Освобождение Таллинна

с 24 ? 1944 г. по 26 1944 г.
Восьмой сталинский удар
— 1 человек проголосовал
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

А знаете ли вы?

Когда приходит почта полевая…

 

«По лесам и горным склонам,
По тропинкам потаенным
Ходит почта на войне.

Слава честным почтальонам,
Полковым и батальонным.
Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне!»

С.Я.Маршак. «Почта военная»
(здесь и далее)

С началом Великой Отечественной войны почтовая служба страны столкнулась с необходимостью работать в напряженном режиме и решать новые задачи, поставленные перед ней суровыми военными условиями. Обеспечение надежной и своевременной связи в масштабах огромного государства было невозможно без срочной и радикальной реорганизации всех служб связи, и почтовой в том числе. Военное положение требовало незамедлительно наладить почтовое сообщение между фронтом и тылом.

«К ним идет письмо без марки
Сквозь огонь и град свинца,
И дороже, чем подарки,
Строчки писем для бойца.

Почтальоны возят вести
По дорогам фронтовым,
И лежат в их сумках вместе
Письма к павшим и живым.

С каждой нашею победой,
С каждым новым днем войны
Письма дальше, дальше едут —
К рубежам родной страны».

Живая связь между бойцом на фронте и его родными и близкими в глубоком тылу была важной составляющей, поддерживающей и укрепляющей моральный дух воинов Красной Армии. А как тут быть без весточки от родных, доставленной бойцу прямо на передовую? Письмо, полученное из дома, подбадривало бойца в тяжелые моменты, взывало к отмщению, давало надежду на мирное будущее.

В 1939 году наркомом связи был назначен Иван Терентьевич Пересыпкин. С июля 1941 года он стал заместителем наркома обороны и возглавил управление связи Красной Армии. Именно в его ведении находились вопросы реорганизации работы почтовых служб в военное время. Будучи человеком волевым и энергичным, Пересыпкин предпринял ряд важных шагов для решения поставленной задачи. По его инициативе для налаживания военно-почтовой службы в армию стали призываться гражданские специалисты, имеющие опыт работы в этой сфере. Пересыпкин убедил высшее руководство в необходимости предоставить особый статус почтовому транспорту, обеспечивающий его приоритетное движение и запрещающий его использование в иных целях. При резко увеличившемся объеме почтовых перевозок успешно решались задачи по согласованию графиков движения воинских и почтовых эшелонов, по организации быстрой доставки корреспонденции в армейские подразделения, дислокация которых постоянно менялась. 21 февраля 1944 года И.Т.Пересыпкину было присвоено звание маршала войск связи.

Из послевоенного интервью маршала И.Т.Пересыпкина:
«Что касается периода Великой Отечественной войны, то, конечно, в этой суровой обстановке ответственность почтовых служащих за обеспечение четкой и слаженной работы неизмеримо возросла. В своем подавляющем большинстве они глубоко понимали, что значит для фронтовиков и тех, кто остался в тылу, получить весточку от своих родных и близких и поэтому трудились поистине самоотверженно, выполняя свой патриотический долг перед Родиной»

Проблемы, с которыми столкнулось почтовое ведомство в военной обстановке, были самыми разнообразными. Одна из них — нехватка конвертов — привела к появлению известных всем фронтовых треугольников. Эти треугольники были самыми долгожданными весточками и для оставшихся в тылу родственников, и для самих фронтовиков. Они стали олицетворением надежды на то, что родной человек жив, на скорую встречу, на возвращение к мирной жизни. Эти письма не имели почтовой марки и доставлялись совершенно бесплатно. В первые же дни Войны был установлен порядок приема почтовых отправлений, адресованных воинам действующей армии. Простые письма, карточки и бандероли отправлялись бесплатно, остальная корреспонденция — по существующему тарифу. При всех почтовых отправлениях на фронт следовало указывать номер полевой почты, номер полка, место службы и фамилию бойца. В случае гибели адресата на письме ставилась пометка, и оно возвращалось отправителю.

Спустя некоторое время приказом наркома обороны порядок адресации корреспонденции в военное время был изменен из соображений секретности. Каждому воинскому подразделению был присвоен собственный условный код, который указывался на письме в качестве почтового адреса. 6 февраля 1943 года все воинские части получили новые адреса, состоящие всего из пяти цифр: номера полевой почты и войскового подразделения.

Следует отметить, что на государственном уровне контролировалось и содержание частной почтовой переписки. Цензура в годы войны была тотальной. Цензоры вымарывали из писем бойцов информацию о месте дислокации воинских подразделений, их составе и численности, сведения о командном составе и потерях на фронте. Пристальное внимание уделялось контролю за моральным состоянием бойцов, в переписке не допускались упаднические и пессимистические высказывания.

Большой проблемой, которую пришлось решать военно-полевой почте, стало обеспечение своевременности доставки почтовой корреспонденции командирам и бойцам на передовые позиции. Контроль за исполнением этой задачи был возложен на комиссаров частей. В большей степени это касалось газет, которые, проходя долгий путь в поисках адресата, теряли свою актуальность, напечатанная в них информация устаревала.

В особенно сложные условия попадали почтовые службы в период наступательных операций, когда местоположение отдельных частей стремительно менялось. Почтальонам не всегда удавалось своевременно отслеживать перемещения вверенных им подразделений, что приводило к доставке корреспонденции с серьезными опозданиями. Существенную помощь в обеспечении бесперебойной доставки почтовых отправлений оказывали Военные Советы фронтов, предоставляя оперативную и достоверную информацию о дислокации своих подразделений.

В годы Войны проводились совещания руководящих работников военно-полевой почты, где представители этой службы обменивались опытом, разрабатывали мероприятия по совершенствованию деятельности почтовой связи. Установка жестких сроков прохождения писем и газет через военно-почтовые учреждения, увеличение количества почтовых ящиков на фронтовых магистралях, контроль работы полевых почт со стороны политотделов армий позволили добиться улучшения качественных и количественных показателей в работе этой службы.

 «Где вчера кипела схватка,
Стлался дым пороховой, —
Там раскинута палатка
Нашей почты полевой.

По следам кровавым боя
Едут письма, и порой
Отдает письмо герою
Письмоносец — сам герой».

И все же, не последнюю роль в своевременной и оперативной доставке писем и газет на передовые позиции играли люди. Конечно, большое значение имел тщательный подбор и обучение кадров. Личность человека, обеспечивающего доставку корреспонденции адресатам на фронте, была важна как никогда. Фронтовые почтальоны, работники военно-полевой почты зачастую проявляли чудеса героизма и отваги, выполняя свои должностные обязанности. Не раз приходилось им идти в бой или отстаивать свой груз с оружием в руках.

Виктор Львович Славин, заместитель начальника военно-почтового сортировочного пункта №26, совершил свой подвиг 4 октября 1942 года. Главным в своей работе Славин считал доставку почты до бойцов и командиров на фронте. Его не могли остановить ни обстрелы, ни бомбежка, когда речь шла об обеспечении сохранности почтового груза. На станции Гмелинская Виктор Славин с тремя солдатами следовал с воинской почтой в составе эшелона с боеприпасами, когда произошел налет вражеской авиации. Отважные почтовики сумели выбросить из горящего поезда почти все мешки с письмами, но сами не спаслись. За мужество и отвагу В.Л.Славин посмертно был награжден орденом «Красной Звезды».

Военных почтальонов в документации официально именовали экспедиторами. В большинстве своем экспедиторами были мужчины, так как работа эта требовала физической выносливости и силы. Однако нередко фронтовыми почтальонами становились совсем юные девушки, на чьи хрупкие плечи в прямом и переносном смысле ложилась вся тяжесть доставки ценного груза к адресатам. В непогоду, пешком по бездорожью и распутице доставляла почтовую корреспонденцию старшая приемщица полевой почтовой станции №345 старшина административной службы Валентина Суслова. 20-30 километров приходилось проходить ей с неподъемной почтовой сумкой на плече, чтобы своевременно обеспечить доставку почты в штаб дивизии и полки. За самоотверженный труд, четкое и бесперебойное обеспечение подразделений почтовой корреспонденцией старшина административной службы В.В.Суслова была награждена медалью «За боевые заслуги».

Мария Никитична Литвинова сразу после окончания школы была направлена на почту, ей тогда не было и 18 лет. Она и сортировала почту, и доставляла тяжелые сумки на передовую. Перед тем как ее комиссовали в 1944 году, она работала на Белорусском фронте.

Из воспоминаний М.Л. Литвиновой:
«Там везде непроходимые болота, приходилось бревна настилать, чтобы снаряды возить. Но встречным машинам разъе­хаться невозможно, вот они и съезжали, пропуская друг друга. А почтальонам выдали монгольскую лошадь. Какой у нее был строптивый характер! В самый неподходящий момент падала посреди дороги и отказывалась идти. В конце концов, мы решили сами носить мешки с почтой»

«Человек он незаметный —
Ротный почтальон,
Но почти что кругосветный
Путь проходит он.

Через поле до траншеи
Сотни три шагов,
Да намного путь длиннее
Под огнем врагов.

Над тобою тонко-тонко
Пули засвистят.
На пути твоем воронку
Выроет снаряд.

Под огнем идешь — не мешкай.
Гибнуть не расчет.
Где ползком, где перебежкой
Движешься вперед».

Особенно теплых слов благодарности и уважения заслуживают почтальоны, доставлявшие письма на передовую. Люди, душой болеющие за свое дело, понимающие всю значимость выполняемой ими работы, ценились бойцами на вес золота. Они не допускали в работе почты никаких промедлений, понимая, что каждая минута на Войне может стать для бойца последней. Если почта пришла в разгар боя, значит тут же и должна быть доставлена по адресу. Ведь солдату идти в бой гораздо легче, когда в его нагрудном кармане лежит весточка из дома!

«Идет боец путем-дорогою,
Вокруг снаряды землю рвут,
Осколки их бойца не трогают,
Шальные пули не берут.

Простая сумка заколдована, 
Она надежней, чем броня,
Когда в ней письма адресованы
Бойцам на линию огня».

Саша Коваленков. «Песня о фронтовом почтальоне»

Свою вторую медаль «За боевые заслуги» Богословский Иван Трофимович получил 17 мая 1945 года. В годы Войны он работал на должности полкового воинского почтальона, потом был переведен за отличные успехи на военно-почтовую станцию. Какую бы должность он ни занимал, везде его характеризовали как одного из лучших работников. Он все делал вовремя, аккуратно и сверх нормы, завоевав среди сослуживцев большой авторитет.

Это о нем писал Борис Галин свою статью «Воинский почтальон»:

«В один и тот же час утра он появлялся на полевой почте 16–23, забирал почту для своего батальона, сортировал ее и разносил бойцам. Дело как будто не сложное и не требующее никакого героизма. Все это так. Но сколько теплоты и человеческого участия вкладывает Богословский в эту свою скромную работу воинского почтальона. Он знает: красноармеец, у которого слева в кармане гимнастерки лежит письмо от родных, воюет с подъемом всех сил, и молча тоскует боец, когда нет у него связи с семьей, когда он лишен простых человеческих слов любви, изложенных на четвертушке бумаги…

Богословский появился на линии огня с винтовкой в руках и перекинутой через плечо холщовой сумкой в тот самый час, когда его батальон шел в наступление. Чуть пригнувшись, Богословский пересек поле, отделяющее рощу от деревни, и, проворно перебегая от хаты к хате, спрашивал встречных бойцов:

— Где лейтенант, где наш лейтенант?»

Фронтовик М.Архипова рассказывала, как в начале 1944 года командир 168-го отдельного инженерно-саперного батальона поручил ей отвезти на передовую почту для солдат и офицеров:

«Приготовив с вечера сумку, утром вышла на КПП, предъявила документы и попросила посадить меня на попутную автомашину, идущую к линии фронта в район Немазера. Ждать пришлось недолго. Вскоре в нужном направлении шла машина со снарядами. Часовой остановил ее и посадил меня в кабину, рядом с водителем. Когда мы преодолели больше половины пути, машину остановили: дальше участок дороги простреливался артиллерией противника. Водитель объяснил патрулю, что груз очень ждут на передовой, и нас пропустили. Проехали еще немного, как вдруг раздались взрывы — сначала впереди, потом справа и слева. Место было открытое, и немцы взяли нашу машину «в вилку». Нужно было как можно скорее вырваться из зоны обстрела.

Когда оставалось совсем немного до спасительного леска, машину крепко тряхнуло. Осколком снаряда водитель был ранен в голову. Придя в себя, он крикнул мне:

— Садись за руль! Буду подсказывать тебе, что и как делать.

Я села на место водителя и выполняла все его команды.

Из опасной зоны мы быстро выехали. Я так была поглощена непривычным делом, что не уловила, когда водитель, от которого я получала указания, потерял сознание. И осталась я наедине с машиной.

Впереди показался КП штаба, и я стала усиленно крутить руль, не зная, как остановить машину, которая, вихляя из стороны в сторону, продолжала двигаться.

Приоткрыв дверцу, я закричала:

— Помогите остановить машину, я не умею...

И тут кто-то вскочил на подножку и помог мне остановить автомашину. Шофера тут же понесли в медсанбат, а бойцы горячо благодарили меня за снаряды и за долгожданную почту...»

«Через всю пройдут страну
Два листка в конверте.
И приедут на войну,
В край огня и смерти.

Привезет на фронт вагон
Этот груз почтовый.
Там получит почтальон
Свой мешок холщовый.

И помчит грузовичок
Этот серый, плотный,
Полный письмами мешок
В Энский полк пехотный».

Управление военно-полевой почты уделяло большое внимание транспортному обеспечению работы почтовых служб. В первые годы Войны перевозка почтовой корреспонденции преимущественно осуществлялась железнодорожным транспортом. Почтовые вагоны прицеплялись даже к воинским эшелонам. С 1943 года широкое распространение получила почтовая авиасвязь. Только за период с июня по ноябрь 1944 года почтовые самолеты перевезли несколько сотен миллионов писем и более 45 миллионов экземпляров газет. Помимо доставки корреспонденции в функции почтовой авиации входило распространение агитационных листовок среди вражеских солдат.

После доставки на ключевые станции почтовый груз автомобильным и гужевым транспортом доставлялся на полевые почты, откуда его забирали фронтовые почтальоны. Использование почтового транспорта для хозяйственных работ было категорически запрещено.

В годы Войны почтовая служба, исполняя свой долг по доставке корреспонденции, использовала все доступные ей способы и средства. В осажденный Севастополь почта доставлялась на подводных лодках, корреспонденцию в Ленинград, зажатый в тисках вражеской блокады, переправляли по льду Ладожского озера, письма воинам Эльтигенского десанта сбрасывали на парашюте. Была даже выведена специальная порода почтовых голубей, способных скрытно доставлять послания через линию фронта в темное время суток.

«С каждой нашею победой,
С бою взятой у врагов,
Письма дальше, дальше едут
От родимых очагов.

От бойцов не отставая,
Шаг за шагом, день за днем
Едет почта полевая,
Пробираясь под огнем...»

С 1943 года, когда Красная Армия успешно наступала, шаг за шагом освобождая территории, на которых требовалось быстро восстановить работу почтовых служб. Накопленный опыт военных лет позволил оперативно провести эти мероприятия.

После того, как советские войска пересекли границу СССР, постановлением Госкомитета обороны было принято решение, разрешающее бойцам действующей армии отправлять на Родину раз в месяц посылку определенного веса. Нагрузка на почтовые учреждения резко увеличилась. Миллионы посылок устремились с фронта в тыл, неся в себе груз продовольствия, товаров первой необходимости и прочих вещей, которые так ждали люди, измученные годами военных лишений. Для обработки и доставки этих отправлений потребовались не только людские ресурсы, но и дополнительные транспортные средства. Чтобы справиться с доставкой, почтовому ведомству пришлось пустить дополнительные почтово-багажные поезда. Последний, но самый радостный наплыв поздравительной почтовой корреспонденции пришелся на службы почты после Победы.

Полевая почта дорога была в годы войны каждому: и воину, и труженику тыла, ждущему весточки с фронта. Не случайно эта всенародная любовь нашла отражение в строчках любимых песен военных лет.

«Полевая почта»
Музыка: Ю.Левитин.
Слова: Н.Лабковский.

Когда в кругу друзей мы вспоминаем
О годах нашей жизни боевой,
Один из первых тостов поднимаем
Мы за здоровье почты полевой.

Пусть хлещет дождь, окопы заливая,
На всей земле сухого места нет –
Когда приходит почта полевая
Солдат теплом далеким обогрет.

Кто был на фронте, на переднем крае,
Тот оправдает и поймёт бойца,
Который, смерть и пули презирая,
Готов плясать при виде письмеца.

Морозом и жарою опаленный
Четыре года шёл войной боец,
А следом фронтовые почтальоны
Несли приветы от родных сердец.

В селе далёком плачет мать от счастья,
Узнав, что сын здоровый и живой.
Ей эту весть сквозь битвы и ненастья
Приносит треугольник полевой.

Бегут года, но мы не забываем
О верном друге жизни фронтовой
И тост, друзья, с любовью поднимаем
Мы за здоровье почты полевой.

«Огонек»
Музыка: народная.
Слова: М. Исаковский.

И подруга далекая
Парню весточку шлет,
Что любовь ее девичья
Никогда не умрет.
Все, что было загадано,
Все исполнится в срок, —
Не погаснет без времени
Золотой огонек.

И становится радостно
На душе у бойца
От такого хорошего,
От ее письмеца.
И врага ненавистного
Крепче бьет паренек
За советскую Родину,
За родной огонек.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь