Освобождение Таллинна

с 24 ? 1944 г. по 26 1944 г.
Восьмой сталинский удар
— 1 человек проголосовал
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

На море и на суше

Прибалтийский театр военных действий, на котором развивалось наступление Красной Армии летом-осенью 1944 года, имел свои специфические особенности: выход к морю, множество озер, рек, островов и узких межозерных дефиле. Ведение боевых действий на такой местности требовало от советского командования неординарных тактических решений и четкой координации действий всех родов войск. Существенную помощь войскам, наступающим по суше, оказывали моряки Краснознаменного Балтийского флота. Много трудных военных задач приходилось решать им: постановка минных заграждений и торпедирование вражеских судов, высадка десантов и артиллерийский обстрел береговых позиций противника и многое другое.

После выхода Финляндии из Войны северная группа гитлеровского флота была переброшена на Балтийский театр военных действий. В течение всей Войны вражеские корабли осуществляли минирование Балтики. Советские моряки неоднократно предпринимали попытки проделать проходы в минных заграждениях прибрежного района Финского залива. Накануне Таллиннской операции враг, что вполне закономерно, опасался прорыва гогландского минно-артиллерийского рубежа и высадки наших десантов с моря в тыл или фланг своей оборонительной группировке «Нарва». В связи с этим, одной из основных задач, поставленных гитлеровским командованием перед военно-морскими силами на Балтике, было усиление минного заграждения на подступах к Таллинну. Этот участок моря был буквально напичкан неприятельскими минами. Помимо установленных ранее, за восемь месяцев 1944 года неприятель дополнительно установил здесь порядка 15 000 мин, создав в этом районе крайне сложную обстановку.

Освобождение Таллинна было возложено советским командованием на левое крыло Ленинградского фронта при непрерывном содействии Балтийского флота. К предстоящей операции были привлечены все силы Балтийского флота: корабельная артиллерия, флотская авиация, морская пехота, бригады торпедных катеров и речных кораблей. Отказавшись от наступления «в лоб», командование фронтом выбрало направление главного удара из района Тарту на Раквере, в тыл немецкой оборонительной группировке «Нарва». Дальнейшее наступление должно было развиваться на Таллинн. В рамках подготовки к Таллиннской операции бригадой речных кораблей и дивизионом тендеров1 за две недели через озеро Теплое в район Тарту была переправлена группа войск 2-ой Ударной армии численностью порядка 135 000 человек и огромное количество военной техники.

Вдоль побережья Финского залива с позиции на реке Нарва в направлении Таллинна должна была наступать 8-я армия под командованием генерал-лейтенанта Старикова. Поддерживая наступление сухопутных войск, в том же темпе должны были продвигаться и моряки Таллиннского морского оборонительного района под командованием вице-адмирала Кулешова.

Сложная минная обстановка существенно затрудняла использование крупных кораблей с низкой посадкой и подводных лодок Балтийского флота. Наиболее приспособленными к действиям в такой ситуации оказались торпедные катера. Только эти небольшие военные суда обладали достаточной быстроходностью и маневренностью, и при этом были наименее опасными при встрече с якорными минами. За годы Войны базы Балтийского флота накопили огромный опыт по части приспособления торпедных катеров для разных военных нужд. После доработки катера могли не только проводить успешные торпедные атаки, но использовались для минных постановок, для траления фарватеров, для высадки и огневого прикрытия десантов. Золотые руки судовых мастеров, отвага и мужество моряков-балтийцев превращали малое судно в грозную боевую единицу, способную выполнять самые разнообразные и трудные задачи.

Готовясь к операции по освобождению Таллинна, моряки всеми возможными способами препятствовали противнику в осуществлении его планов на Балтике. В ночь на 1 июля в водах Нарвского залива была замечена крупная группа кораблей противника, быстро движущаяся в направлении Выборгского залива. Наперерез неприятелю устремились катера 1-го отряда 1-го дивизиона бригады торпедных катеров под командованием Героя Советского Союза капитана 3-го ранга Владимира Поликарповича Гуманенко. Четыре юрких судна смело атаковали превосходящие силы неприятеля. Враг ответил шквальным заградительным огнем из всех своих корабельных орудий. Под руководством опытного командира моряки-катерники действовали смело и решительно. Один из катеров, вырвавшись вперед, обеспечил дымовую завесу, под прикрытием которой другие, изменив направление движения, успешно атаковали противника. В этом бою группа Гуманенко уничтожила миноносец типа «Т-31» и сторожевой корабль типа «Ф-1». Еще один вражеский сторожевик потопили катера 3-го отряда 1-го дивизиона бригады торпедных катеров под командованием капитан-лейтенанта Ивана Сергеевича Иванова, подоспевшие на подмогу своим товарищам. За умелое руководство боем, нанесение серьезного урона противнику и личное мужество гвардии капитан 3-го ранга В.П.Гуманенко был награжден орденом «Красного Знамени».

В этом бою с превосходящим по численности отрядом неприятельских кораблей балтийские моряки проявили чудеса мужества и взаимовыручки. Когда при входе в атаку катер гвардии лейтенанта Хренова был подбит прямым попаданием снаряда в моторный отсек, экипаж получил ранения различной степени тяжести, сквозь пробоины хлынула вода, а от разлившегося бензина на судне вспыхнул пожар. Старшина группы мотористов гвардии главный старшина Григорий Иванович Матюхин и моторист гвардии старший краснофлотец Виктор Дмитриевич Кусков, несмотря на пожар и ранения, пытались бороться с огнем и заделать пробоины. Однако причиненные катеру повреждения были слишком велики, судно начало погружаться в воду. В этой критической ситуации Матюхин и Кусков, забыв об опасности, действовали быстро и решительно. Вынеся на палубу из моторного отсека товарищей, Матюхин надел на них спасательные пояса. Свой пояс он отдал тяжело раненому офицеру Прушинскому. Покидая тонущий катер, Матюхин и Кусков помогли раненным товарищам спуститься в воду. Оба пострадали от ожогов, Матюхин получил ранения обеих ног, Кусков был ранен в голову и спину. Тем не менее, два часа до прихода им на помощь катеров они удерживали в воде на своих руках тяжело раненых офицеров: командира торпедного катера лейтенанта Хренова и разведчика штаба старшего лейтенанта Прушинского.

22 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом геройство и отвагу при спасении жизней командиров и товарищей гвардии главный старшина Г.И.Матюхин и гвардии старший краснофлотец В.Д.Кусков Указом Президиума Верховного Совета СССР были удостоены звания Героев Советского Союза. Этим же указом звание Героя Советского Союза было присвоено гвардии капитан-лейтенанту И.С.Иванову. Выполняя боевой приказ, 26 августа 1944 года капитан 3-го ранга Иванов погиб в Нарвском заливе.

Немалое значение для успеха наступления имело освобождение от гитлеровцев островов Финского залива. Накануне Таллиннской операции 15 сентября германский флот пытался высадить полутора тысячный десант на остров Гогланд, но, встретив противодействие со стороны финнов и морской авиации Балтийского флота, план гитлеровцев сорвался. Немецкие корабли, не сумев установить связь, вынуждены были вернуться на базу, оставив десант на произвол судьбы. На следующий день гитлеровские десантники сдались в плен. К концу сентября остров Гогланд был передан финнами представителям Балтийского флота.

20 сентября группа торпедных катеров 1-го отряда 3-го дивизиона, которым командовал Герой Советского Союза капитан 3-го ранга Василий Михайлович Старостин, высадила десант на остров Большой Тютерс. Несмотря на минную опасность, катерники Старостина справились с поставленной задачей. Отряд морской пехоты высадился на остров и овладел им. За отличное руководство группой торпедных катеров по высадке десанта на острова, занятые противником, 16 октября 1944 года капитан 3-го ранга В.М.Старостин был награжден орденом «Отечественной войны I степени».

В это время сухопутные войска 8-й армии успешно продвигались вперед. Выполняя задачу прикрытия прибрежного фланга армии, моряки стремились не отстать. Для ускорения темпов наступления подразделения 260-й бригады морской пехоты Балтийского флота использовали для перемещения автомобильный транспорт. Получив возможность быстрого передвижения, морские пехотинцы теснили врага в приморском районе. Катерники тоже не дремали, высаживая мелкие тактические десанты и разведывательные группы на побережье.

21 сентября 3-й отряд 3-го дивизиона бригады торпедных катеров, которым командовал капитан 3-го ранга Иван Яковлевич Становнов, высадил десант в небольшом эстонском порту Кунда.

Сразу после этого блестяще была проведена десантная операция в гавани Локса. Катера 3-го дивизиона под командованием капитана 3-го ранга Александра Петровича Крючкова взяли на борт 1-й батальон 260-й бригады морской пехоты. Высадившись на берег, подразделение морских пехотинцев, которым командовал майор Александр Оскарович Лейбович, быстро очистило территорию от неприятеля и захватило крупные трофеи.

Когда сухопутные войска вошли в город Таллинн, перед моряками была поставлена задача очистить от врага Таллиннский порт. Выполняя боевое задание, катера 3-го (командир капитан 3-го ранга А.П.Крючков) и 4-го дивизионов (командир капитан 3-го ранга Е.В.Осецкий) успешно преодолели боковое заграждение военной гавани и высадили батальон морской пехоты. Стремясь спасти порт от разрушения и не дать гитлеровцам вывезти из города ценности, морские пехотинцы действовали стремительно. Они уничтожали живую силу и технику противника, ликвидировали пожары, разминировали портовые сооружения, организовывали охрану военно-морских объектов.

23 сентября, когда 1-е звено морских охотников 2-го дивизиона сторожевых катеров под командованием капитан-лейтенанта Александра Афанасьевича Обухова, благополучно миновав минные заграждения, вошло в гавань Таллинна, минная и навигационная обстановка в этом районе была неизвестна. Ратными трудами моряков Обухова была проведена разведка рейда и минной обстановки. Все операции были выполнены успешно. Катера его звена, проходя в 15-20 метрах от мин, нащупывали фарватеры и обеспечивали проход кораблей и катеров в порт Таллинна. За успешные боевые действия в боях за Прибалтику 6 марта 1945 года капитан-лейтенанту А.А.Обухову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Параллельно с операциями в прибрежных портах торпедные катера высаживали небольшие десантные группы на острова. 24 сентября 1944 года катерами Становного были доставлены подразделения морской пехоты на остров Аэгне и остров Нарген, который являлся крайней точкой сети обширных противолодочных заграждений, установленных гитлеровцами еще в 1943 году. Теперь этим минно-сетевым заграждениям предстояло поработать против своих создателей. В захвате островов наряду с торпедными катерами участвовали морские охотники Обухова.

24 сентября отряд катеров Гуманенко высадил десант в порт Палдиски. С ходу вступив в бой, морские пехотинцы освободили порт, а в конце дня сюда был переброшен весь батальон майора Лейбовича. Всего в период с 20 по 28 сентября 1944 года 1-й батальон 260-й бригады морской пехоты высадил успешные десанты на островах Большой Тютерс, Нарген, Аэгне, Вермсисар и в прибрежных портах Кунда, Локса, Таллинн, Палдиски. Все десанты проводились под непосредственным руководством и при личном участии майора Лейбовича. Опыт высадки небольших подразделений морской пехоты был чрезвычайно поучительным. Высадки в подавляющем большинстве проводились с торпедных катеров, что обеспечивало неожиданность ударов, а небольшие мобильные группы десантников действовали быстро и напористо.

За успешный захват островов и портов Финского залива 16 октября 1944 года майор А.О.Лейбович был награжден орденом «Красного Знамени».

Захват островов Финского залива позволил кораблям Балтийского флота вплотную подойти к Моонзундскому архипелагу, где враг сосредоточил большие силы для прикрытия флангов своих приморских группировок. Был создан плацдарм для следующего броска.

Большой вклад в обеспечение успеха Таллиннской наступательной операции внесла флотская авиация. За два дня боев за город летчики Балтийского флота уничтожили около 30 неприятельских судов. В операциях по уничтожению плавсредств противника на Чудском озере, в районах Кунда, Азери, Таллинн смело и эффективно действовали летчики 7-го Гвардейского штурмового авиаполка Балтийского флота, которыми командовал Герой Советского Союза гвардии подполковник Алексей Ефимович Мазуренко. 5 ноября 1944 года гвардии подполковнику А.Е.Мазуренко во второй раз было присвоено звание Героя Советского Союза. 17 мая 1945 года за образцовое руководство боевыми действиями полка на море, в том числе и в ходе Таллиннской операции, Мазуренко был награжден орденом Ушакова 2-й степени.

В боях за Прибалтику прославился командир 2-й авиаэскадрильи полка гвардии капитан Александр Ермолаевич Гургенидзе. 15 сентября капитан водил группу из восьми самолетов «Ил-2» на штурмовку кораблей противника западнее острова Гогланд. Нашим самолетам пришлось атаковать в условиях сильного противодействия зенитной артиллерии противника. Однако умелое руководство ходом боя позволило группе «Ил-2» потопить две быстроходных десантных баржи. 21 сентября ведущим группы из 6 самолетов Гургенидзе совершил боевой вылет для нанесения бомбоштурмового удара по кораблям противника в порту Таллинна. Неприятель вел огонь из береговых и корабельных орудий, но это не остановило смелого летчика. Прямым попаданием бомбы ФАБ-250 он лично потопил вражеский транспорт водоизмещением 5 тысяч тонн. Группа под его руководством пушечно-пулеметным огнем уничтожила парусную шхуну.

Военные заслуги гвардии капитана А.Е.Гургенидзе в уничтожении кораблей, техники и живой силы противника при освобождении Прибалтики 10 февраля 1945 года были отмечены орденом «Красного Знамени», а 6 марта 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Бои за Таллинн стали яркой страницей в биографии моряков-балтийцев. Освобождение этого города и порта существенно улучшило и упрочило положение Балтийского флота в Финском заливе. Несмотря на то, что многие городские и портовые сооружения были разрушены, а проходы в гавань заминированы, флот получил долгожданную возможность контролировать устье Финского залива.

1 Тендер — плоскодонное моторное судно катерного типа. Имеет малую осадку, грузоподъемность до 30 т и экипаж из 2-3 человек. В период Великой Отечественной войны тендеры использовались для перевозки войск, грузов на небольшие расстояния и высадки десантов на необорудованное побережье

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь