Освобождение Вены

с 16 1945 г. по 15 1945 г.
Начало восстановления австрийской государственности
— 1 человек проголосовал
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

Три дня на Имперском мосту

Бои за Вену, развернувшиеся с 6 апреля 1945 года, носили характер ожесточенный и кровопролитный. Враг, заранее подготовившийся к длительной и упорной обороне, превратил столицу Австрии в укрепленный район. Многоводный Дунай, протекающий в черте города, разделил неприятельскую группировку на западную и восточную. Для контроля над ситуацией все мосты через Дунай на территории города при подходе советских войск были противником взорваны. Нетронутым остался только самый старый и красивый из них, транспортно-пешеходный Имперский мост Райхсбрюке. Для гитлеровцев это был единственный путь отступления войсковых соединений и техники на левый берег Дуная, откуда шла дорога на Прагу. Однако, понимая всю значимость Имперского моста и для советских войск, противник тщательно заминировал его и готов был в любую минуту взорвать в случае выхода ситуации из-под контроля.

Потеря моста для советских войск означала необходимость форсировать такую мощную водную преграду, как Дунай, при помощи подручных плавсредств, вести тяжелые бои за захват и удержание плацдармов, что повлекло бы за собой многочисленные потери. В создавшейся ситуации советское командование приняло решение о захвате и разминировании Имперского моста, ставшего ключевым объектом в битве за столицу Австрии.

Первая успешная попытка прорваться к этому объекту была осуществлена бойцами 217-го гвардейского стрелкового полка 80-й гвардейской стрелковой дивизии 4-й гвардейской армии 11 апреля при помощи судов Дунайской военной флотилии. План, в реализации которого были задействованы моряки-дунайцы, был на редкость дерзким и смелым. Бронекатерам флотилии предстояло среди бела дня на малом ходу пройти по трудному фарватеру под перекрестным огнем противника, расположившегося в укреплениях по обоим берегам реки, и высадить десантную роту в непосредственной близости от моста. Предстояло преодолеть не только взорванные фермы Венского моста, но и специально затопленные в фарватере баржи. В 11 часов дня пять катеров пустились в этот трудный путь. Два из них приняли на борт 103 десантника под общим командованием гвардии старшего лейтенанта Пилосьяна, еще три осуществляли огневое прикрытие операции. В невероятно трудных условиях гвардейцы-десантники высадились сразу на оба берега метрах в ста от заветного моста, выгрузили приданную для усиления 45-мм пушку, боеприпасы и четыре станковых пулемета. Ближе им помешали подойти затопленные противником суда.

В тылу врага на подступах к Имперскому мосту разгорелась жестокая схватка. С ходу десантникам удалось захватить мост и обезвредить мины. Гитлеровцы в авральном порядке подтянули в этот район технику, пушки, пехотные подразделения. Бойцам Пилосьяна пришлось вести непрерывный бой с превосходящими силами неприятеля. Только огневая поддержка нашей артиллерии и авиации позволила окруженным и сильно поредевшим рядам бойцов Пилосьяна продолжать сопротивление. На протяжении полутора суток они отбили 8 контратак противника, удержав мост и предотвратив его подрыв. Своими действиями гвардейцы задержали переброску техники и живой силы противника с правого берега на левый и нанесли ему значительный урон. Было уничтожено два бронетранспортера, шесть автомашин, пять мотоциклов и около 250 человек живой силы противника. Однако силы противостоящих сторон были слишком неравными, и гвардейцы были вынуждены отступить. Тем не менее, своей высадкой и боевыми действиями десантники ошеломили противника. Дезорганизация и замешательство в его рядах в последующем облегчили захват моста другими подразделениями.

За бесстрашие, героизм и умелое ведение боя в тылу противника гвардии старший лейтенант Г.А.Пилосьян 7 августа 1945 года был награжден орденом Суворова 3-й степени.

К этому времени части 80-й гвардейской стрелковой дивизии и подразделений 1-го гвардейского механизированного корпуса с боями вышли на позиции в полукилометре юго-западнее Имперского моста (объект 56), но не смогли с ходу прорвать вражескую оборону.

12 апреля задача захвата моста по приказу командующего 3-м Украинским фронтом была возложена на 7-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию. Во время подготовки к решающему штурму с участием саперов была проведена скрытная разведка в районе моста. Группа из четырех разведчиков 2-й гвардейской механизированной бригады 1-го гвардейского механизированного корпуса под командованием гвардии старшего сержанта Андрея Митрофановича Кульнева получила задание под покровом ночи пробраться через боевые порядки противника и обезвредить заряды, заложенные неприятелем для взрыва Имперского моста. В состав группы помимо командира входили гвардии старшина Федор Иванович Минин и гвардии красноармейцы Николай Денисович Борисов и Григорий Мартынович Москальчук.

Вместе с разведчиками в ночном рейде действовал взвод саперов 54-го отдельного гвардейского саперного батальона из состава 1-го гвардейского механизированного корпуса, в числе которого были гвардии старший сержант Максим Ануфриевич Ластовский и гвардии рядовой Андрей Матвеевич Золкин.

В процессе наблюдения за мостом и предмостной территорией выяснилось, что противник заранее подготовил мост к взрыву, подведя к детонаторам электричество, и создал на западном берегу мощный узел сопротивления. Сам мост охранялся большой группой автоматчиков, тремя танками и несколькими бронетранспортерами, курсировавшими по охраняемой территории. На подходах к мосту были забаррикадированы и заминированы все улицы. Инженерно-фортификационные препятствия и подходы к ним простреливались автоматно-пулеметным и минометным огнем и освещались ракетами.

Группа бойцов, используя каждое укрытие, сумела преодолеть вражеский заслон, а разведчики бесшумно сняли боевое охранение. Подобравшись, таким образом, к фермам моста, отважные гвардейцы, цепляясь за нижние ее части, двигались по мостовой конструкции и перерезали провода, ведущие к взрывчатке, а сами заряды сбрасывали в реку. Одним из первых подобрался к мосту сапер Золкин. Произошло это в тот момент, когда по мосту отходили на восточный берег танки и самоходки противника. Ежесекундно рискуя сорваться с высокого сооружения в воду, он перерезал правую центральную электросеть и обезвредил 56 зарядов. Сапер Ластовский перерезал левую центральную электросеть и снял 76 зарядов.

За героические действия, обеспечившие предотвращение подрыва Имперского моста и наступательный успех наших войск, Указом Президиума Верховного Совета от 29 июня 1945 года гвардии старшие сержанты А.М.Кульнев и М.А.Ластовский, гвардии старшина Ф.И.Минин и гвардии рядовые Н.Д.Борисов, А.М.Золкин и Г.М.Москальчук были удостоены званий Героев Советского Союза.

Мост был сохранен. Когда силы десанта были уже на исходе, в ночь с 12 на 13 апреля к остаткам окруженного со всех сторон десанта прорвался батальон 21-го гвардейского воздушно-десантного полка 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, и бои вокруг Имперского моста развернулись с новой силой. Контратакуя с упорством обреченных, гитлеровцы стремились уничтожить смельчаков.

Утром на поддержку десанту прорвался штурмовой отряд морской пехоты Дунайской флотилии, а вслед за ним полк 80-й гвардейской стрелковой дивизии. В то время, когда все боевые средства противника были сосредоточены на борьбе с десантом, основные силы 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии при поддержке самоходных артиллерийских установок 2-й гвардейской механизированной бригады сумели прорваться через восточную группировку неприятеля. 16 самоходок на большой скорости под прикрытием дымовой завесы достигли по мосту западного берега и захватили плацдарм, окончательно нарушив взаимодействие гитлеровских группировок на разных берегах Дуная. Саперы механизированной бригады провели полное разминирование моста, сняв более сотни зарядов.

Командир 21-го гвардейского воздушно-десантного полка гвардии подполковник Михаил Иванович Рябченко 27 апреля 1945 года был награжден орденом «Красного Знамени».

1-му гвардейскому механизированному корпусу было присвоено почетное наименование Венского.

Бой за Имперский мост стал решающим во всем сражении за столицу Австрии. После потери моста сопротивление противника было дезорганизовано. К исходу дня гитлеровские части либо были ликвидированы, либо сдались, либо в спешке отступили. Вена была взята!

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь