Оборона Заполярья

с 22 ? 1941 г. по 1 1944 г.
Десятый сталинский удар
— 2 человека проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Военная операция

Трудными дорогами Карелии

Тем временем на сухопутном театре военных действий события развивались следующим образом. В ходе Выборгско-Петрозаводской стратегической наступательной операции летом 1944 года войска Красной Армии вышли на довоенную границу СССР и Финляндии на всем ее протяжении, за исключением Заполярья.

Освобождение южной Карелии и Карельского перешейка, а также выход Финляндии из Войны создали благоприятные условия для окончательно изгнания немецких войск с Крайнего Севера. Рудники и порты Петсамо (Печенги) были слишком важны для Рейха, и отдавать их без боя противник не собирался. В скалистой тундре более чем за три года немцы создали мощнейшую систему обороны. Защита этих стратегически важных объектов была возложена на 19-й горно-егерский корпус 20-й горной армии Вермахта общей численностью свыше 50 тысяч человек. С моря порты прикрывала внушительная морская группировка, в том числе 15 миноносцев и более 50 подводных лодок. Да и суровая природа региона была идеальна для обороны.

Очень точно и живописно природа Заполярья была описана в мемуарах К.А.Мерецкова, командовавшего тогда Карельским фронтом:

«... представьте себе приморское плоскогорье, лежащее севернее Полярного круга. С частично незамерзающего, но все же весьма холодного моря еще дуют характерные для мурманского лета сильные ветры вглубь континента. Они перемежаются с уже набирающими силу зимними ветрами в сторону моря. При очень частой осенней непогоде снег мешается с дождем, а ночами сплошь и рядом бывают заморозки. Холодный воздух постоянно насыщен влагой. Нередко сквозь туманы Гольфстрима прорывается дуновение Северного Ледовитого океана, и тогда становится совсем невесело. Под ногами тундра, сырая и какая-то неуютная, снизу веет безжизненностью: там, в глубине, начинается лежащая островками вечная мерзлота, а ведь солдатам приходится спать на этой земле, подстилая под себя лишь одну полу шинели.

Вокруг светятся бесконечные озера. Между ними хлюпают болота с кочками, мхами, лишайниками и карликовыми деревцами. Серые торфяники исполосованы частыми трещинами, из которых брызжет ледяная вода. Порой земля вздымается голыми громадами гранитных скал. Они рассечены быстрыми и порожистыми реками, текущими в основном с юго-запада на северо-восток. А продвигаться нам нужно на запад. Это значит, что все реки придется форсировать, одну за другой. Люди мерзнут здесь сильнее, чем в более холодных районах, но с континентальным климатом. Замерзают и машины: разогреть моторы очень трудно; горючего уходит гораздо больше нормы, а его-то и не хватает, что существенно снижает возможности использования техники. Немало забот вызывали и химические грелки. Так как единственная железная дорога осталась в стороне, то подвозить снаряжение, продовольствие и боеприпасы приходилось на кораблях (увы, лишь до берега), на плохо работавших автомобилях, на лошадях, которых нечем было кормить, и на капризных оленях. Все мало-мальски пригодные для продвижения места были перехвачены со стороны немцев лапландским оборонительным валом, а в промежутках царило дикое бездорожье…»

Именно в таких экстремальных, без преувеличения, условиях началась подготовка к операции по освобождению Советского Севера.

Подготовка к кампании, получившей название Петсамо-Киркенесской, началась с тщательной разведки характера и расположения основных опорных пунктов немецких войск. После сбора разведданных было установлено, что большая часть оборонительных сооружений была приготовлена для сдерживания средних и легких танков. Поэтому в Заполярье был направлен полк тяжелых танков КВ (Клим Ворошилов). Обилие речек болот и фьордов также потребовало переброски в северную Карелию специальных машин-амфибий.

Все подготовительные работы по оборудованию плацдармов для будущего наступления велись исключительно в темное время суток. Причем зачастую работать приходилось кирками, так как обычным лопатам грунт не поддавался. Каждая дивизия прорыва была обеспечена маскировочными халатами белого цвета. Так как операцию планировалось проводить одновременно на земле, на море и под водой, командованию фронта требовалось наладить максимальное взаимодействие между всеми родами войск, от этого в большей степени и зависел успех будущей кампании.

Командующий Северным флотом адмирал А.Г.Головко так вспоминал о тех днях:

«... Мы же готовимся к боевым действиям по обоим вариантам: к разгрому лапландской группировки при всех ее попытках удержать позиции в Заполярье и к разгрому ее при всех попытках эвакуироваться морем. В любом случае будем бить.

... Уходить из нее, как и из других мест Заполярья, гитлеровцы, судя по всему, не собираются. Придется вышибать. Нашей разведкой отмечено, что они в течение второй половины сентября каждодневно подтягивали в район Луостари резервы. И вообще, по всем основным дорогам, ведущим к линии фронта, наблюдается усиление движения автотранспорта. В темное время суток противник часто освещает ракетами подступы к своему переднему краю. Значит, ждет нашего наступления; значит, ждет напряженно, день за днем, ночь за ночью, час за часом. Чем больше это ожидание продлится, тем неожиданнее, как ни парадоксально на первый взгляд, тем более ошеломляющим будет наш удар. Ибо такого наступления, какое мы готовим, гитлеровцы не ожидают. Это должна быть одна из крупных наступательных операций, запланированных Ставкой Верховного Главнокомандования...»

Благодаря морякам-североморцам, а также помощи английских ВМС, несмотря за настоящую охоту устроенную немецким флотом за караванами, большую часть грузов удавалось доставить в порты назначения. Всего же Северным флотом за годы Войны было проведено свыше 1 400 конвоев, в которых участвовало более 2 500 судов. Но помимо успешных операций были и серьезные неудачи. Так, печально известный конвой PQ-17, отправленный в СССР 27 июня 1942 года, был практически полностью уничтожен немецкой авиацией и подводными лодками. До порта назначения из 35 судов смогли добраться лишь 13.

Подготовка заняла более месяца. Окончательной датой начала наступления должно было стать 7 октября 1944 года.

Для участия в операции было решено использовать 14-ю армию Карельского фронта под командованием генерал-лейтенанта В.И.Щербакова, авиацию 7-й воздушной армии под руководством генерал-лейтенанта авиации И.М.Соколова. Северный флот также выделил две бригады морской пехоты и 275 самолетов из состава ВВС флота. Морская составляющая ударной группировки насчитывала 5 эскадренных миноносцев, 7 подводных лодок, 22 больших и малых охотника, 20 торпедных катеров.

Всего же в операции было задействовано свыше 100 тысяч человек личного состава, около 2 000 орудий и минометов, более 100 танков. Общая авиационная группировка, включая авиацию ВМС, насчитывала порядка 1 000 самолетов.

По замыслу операции, на первом ее этапе предполагалось нанесение двух ударов по финскому району Луостари-Петсамо. Главный удар наносился левым флангом фронта из района озера Чапр, на котором было сосредоточено 3 стрелковых корпуса (131-й, 99-й и легкий 126-й). Правое крыло армии, из которого была сформирована специальная оперативная группа, должно было ударить на Петсамо из района озера Большое Ура-Губское. В задачи группы, которой командовал генерал-лейтенант Б.А.Пигаревич, входило отвлечение немецких резервов и недопущение их переброски на направление основного удара.

7 октября 1944 года в 8 часов утра тишину тундры нарушили залпы тысячи орудий — началась Петсамо-Киркенесская наступательная операция.

В ходе артиллерийской подготовки, которая продлилась 2 часа 35 минут, удалось разрушить значительную часть траншей и проволочных заграждений главной полосы обороны противника. Но дальше в ход операции вмешалась погода. Начавшийся снегопад, смешиваясь с дымом от разрывов снарядов, сделал применение авиации невозможным. Несмотря на это, ударные дивизии 14-й армии перешли в наступление.

К 15 часам того же дня войска 131-го корпуса под командованием генерал-майора З.Н.Алексеева смогли прорвать главную полосу обороны немецких войск, форсировали реку Титовку, проходившую по советско-финской границе, и вышли к системе озер Куосмеярви-Лайя.

В полосе наступления 99-го корпуса генерал-майора Микульского события развивались менее успешно. Прорвать немецкую оборону в районе горы Большой Кариквайвишь в течение дня не удалось. После неудачи штаб корпуса решился на смелый маневр — ночной штурм. В полночь, без артиллерийской подготовки и имея только личное оружие, ударные части корпуса начали повторный штурм доминирующих высот. Атака оказалась полной неожиданностью для противника. К утру 8 октября, сломив ожесточенное сопротивление немецких войск, советские войска захватили все доминирующие вершины в полосе наступления корпуса.

8 октября войска 131-го корпуса, развивая наступление, смогли перехватить дорогу между горой Большой Кариквайвишь и Луостари и рассечь немецкую оборону. Продолжая продвигаться в направлении Петсамо, войска корпуса старались не допустить отход немецких частей из района Луостари.

В это же время 126-й легкий корпус генерал-майора В.Н.Соловьева, обходя по тундре основные опорные пункты немецкой обороны, начал продвижение в район Луостари, имея своей задачей выйти в тыл одноименной группировки противника. За сутки корпус преодолел 30 км по бездорожью, создав реальную угрозу окружения немецким частям.

В целом, к 9 октября 1944 года немецкая оборона была прорвана на глубину до 16 километров, по фронту — свыше 20 километров. Решение Ставки применить танки КВ полностью себя оправдало. Часто огонь немецких орудий не мог пробить их мощную броню и вражеские батареи, в прямом смысле, давились гусеницами.

В тот же день, 9 октября, по приказу Мерецкова началась посадка на корабли морского десанта. Одновременно бойцы Северного оборонительного района (СОР) на полуострове Средний, державшие долгие 3 года оборону в районе перешейка, тоже начали подготовку к наступлению.

В 0:50 10 октября силами 63-й бригады морской пехоты началась высадка десанта в районе губы Малая Волоковая. Несмотря на то, что десантироваться приходилось на скалистый берег, потери морских пехотинцев составили всего 5 человек. Прорвав немецкую оборону, наши войска полностью овладели побережьем губы Малая Волоковая и начали продвижение в тыл немецкой группировке в районе Петсамо.

В это же время бойцы Северного оборонительного района при поддержке морской пехоты и огня эскадренных миноносцев «Гремячий» и «Громкий» начали наступление в районе хребта Муста-Тунтури. Вскоре немецкая оборона была сломлена и войска Северного оборонительного района, объединившись с частями 63-й бригады, начали наступление на порт Петсамо с северо-востока. После трехдневных боев за контроль над дорогой в районе озера Санта-Ярви с юго-востока возобновил продвижение к Петсамо корпус Алексеева.

Не менее успешно развивалось наступление и на Луостарском направлении. К 12 октября войска 99-го и 126-го корпусов при поддержке 7-й гвардейской танковой бригады смогли блокировать немецкие войска в районе Луостари. В тот же день город был полностью очищен от немецких войск, а к вечеру весь одноименный район оказался под контролем Красной Армии, включая аэродром, на котором в качестве трофеев победителям достались 18 самолетов и 85 автомашин. В этот же день морским диверсионным отрядом Северного флота были атакованы и захвачены две немецкие батареи на мысе Крестовом, что дало возможность успешно осуществить высадку морского десанта и последующий захват незамерзающего порта Линахамари.

Когда решался вопрос, кто первым должен ворваться в порт Линахамари и высадить десант, а затем провести остальные катера, решение командования было одно — эту задачу может выполнить только бывавший ранее в Петсамо Герой Советского Союза капитан-лейтенант Александр Осипович Шабалин. За период Великой Отечественной войны Шабалин проявил себя как один из лучших командиров отряда бригады торпедных катеров, мастером торпедного удара.

Шабалин хорошо знал путь в Линахамари. В ночь с 12 на 13 октября командир Шабалин с двумя торпедными катерами первым вошел в порт Линахамари и высадил первую группу десанта, занявшую плацдарм, который послужил отправным пунктом для штурма Линахамари.

Александр Осипович первым провел в гавань свой катер с десантом под огнем десятков минометов, батарей тяжелого и среднего калибра, танков, врытых у причалов порта и множества других огневых точек, проложив путь остальным катерам и охотникам.

На следующий день снова под огнем противника Шабалин вторично пробился в порт и произвел переброску десантников с восточного берега на западный. Вовремя доставленное Шабалиным подкрепление привело к успеху общего штурма Петсамо.

За успешную высадку десанта на причалы порта, занятого противником, группа катерников была удостоена званий Героев Советского Союза, а командир отряда торпедных катеров капитан-лейтенант А.О.Шабалин был удостоен этого звания повторно.

После взятия Линахамари все силы 14-й армии и Северного флота были брошены на окружение и ликвидацию немецких войск в районе Петсамо (Печенги). Труден был путь пехоты, стремившейся окружить врага. Погодные условия вносили свои коррективы в темпы продвижения подразделений Красной Армии. Бойцы, проявляя чудеса выносливости, сутками тащили на себе снаряды и орудия, двигаясь по воде, грязи и снегу. Холодными и пасмурными днями шли солдаты по колено в ледяной воде. Заморозки сменяли оттепели. Одежда на солдатах деревенела, озера покрывались ледяной коркой. Для преодоления озер подразделения были укомплектованы машинами-амфибиями, но в условиях резко ударившего мороза машины приходилось на руках втаскивать в застывшее озеро. Разломав под своей тяжестью ледяную кромку, амфибии застывали. Солдатам ничего другого не оставалось, как вооружаться толстыми длинными палками, вставать на нос передней машины и проделывать узкий канал в ледяном спае. Каждый пройденный километр был настоящим испытанием. После преодоления очередной водной преграды, бойцы на плечах, на канатах, вагами, лошадьми вытаскивали из озер машины, чтобы погрузить их в следующие озера и потом снова вытаскивать.

Вечером 14 октября немецкая группировка в районе Печенги оказалась полностью блокирована в котле. 15 октября окруженный противник был уничтожен, а важнейший город-порт Петсамо перешел под контроль Красной Армии. Только убитыми противник потерял в городе 2 000 человек.

На этом первая часть операции была завершена. Всего за 9 дней боев мощнейшая линия обороны Луостари-Петсамо была ликвидирована скоординированными действиями Северного флота, авиации и сухопутных сил. Рейх потерял не только уникальный незамерзающий порт, но и важнейший транспортный коридор для доставки никеля и меди. Таким образом, по оборонной промышленности Германии был нанесен мощнейший удар.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь