонь неприятеля, саперы делали свое дело. Всеми работами по захвату и обороне плацдарма, по строительству плотов руководил майор Соловей. Своими отважными действиями и грамотным управлением командир обеспечил успешное форсирование Березины частями 331-й стрелковой дивизии и взятие города Ново-Борисова.

Одной из главных задач инженерно-саперных подразделений 2-го Белорусского фронта в Минской операции было восстановление мостов на всем протяжении пути от Могилева до Минска, обеспечение форсирования войсками 33-й и 49-й армий реки Березина. Инженерные работы в зоне действия этих армий вела 34-я инженерно-саперная бригада, которой руководил начальник штаба полковник Сергей Иванович Чемаров. В период наступления с 22 июня по 19 июля саперами бригады было построено и восстановлено 1 920 метров мостовых конструкций, отремонтировано и разминировано 310 км дорог по пути следования войск. Чемаров, стремясь своевременно выполнить поставленную боевую задачу, постоянно находился на передовой линии боевых действий. Невзирая на огневое противодействие противника, он принимал личное участие в организации переправ. За успешное инженерное обеспечение наступления войск бригада дважды получала благодарности от Верховного Главнокомандующего, а подполковник С.И.Чемаров был награжден орденом «Красного Знамени».

Инженерные части 1-го Белорусского фронта поддерживали продвижение ударной группировки фронта к Минску. Трудности инженерно-саперного обеспечения на этом участке легли на плечи войсковых саперных подразделений. Когда путь 130-й стрелковой дивизии преградила небольшая речушка с топкими берегами, раскисшими от дождей, наступление затормозилось. На помощь пришли саперы дивизионного инженера майора Константина Николаевича Калыгина. Бойцы споро наводили переправу, строили мост. Непрерывный обстрел неприятеля не мог заставить их оторваться от дела и вскоре по мосту пошли в бой люди и техника. Для обеспечения инженерной подготовки плацдарма на участке прорыва и в ходе дальнейшей Минской операции саперным батальоном Калыгина в период с 24 июня по 7 июля было возведено 3 моста грузоподъемностью 60 тонн, 5 — грузоподъемностью 30 тонн и 8 — грузоподъемностью 16 тонн. Для обеспечения переправы артиллерии, транспорта и обозов было отремонтировано 12 мостов. Помимо возведения переправ бойцы батальона в ходе наступления установили и обезвредили 11 066 мин. За умелое руководство действиями подразделения и личное участие в выполнении боевой задачи майор К.Н.Калыгин был награжден орденом «Отечественной войны 1 степени».

Наступление 28-й армии в районе Пружинищи — Шкава — Заозерье — Глузск поддерживала 2-я рота 21-го гвардейского инженерно-саперного батальона, которой командовал капитан Георгий Георгиевич Федяев. Бойцами подразделения в период с 23 июня по 4 июля 1944 года во время сопровождения танков и самоходной артиллерии было снято 1 275 различных мин. 29 июня роте Федяева была поставлена боевая задача: разведать переправы перед местечком Любань и построить мост через реку Оресса под тяжелую технику. Работы по разведке и наведению переправы саперы выполняли под пулеметным обстрелом. За сутки до начала штурма подразделение приступило к строительству моста под грузы до 60 тонн. Своевременное выполнение этой задачи позволило переправить через реку танки и технику мотомеханизированного корпуса, что обеспечило успех наступления. Командир роты капитан Федяев был награжден орденом «Красного Знамени».

Обеспечив войска проходами в минных полах, переправами, мостами и другими инженерными сооружениями, саперы двигались дальше. Наравне с пехотой бойцы инженерных подразделений вели упорную борьбу с врагом: уничтожали отдельные вражеские подразделения, истребляли немецких снайперов, разминировали освобожденные города и снова продолжали свое привычное дело — шли в авангарде советских войск.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь