Любой, кто знаком с отечественным авиапромом, знает эту анекдотичную историю. Началась она в 1932 году, когда Саша Сильванский выдержал суровую борьбу с Киевским политехом и попал работать на производство истребителей Поликарпова. Знакомство с истребителями произвело на него гипнотическое впечатление, и он предерзостно возжелал подарить Родине превосходство в небе.
Конструкторских идей Саша не имел, зато имел доступ к архиву с технической документацией, откуда ему удалось вынести чертежи ранее рассмотренного и отвергнутого проекта и преподнести его уже от своего имени. Когда проект был предсказуемо отклонен, Саша не впал в меланхолию, а обзавелся полезными знакомствами среди таких же "энтузиастов" и подал на рассмотрение новый проект, всю новизну которого составляло только название самолета - "Иосиф Сталин". Эта на первый взгляд не самая важная для летных характеристик деталь в 1937 году имела значение. Это было время искоренения "заговора военных" и персонально Тухачевского, который помимо всего прочего занимался военными инновациями и, в частности, авиацией. В авиапроме воцарилась паника, что и позволило Сильванскому протолкнуть свой проект.
Так Саша получил путевку в жизнь, вернее в Новосибирск, где должен был приступить к созданию чудо-самолета. На первых испытаниях внезапно выяснилось, что трехметровый винт при полной загрузке и заправке самолета упирается в землю, и его нельзя провернуть. Пустяки - Саша распорядился лопасти укоротить. Тогда перестало хватать тяги для взлета. Злые языки добавляют продолжение истории - конструкторский гений Сильванского воспарил еще выше, и он распорядился прокопать канаву посреди взлетной полосы - для винта.
Но на этом анекдот не закончился. Началась Зимняя война, проект продолжали финансировать, а Саша продолжал осваивать ассигнования и биться с косностью и волокитой. Только в 1941 году проект был окончательно свернут, КБ Саши было разогнано, а опытный образец занял почетное место в МАИ как отрицательный образец плодов конструкторского мышления.
Несмотря на миллионы растраченных впустую денег органы не проявили никакого интереса к Сильванскому. Он и дальше продолжал работать в авиапроме и даже предлагал Королеву свои бесценные идеи в создании космического самолета!
Конструкторских идей Саша не имел, зато имел доступ к архиву с технической документацией, откуда ему удалось вынести чертежи ранее рассмотренного и отвергнутого проекта и преподнести его уже от своего имени. Когда проект был предсказуемо отклонен, Саша не впал в меланхолию, а обзавелся полезными знакомствами среди таких же "энтузиастов" и подал на рассмотрение новый проект, всю новизну которого составляло только название самолета - "Иосиф Сталин". Эта на первый взгляд не самая важная для летных характеристик деталь в 1937 году имела значение. Это было время искоренения "заговора военных" и персонально Тухачевского, который помимо всего прочего занимался военными инновациями и, в частности, авиацией. В авиапроме воцарилась паника, что и позволило Сильванскому протолкнуть свой проект.
Так Саша получил путевку в жизнь, вернее в Новосибирск, где должен был приступить к созданию чудо-самолета. На первых испытаниях внезапно выяснилось, что трехметровый винт при полной загрузке и заправке самолета упирается в землю, и его нельзя провернуть. Пустяки - Саша распорядился лопасти укоротить. Тогда перестало хватать тяги для взлета. Злые языки добавляют продолжение истории - конструкторский гений Сильванского воспарил еще выше, и он распорядился прокопать канаву посреди взлетной полосы - для винта.
Но на этом анекдот не закончился. Началась Зимняя война, проект продолжали финансировать, а Саша продолжал осваивать ассигнования и биться с косностью и волокитой. Только в 1941 году проект был окончательно свернут, КБ Саши было разогнано, а опытный образец занял почетное место в МАИ как отрицательный образец плодов конструкторского мышления.
Несмотря на миллионы растраченных впустую денег органы не проявили никакого интереса к Сильванскому. Он и дальше продолжал работать в авиапроме и даже предлагал Королеву свои бесценные идеи в создании космического самолета!