Операция Багратион. Часть II. Освобождение Минска

с 29 ? 1944 г. по 4 ? 1944 г.
Столица советской Белоруссии освобождена!
— 2 человека проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Истории из интернета

Танковая психология

Военная техника Второй мировой войны, особенно танки, в полной мере отражала ментальность и черты характера жителей страны, в которой она была создана. Перфекционизм немцев полностью отражен в высокотехнологичной «Пантере», а любовь к комфорту американцев — в танке «Шерман». Советский Т-34 также стал истинным воплощением особенностей национального характера — полное презрение к комфорту экипажа, но при этом максимальная надежность и живучесть. Можно сказать, танк для реальной войны, такой, какая она есть, а не приукрашено-киношной.

Но вернемся к «Шерманам», точнее к тому, что бывает, если натягивать «чужую рубаху» на свою ментальность. По ленд-лизу с 1941 по 1945 годы СССР получил, а точнее купил порядка 3 500 танков «Шерман». Для сравнения, за это же время было сделано около 80 000 танков Т-34. Американские танки были довольно популярны у советских танкистов. Обитые внутри вулканизированной резиной они были гораздо тише и значительно просторнее наших средних танков. В комплект танка входила даже шахматная доска, со специальными отверстиями, чтобы фигуры не падали. Хотя трудно представить себе, что где-нибудь под Прохоровкой перед боем наши танкисты азартно разыгрывали бы ферзевый гамбит. Все эти удобства значительно влияли на живучесть танка. Слишком высокий, он был хорошей мишенью и обладал меньшей устойчивостью. Иной попавший в башню снаряд попросту опрокидывал танк, делая его беззащитным, как перевернутую черепаху. Постепенно советские экипажи «Шерманов» стали пересаживать на отечественные новые танки и тут произошел один забавный случай.

Один из механиков при переводе прихватил с собой американский танковый комбинезон. Тут, конечно, его можно понять, тот был очень хороший: с большим количеством карманов, на молнии, в общем, очень удобный, как и сам танк. И вот однажды во время боя в двигатель Т-34, на который перевели механика, попал немецкий снаряд. Машина задымила, командир приказал покинуть танк и укрыться в ближайшей воронке от снаряда. Через пару минут командир танка с удивлением обнаружил, что механика нет. Высунувшись из укрытия, он увидел фигуру своего механика, по пояс застрявшего в горящей машине. Горе-механик молниями и карманами своего «модного» американского костюма застрял в люке, который был гораздо уже, чем в «Шермане». Только усилием всего экипажа бойца удалось буквально вырвать из объятий горящей машины. К счастью, все остались живы, а ведь могло быть иначе. Как говорится, вот что бывает, когда «надеваешь» на себя чужую ментальность.

Еще одним примером «танковой психологии» может служить период, когда на вооружение Красной Армии стали поступать новые тяжелые танки «Иосиф Сталин-2». Педантичные немецкие военачальники дали приказ своим танкистам уклоняться от прямых боев с новой русской машиной, пока не будут выяснены все ее технико-тактические характеристики. Когда советские танкисты узнали про это, то тут же придумали надевать на стволы Т-34 дырявые ведра. Тут нужно немного пояснить: характерной чертой ИС-2 был сравнительно массивный дульный тормоз (устройство-компенсатор, предназначенное для уменьшения отдачи ствола), а с ведром на стволе издалека Т-34 вполне походил на грозный ИС-2. Немцы, завидя издали псевдо ИС-2, пытаясь уйти от боя, открывали борта, которые были гораздо более уязвимы для пушки Т-34, что позволило нашим танкистам поджечь немало немецких машин.

Подводя итог всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в реальной войне дырявое ведро на пушке, все же гораздо полезней, чем шахматная доска.

По мотивам рубрики «Солдатские байки» сайта «Военное обозрение»

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь