Рельсовая война

Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Рельсовая война, Обсуждение выпуска
 
Осенние и весенние ливни превращали грунтовые дороги в непроходимые грязевые болота и делали их эксплуатацию невозможной. Использование рек, как транспортных артерий, было ограничено кратким периодом навигации — в нашем климате это максимум 5–7 месяцев. Единственным всесезонным способом доставки грузов была железнодорожная сеть. Железные дороги, как кровеносные сосуды, должны были снабжать действующую армию всем необходимым круглый год. Конечно, существовала и транспортная авиация, но малая мощность не позволяла перевозить с ее помощью тяжелые грузы или боевую технику.
 
Как всем известно, во время ВОв именно партизанское движение активно занималось выведением из строя рельс железнодорожных путей, которые контролировались противником. "Рельсовая война" разработана и утверждена постановлением Центрального Комитета КП(б) Белоруссии в 1943 г. Операция предусматривала массовые удары партизан по всем железнодорожным коммуникациям (рельсы, поезда, станции, мосты) противника. Наиболее значимые для хода войны были три этапа "Рельсовой операции", которые проводились 3.08.1943 -15.09.1943, 19.09.1943 - конец октября 1943, 23.06.1944 - 29.08.1944.
 
Рельсовая война, в последствии негативно сказалась и для Союза. Например в истории был факт того, что Союзу было важно не качество, а количество, это же касалось и Рельсовой войны. Советские партизаны, уничтожали не только основные железнодорожные пути, а и вспомогательные. Также стоит добавить, что немцы очень быстро научились ремонтировать небольшие поломки путем накладки на рельсы некого шаблона, по которому мог проехать поезд. А партизаны использовали весьлма слабую взрывчатку.
Также, когда немцы отступали, они разработали, такую установку, что ехал паравоз и уничтожал шпалы, делая так, что на их восстановление – требовалось очень много времени.
 
Интересные факты есть в книге Алексея Попова "НКВД и партизанское движение". Они показывают разницу между организованными и управляемыми НКВД отрядами от других прочих. В таких командах были и местные, и засланные, но боеспособность была в разы выше. Видимо, людей случайных туда не брали, задания выполнялись честно - не для отчета, и взрывали то, что нужно было. Подрывники имели высочайшую квалификацию. Старались взрывать именно поезда, причем несколько подряд на одном участке - иначе надолго это направление из строя не выведешь. Использовали мины замедленного действия (МЗД, ставили под рельс, чтобы не обнаружили миноискателем) и другие (самодельные в том числе) заряды. Самой дерзкой была установка "под поезд" - взрывчатку закладывали, когда до поезда 300-500 метров было, пока остальные отвлекают патруль. У подрывника было меньше минуты, чтобы самому уйти от взрыва.
Взрывчатки было мало, старались эффективно использовать каждую мину. Негласное правило - задание подрывной группы не завершено, пока еще остались заготовленные взрывные устройства. Подрывник В. Хазов с группой, имея с собой три мины, за два дня уничтожил два эшелона. Оставался третий заряд. Фашисты шли за ними по пятам, но Хазов переоделся в "местных" и "притерся" к рабочим, которых погнали на восстановление путей. Третий заряд он оставил на рельсах под видом крестьянского обеда, скрылся незаметно, а "обед" сработал под третьим эшелоном.
 
elenachfn@yandex.ru, замечательные примеры приводите. Жаль только, что таких групп было совсем немного, а большинство партизан действительно не настолько были квалифицированны и умелы. Хотя в 1943 году "рельсовая война" дала возможность отвлечь внимание противника, затормозить поставки живой силы и вооружения. Советская Армия смогла сломить сопротивление фашистов в Курской битве в том числе и благодаря сбоям поставок в тылу противника. Ведь даже нарушение графика на 3-5 дней (особенно для привыкших к порядку немцев) дают значительное преимущество нашим войскам.
Страницы: 1
Читают тему