Оборона Заполярья

с 22 ? 1941 г. по 1 1944 г.
Десятый сталинский удар
— 1 человек проголосовал
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

А знаете ли вы?

В прицеле камеры — Война

(Военные кинооператоры. Часть 2)

 

«… И совсем уж вдвойне и втройне искуплены эти прегрешения самоотверженной и талантливой работой фронтовых операторов, сумевших наперекор всему создать потрясающую и вдохновенную кинолетопись войны, которая была и осталась для нас Великой, Отечественной, Священной... Кадрам, которые они сняли, никогда не состариться. Это вечное кино»

И.П. Копалин

Кадры военной кинохроники запечатлели все эпохальные противостояния Великой Отечественной войны. Нашли в них отражение события героической обороны Севастополя, этапы жестокой и кровопролитной битвы под Сталинградом, непреклонная воля жителей и защитников Ленинграда в борьбе с агрессором. Символично, что среди лауреатов Сталинских премий за 1942 год в области хроникально-документальной кинематографии достойное место заняли авторские коллективы фильмов «Сталинград», «Ленинград в борьбе» — премии 1-ой степени и «Черноморцы» — премия 2-ой степени. Кадр за кадром показывали они героизм, мужество и стойкость воинов Красной Армии, став для будущих поколений ярчайшими свидетельствами великой борьбы всего советского народа за свою независимость. Снова и снова шли в бой кинооператоры.

***

Владислав Владиславович Микоша (1909-2004)

С ранних лет в душе Владислава Микоши жили две стихии: кино и море. Эти увлечения достались ему от родителей. Его отец был капитаном дальнего плавания, а мать работала в кинопрокате. Творческая и увлекающаяся натура мальчишки, проведшего детские годы на берегах Волги, проявлялась во всем: в пристрастии к музыке и рисованию, в спортивных занятиях, в мечтах о далеких путешествиях. Не пройдя медицинскую комиссию в мореходное училище, Микоша решил реализовать свои мечты, поступив в 1929 году на операторский факультет ВГИКа. Еще будучи студентом, Владислав Микоша начал работать кинооператором. После окончания института его жизнь превратилась в бесконечную командировку с камерой в руках.

Свою работу на Черноморском флоте Микоша начал с первых дней Войны. Объектив его камеры наблюдал за героической обороной Одессы. Затем оператор перебрался в Севастополь. С самого начала осады Севастополя Микоша находился на передовой линии фронта. Из материалов, снятых им в это время, был смонтирован киноочерк «Героический Севастополь».

С января 1942 года Микоше поручили съемку кадров кинохроники для документального фильма «Черноморцы». Его напарником, творческим единомышленником и боевым другом стал кинооператор Дмитрий Рымарев. Были в Севастополе и другие операторы, но те в основном снимали с кораблей. А творческий тандем Микоша-Рымарев был сухопутным оплотом севастопольской кинохроники. Где только не появлялись эти смелые люди с камерой в руках! Их видели на Малаховом кургане и на аэродроме под Херсонессом, среди моряков морской пехоты и бойцов севастопольского бронепоезда.

Широта творческой натуры Микоши проявлялась и в том, что помимо кинооператорской деятельности он работал как фотокорреспондент и журналист для разных центральных изданий. Статьи, написанные Владиславом Микошей, отличал свойственный только ему взгляд на происходящее и лирическая задушевность, которая была другой стороной его отчаянно смелого характера.

Постоянный корреспондент отдела искусства и литературы Совинформбюро В.Вишневский в своей статье «Люди фронтовой кинохроники» в августе 1942 года писал:

«Среди операторов-фронтовиков, Микоша, без сомнения, лучший мастер живописного кадра… Во фронтовых съемках Микоша сохранил все свои прежние качества — лиризм и изысканность композиции кадра, но, вместе с тем, для них характерна суровая простота, какой требует новый материал…»

Съемки яркого ценного документального материала, отображающего реальные боевые действия и героическую борьбу моряков-черноморцев, оператор вел на самых опасных участках фронта. 12 июня 1942 года Микоша, снимая налет вражеской авиации на Севастополь, был контужен разрывом той бомбы, момент взрыва которой зафиксировала его камера. В осажденном Севастополе он оставался «до последнего»: его тяжело контуженного эвакуировали из Севастополя на подводной лодке. За героическую работу по созданию фильма «Черноморцы» 14 августа 1942 года интендант 3-го ранга В.В.Микоша был награжден орденом «Красного Знамени».

Кадры севастопольской хроники Микоши вошли в документальный фильм «День войны», показавший зрителю, что произошло в 356-ой день войны на великом пространстве Советского государства от Баренцева моря до Севастополя.

В конце 1942 года он с группой коллег пересек Атлантический океан на кораблях советско-американского конвоя. Плавание было очень опасным, более половины судов конвоя не достигли цели своего похода. По прибытии в США группа советских кинооператоров была тепло встречена как обычными гражданами, так и выдающимися представителями культуры. Микоша продемонстрировал американцам фильм «Черноморцы». Это было время, когда иностранная публика с живейшим интересом смотрела на экранах кинотеатров «Разгром немецких войск под Москвой», интересуясь событиями на советско-германском фронте, а кинематографическая элита выбирала лучшие фильмы. После присуждения премии «Оскар», заветную статуэтку в своем багаже привез на Родину именно кинооператор Микоша.

Возвратившись из Америки, Микоша снова окунулся во фронтовые съемки. Его камера снимала события на Кавказе и в Керчи, с любовью и болью следила за освобождением Крымского полуострова и ставшего родным Севастополя. Везде оператор был на переднем крае происходящих событий. Чуть позже он через объектив наблюдал за восстановлением Сталинграда и снимал хронику победного наступления наших войск в Европе. Здесь при форсировании Одера Микоша был серьезно ранен, спасением своим он был обязан коллеге, Алексею Семину, вынесшему его с поля боя в безопасное место. Уже после Победы Владислав Микоша снимал кадры о капитуляции Японии и парад Победы в Москве.

После Войны Владислав Микоша продолжал работать в жанре кинодокументалистики, написал несколько книг воспоминаний о своей фронтовой работе.

***

Дмитрий Георгиевич Рымарев (1909-2000)

Закончив в 1932 году ВГИК, Дмитрий Рымарев несколько лет проработал на киностудии в Одессе, а в 1935 году стал штатным оператором ЦСДФ, начав свою документальную фильмографию еще в предвоенные годы.

24 июня 1941 года оператор Рымарев отправился в составе киногруппы на Черноморский флот и прошел с моряками-черноморцами трудными дорогами начала Войны. Боевое крещение оператор получил, снимая октябрьских бои на Ишуньских позициях. До ноябрьского штурма Севастополя камера Рымарева успела запечатлеть на пленке дальние боевые вылеты черноморской авиации, обстрел вражеских береговых укреплений нашими кораблями, боевые действия морской пехоты. Снимая кадры кинохроники, оператор становился не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником происходящего, находясь то в кабине самолета, то на борту судна, то в окопе на передовой.

С января 1942 года Дмирий Рымарев становится одним из самых активных участников киносъемки для документального фильма «Черноморцы». С первых до последних дней героической обороны Севастополя его камера беспристрастно фиксировала для истории боевые действия кораблей и береговой обороны Черноморского флота, снимала ежедневный подвиг защитников города. Его глазами видел зритель гибель крейсера «Червона Украина» у севастопольской пристани. За самообладание и храбрость, проявленные при работе над фильмом «Черноморцы» кинооператор Главного Политического Управления Рабоче-крестьянского Военно-Морского Флота (РКВМФ) Д.Г.Рымарев 14 августа 1942 года был награжден орденом «Красного Знамени».

С 1944 года победное наступление Красной Армии Рымарев снимал на Карельском, 2-м и 3-м Украинских фронтах. Его кинорепортажи рассказывали о боевых действиях на реке Свирь, позже — о подвигах советских солдат в боях на территории Восточной Европы. Телеграмма об отзыве Рымарева в Москву для съемок первомайского парада застала оператора в Вене. Накануне отъезда Дмитрий Георгиевич случайно увидел на одном из трофейных складов коробки с кинопленкой, маркированные трехцветными этикетками. Недолго думая, преодолев запрет начальника трофейной команды, Рымарев привез одну коробку этой пленки в Москву. Благодаря этому парад 1 мая 1945 года предстал перед зрителем в красках. Пригодились оператору его эксперименты с цветом, которыми он увлекался с 1937 года. Чуть позже оператор снимал легендарный Парад Победы.

После Войны, сохранив верность жанру кинохроники, Дмитрий Рымарев стал оператором и режиссером многих документальных и научно-популярных фильмов.

***

Виктор Николаевич Муромцев (1912-1945)

Выпускник операторского курса ВГИКа Виктор Муромцев готовил свою дипломную работу на фронте. А сразу по окончании института попросил направить его на самый тяжелый участок военных действий. Он участвовал в съемках боевых действий с апреля 1942 года. Первые самостоятельные кадры молодой оператор снял на Северо-Западном фронте, где за полтора года работы сделал около 15 сюжетов, отображающих боевую жизнь и быт бойцов и командиров фронта. Муромцев особо проявил себя при выполнении задания в партизанском отряде в мае-июне 1943 года. Более двух месяцев снимал Муромцев кадры хроники, вошедшие в фильм «Народные мстители» и сюжеты о жизни ленинградских партизан. Добывая достоверную информацию, оператор не раз участвовал в боевых операциях партизанского отряда.

Во второй раз Муромцев отправился в тыл врага к ленинградским партизанам в начале ноября 1943 года, и снова самоотверженной работой добывал ценные материалы о боевой работе и буднях народных мстителей. За операторскую работу и личное мужество 17 ноября 1943 года старший техник-лейтенант В.Н.Муромцев был награжден орденом «Красного Знамени».

В ночь на 25 июня 1944 года Виктор Муромцев (совместно с еще одним опытным оператором Ешуриным) был выброшен с парашютом над территорией Черногории. Приземление оказалось не очень мягким — Муромцев сильно повредил ногу, из-за чего добрался в заданный район только через трое суток.

Виктору Муромцеву всегда хотелось снимать настоящие события, поэтому работал он самозабвенно, снимая рядовых и командиров, молодых бойцов и умудренных опытом ветеранов, боевые вылазки и многодневные переходы. Вскоре пути операторов разошлись — Ешурин отправился в направлении Сербии, а Муромцев со 2-м югославским корпусом Пеко Дапчевича, — вдоль далматинского побережья. Коллеги вновь встретились только в освобожденном Белграде. Каждый имел при себе богатый документальный материал, составивший впоследствии основу замечательного документального фильма «Югославия».

К сожалению, фильма этого Виктор Муромцев так и не увидел. И Сталинская премия за него была присуждена ему посмертно. Снимая наступление танковых частей под Триестом, Виктор вел съемку непосредственно с брони танка. Желая снять и танк, на котором он двигался, оператор соскочил и бежал рядом. В этот момент его настиг вражеский снаряд. Военный киноархив до сих пор хранит фото, сделанное одним из наших репортеров в том бою. На нем Виктор Муромцев с камерой в руках бежит в свой последний бой.

***

Семен Семенович Школьников (р. 1918)

Кинематограф Семен Школьников любил с детства. Быть может, эта любовь передалась ему генетически, ведь мать его была актрисой. Первым киноопытом маленького Семена были съемки в массовке фильма вместе с матерью. Повзрослев, он стал частым посетителем кинотеатров и поклонником документального жанра, а в 1934 году попал на Московскую студию кинохроники, став помощником кинооператора. Параллельно с работой Школьников получал профессиональное образование в Институте повышения квалификации творческих работников при ВГИКе. Еще во время обучения он снял свои первые киноочерки, а после окончания института в 1939 году в составе группы операторов был отправлен на Карельский перешеек, где совершил свои первые шаги в качестве фронтового кинооператора.

В 1940 году Семен Школьников был призван в армию и встретил Войну на границе с Румынией  в действующих частях. Уже 13 июля 1941 года он получил первое ранение в грудь и долго лечился. Второй раз был ранен в руку 5 июля 1942 года в боях под Ржевом. Решение руководства о формировании фронтовых групп кинохроники подоспело очень вовремя. После излечения Школьников был направлен в распоряжение ЦСДФ, где изъявил желание работать в партизанском отряде. Трижды за всю Войну оператор Школьников оказывался в глубоком тылу врага. Он снимал в партизанских отрядах под Калининым, в Белоруссии и Югославии. За четыре месяца работы в калининских отрядах Семен Школьников отснял массу киноматериалов о борьбе партизан с немецкими оккупантами, вошедших впоследствии в фильм «Народные мстители».

Кадры его кинохроники запечатлели диверсии партизан на железной дороге и взрывы поезда и моста, картины горящих деревень и разоренных сел, боевые вылазки партизан и быт их лагеря. Подолгу находясь в партизанских отрядах, оператор не мог оставаться безучастным наблюдателем. Школьников, имевший немалый воинский опыт, был непосредственным участником боевых операций партизан. 27 марта 1943 года он принимал участие в нападении на колонну на шоссе Себеж-Идрица, где противотанковой гранатой подорвал машину и уничтожил 8 гитлеровцев. 14 мая участвовал в разгроме вражеского гарнизона на разъезде Посин, забросав гранатами вражеский ДЗОТ и уничтожив станковый пулемет с расчетом. За героическую операторскую работу и мужество, проявленное при участии в боевых операциях партизан, инженер-капитан С.С.Школьников 16 ноября 1943 года был награжден орденом «Красного Знамени».

С весны 1944 года Школьников работал в тяжелых условиях Ушацкой партизанской зоны Белоруссии. Снимать хронику ему приходилось в то время, когда партизанский отряд боролся с крупными силами гитлеровцев, брошенными на его уничтожение. Эти съемки вошли в фильм «Освобождение Советской Белоруссии».

Будучи кинооператором 1-го Прибалтийского фронта, Школьников участвовал в создании хроники его летнего наступления, освобождения городов Полоцк, Вильнюс, Паневежис, Шауляй, Митава, танкового рейда корпуса генерала Обухова к берегам Рижского залива. Кадры, снятые оператором на 1-м Прибалтийском фронте, вошли в фильм «Освобождение Прибалтики». Боевая деятельность инженер-капитана С.С.Школьникова 2 декабря 1944 года была отмечена орденом «Отечественной войны 2-й степени».

Долгожданная Победа застала оператора Школьникова у югославских партизан, где он продолжал свою неутомимую операторскую деятельность. Зоркое око его камеры чутко подмечало интересные сцены боевой работы и бытовой жизни партизан-черногорцев.

После Войны Семен Школьников продолжал работать на ЦСДФ. В 1946 году он переехал в Таллинн и через некоторое время стал сотрудником киностудии «Таллинфильм». За годы работы на таллиннской студии Школьников снял огромное количество документальных фильмов, был кинооператором художественных лент, испробовал себя в качестве режиссера-постановщика, написал несколько книг воспоминаний о работе фронтового кинооператора.

***

Владимир Александрович Сущинский (1912-1945)

Владимир Сущинский относится к плеяде молодых операторов, для которых Война стала первым испытанием на профессиональном поприще. Сущинский выпускник 1941 года, поступивший во ВГИК лишь в 1937 году после окончания энергетического техникума и службы в армии.

С 1942 года оператор Сущинский находился в составе киногруппы Волховского фронта. Исторический прорыв блокады Ленинграда камера Сущинского снимала в частях 67-й и 2-й ударной армий. Его фронтовые кинорепортажи вошли в фильм «День войны».

Позже Владимир Александрович вел съемки на 4-м Украинском фронте. Оператор был в первых рядах наступающих частей при ликвидации немецкой группировки в районе Никополя, под огнем противника снимал переправу наших войск через Днепр, получил контузию при съемке наступления на Сиваше, но отказался покинуть свой пост, на первом танке въехал в Симферополь, делал кинокадры о боях за освобождение Севастополя. За героическую работу на 4-м Украинском фронте В.А.Сущинский не только получил премию по кинохронике и отпуск на две недели, но 15 мая 1944 года был награжден орденом «Красного Знамени».

С декабря 1944 года Владимир Сущинский стал военным оператором киногруппы 1-го Украинского фронта. Необычайная храбрость и высокий профессионализм стали его визитной карточкой. Его репортажи отличались высоким эмоциональным накалом и выбором актуальной темы. Его место — всегда в первых рядах, в боевых порядках наступающих войск. Кадры, снятые Сущинским, — это взгляд изнутри, видение человека, находящегося в эпицентре событий. Сущинский лично принимал участие в прорыве немецкой обороны, в боях за Краков и Ченстохов. Первым в составе разведгруппы ворвался в город Катовице, где заснял сцены уличных боев. 22 февраля 1945 года под Бреслау в районе Железной дамбы, встав во весь рост, Сущинский снимал широкую панораму схватки, в которой группа бойцов перетаскивала пулемет через железнодорожную насыпь. По время этой съемки он погиб от разорвавшегося рядом снаряда. 14 апреля 1945 года В.А.Сущинский был награжден орденом «Отечественной войны 1-й степени», а в 1946 году за фронтовые кинохроники ему присудили Сталинскую премию 2-й степени посмертно.

Этот последний подвиг отважного кинооператора видел снимавший рядом коллега Николай Быков.

Отснятый Быковым материал сопровождала следующая монтажная запись:

«В Бреслау во время уличных боев был убит оператор Володя Сущинский. На поле боя снять я его не мог, потому что был ранен этим же снарядом»

Через несколько дней эту запись Быкова вместе со своей отправил в центр другой оператор, приложив комментарий:

«Горящие кварталы города… По городу палит наша артиллерия прямой наводкой… Атака нашей пехоты… Перебегающие пехотинцы... Ползущие раненые по полю боя… Перебегающий оператор Быков… Убитый Быков… Около него его камера…»

Кинохроника, снятая оператором Сущинским, вошла в снятый о нем послевоенный документальный фильм «Фронтовой оператор». Были в нем и кадры, которые его камера снимала в момент его гибели…

За годы Войны кинооператоры прислали на Центральную студию документальных фильмов около трех миллионов метров кинохроники о боевых действиях на фронтах и делах тружеников тыла. Отснятые материалы, вошедшие в документальные фильмы и киножурналы, и весь неиспользованный материал поступали в «Кинолетопись Великой Отечественной войны СССР». В результате кропотливой работы сотрудников студии кинолетопись отразила все наиболее важные этапы Войны, сохранив для истории кадры, снятые порой ценой жизни, фронтовыми кинооператорами.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь