Первое освобождение Ельни

с 19 1941 г. по 30 1941 г.
Прорыв немецкой обороны
— 0 человек проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

А знаете ли вы?

Автожиры в боях под Ельней

Ночь. Прифронтовой аэродром близ деревни Подопхай, что в 50 км от Ельни. На поле едва угадываются очертания необычного летательного аппарата с лопастями винта над крышей. В полной темноте раздается гул работающего ротора, слышны возня и тихая ругань: «Взлетай скорее! Не канителься!».

Такую картину можно было наблюдать почти каждую ночь с 30 августа до 6 октября 1941 года. Это проводились боевые испытания нового типа боевых летательных аппаратов — автожиров А-7-3а. За их необычный вид бойцы прозвали эти машины «пауками».

«Военное обозрение»

Первый в мире автожир был построен еще в 1920 году испанцем Хуаном де ла Сиерва. Он стремился создать такой летательный аппарат, который в случае аварии смог бы плавно спарашютировать вниз. В 1928 году Сиерва совершил полет из Парижа в Лондон, где основал фирму по изготовлению автожиров. Несколько фирм купили у него лицензии на постройку необычных аппаратов.

Авиационная энциклопедия «Уголок неба»

Военные намеревались использовать автожиры в следующих целях: аэрофотосъемка, корректировка огня, поиск подводных лодок, охрана судов, патрулирование, связь, разведка. При своей относительно небольшой скорости автожиры обладали следующими несомненными достоинствами: небольшая дистанция на взлете и очень небольшой пробег на посадке. К тому же при корректировке артиллерийского огня и поиске подводных лодок малая скорость расценивалась как преимущество.

В 1925 году в экспериментально-аэродинамическом отделе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) начали работу по исследованию различных видов несущих винтов. В 1928 году небольшой группе сотрудников поручили тщательно изучить зарубежные теоретические работы, разработки конструкций автожиров, а также результаты летных испытаний.

По итогам изучения вышеперечисленных материалов, сравнительного анализа с экспериментальными данными И.П.Братухиным, входившим в состав этой группы, написана обстоятельная работа по аэродинамике автожира, ставшая на долгие годы настольной книгой специалистов, работавших в области винтокрылых летательных аппаратов.

В Советском Союзе первый автожир был построен в 1929 году. Назывался он KACKP-I (по начальным буквам фамилий конструкторов Н.И.Камова и Н.К.Скрижинского).

Авиационная энциклопедия «Уголок неба»

В период с 1930 по 1937 годы в Советском Союзе было сконструировано несколько модификаций автожиров. Каждая новая модель была более совершенна по своим летным и аэродинамическим характеристикам. Однако катастрофа в мае 1937 года с автожиром А-12 приостановила испытания по А-15. Затем все работы были «заморожены».

«Военное обозрение»

Только для автожира А-7 продолжались летные испытания. В 1940 году по решению Советского правительства у станции Ухтомская был основан завод №290 по строительству винтовых летательных аппаратов. Главным конструктором стал Николай Ильич Камов, его заместителем — Михаил Леонтьевич Миль. Здесь планировалась производственная площадка, где будут проектироваться, строиться и испытываться новые летательные аппараты — автожиры. К тому моменту на других заводах уже была построена войсковая серия из 5 машин, получивших обозначение А-7-ЗА.

Однако Война внесла свои коррективы. И, если в мирное время на принятие подобных решений уходило достаточно много времени, то во время Войны уже 5 июля 1941 года согласно директиве Генштаба была сформирована и отправлена на фронт группа в составе пяти автожиров, которая была прикомандирована к 163 ИАП. Именно эти машины участвовали в боях под Ельней в августе 1941 года. Быстрыми темпами начали подготовку экипажей. В них входили строевые летчики. Автожиры были особо секретной техникой, поэтому военным пилотам пришлось, преодолевая свои инстинкты и навыки, осваивать особенности техники пилотирования этих машин. Из-за отсутствия автомата перекоса было трудно справляться с продольной балансировкой при малых скоростях полета. Чаще всего летчик-новичок, не давая аппарату разогнаться, переводил автожир в набор высоты. Потеря скорости приводила к тому, что машина начинала парашютировать, почти не реагируя на действия пилота. Постепенно пилоты научились управлять автожирами, и активно выполняли на них полеты.

«Военное обозрение»

Из журнала 163 ИАП, ЦАМО фонд 559029с, опись 1, дело 8481

«4 самолета А7-ЗА /автожиры/ применены были с экспериментальными целями и предназначались как многоцелевые самолеты: разведчик, корректировщик, легкий бомбардировщик, могущий работать как днем, так и ночью с незначительного размера площадок»

В основном вылеты автожиров производились по ночам. Из-за отсутствия на них навигационных приборов и подсвета приборной доски ночные вылеты представляли собой большой риск, поэтому М.Л.Миль, сопровождавший группу винтокрылых разведчиков, настоял и на их дневных вылетах. Так 23 сентября на корректировку артиллерийского огня автожир вылетел в сопровождении звена самолетов И-153 «Чайка». Командование артполка очень высоко оценило результаты этого полета. Медленно летящий вдоль линии фронта на высоте 300 метров автожир был отличной платформой для наблюдателя-корректировщика, являя собой при этом хорошую мишень для немецких зенитчиков. Мешало работе и плохое качество радиостанций, не обеспечивавших устойчивой связи между машинами и землей.

К счастью, гитлеровцы не слишком были обеспокоены появлением автожиров. Один из пленных немецких офицеров рассказал о шутке, услышанной им на передовой: «Ну, пропали, большевики против нас комбайны выпустили».

Использовались автожиры для разброски листовок над позициями противника, как корректировщики огня и в разведчике, летали они и в тыл врага к партизанам. Из-за утери части документов 163 ИАП и 24 армии сейчас невозможно подсчитать, сколько именно боевых вылетов совершили винтокрылые машины. Однако по сохранившимся в архивах документам можно с уверенностью утверждать, что их было не менее 20.

Глава 6 «Советские автожиры», В. Катышев «Хуан де ла Сиерва»

Тем временем обстановка на фронте быстро ухудшалась. На Ельнинское направление противником были переброшены дополнительные силы. Наши войска стали отходить, и истребительный полк перебазировался с прежнего места. Три автожира пока еще остались на аэродроме. Впервые немцами были использованы мощные передатчики помех, что явилось причиной потери связи между командованием армии и штабом фронта. В связи с этим доставку в штаб фронта срочной информации о прорыве немецких войск между 24-й и 43-й армиями было поручено осуществить экипажу автожира.

И снова ночной полет в район Гжатска, где находился штаб фронта. Летчику Трофимову пришлось подсвечивать компас фонариком. Однако во время посадки пилот принял кроны деревьев за поверхность земли, аппарат спарашютировал с их высоты. К счастью экипаж травм не получил, и сообщение о прорыве было передано в штаб фронта. Сама же пострадавшая машина была срочно разобрана заводской бригадой ремонтников и отправлена в тыл. Оставшиеся два автожира улетели на заводской аэродром. Так завершился единственный опыт боевого применения автожиров в военно-воздушных силах Красной Армии. За период испытаний ни один аппарат не был утерян и ни один пилот не погиб.

Авиационная энциклопедия «Уголок неба»

По ряду причин участие автожиров в боевых действиях посчитали малоэффективным. Машины вернулись на завод, с которым были эвакуированы в поселок Билимбай. Наладить там производство автожиров не получилось, и в 1943 году завод был расформирован, а его оборудование и кадры были распределены между авиационными заводами.

«Военное обозрение»

В отличие от зарубежных аналогов А-7 являлся первой без преувеличения боевой машиной, так как был оснащен тремя пулеметами и мог брать на борт небольшие бомбы.  Очевидно, что без полетов А-7 не было бы сегодня таких боевых вертолетов как Ми-24, Ми-28 и Ка-50 «Черная акула», К-52 «Аллигатор».

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь