Вторая операция Советских ВВС по уничтожению самолетов врага на аэродромах

с 6 1943 г. по 8 1943 г.
Вторая операция Советских ВВС по уничтожению самолетов врага на аэродромах
— 0 человек проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

Разведчики на «пешках»

Проведение операции по уничтожению самолетов противника на аэродромах было бы невозможно без сведений, добытых воздушной разведкой. Нужно было не только выявить места базирования немецких самолетов, но и узнать расположение складов боеприпасов и горючего, помещений для летного состава и обслуживающего персонала, подробно изучить расписание полетов противника и время нахождения личного состава на аэродромах. Разведка самым тщательным образом изучила систему противовоздушной обороны врага: состав и места размещения зенитной артиллерии, радиолокационных станций, прожекторов, организацию прикрытия аэродромов истребителями.  Кроме того, воздушные разведчики засекали ориентиры, которые использовала ударная авиация для входа в атаку и для сбора после проведения удара. При подготовке удара с воздуха по аэродромам противника количество разведвылетов возрастало до двух-трех в сутки.

Одним из подразделений разведывательной авиации был 366 отдельный разведывательный авиаполк, которым командовал герой Советского Союза майор Александр Петрович Бардеев.

Не одну тысячу полетов на разведку произвели на «ПЕ-2» летчики подразделения, которым командует Герой Советского Союза майор Бардеев. До ста вылетов в среднем сделал почти каждый экипаж этого подразделения. Имя минимальные потери, отважные разведчики избороздили все ближайшие тылы врага на своем участке фронта. «Петляков-2» ходит в любую погоду. В солнечный день этот самолет, благодаря скорости и маневренности, избегает встреч с истребителями противника и минует зенитный огонь. В облачную погоду летчики, используя качества своего самолета как пикировщика, ловко и быстро выскакивают из-за облаков, производят наблюдение, фотографируют и вовремя уходят от противника.
Тысячи ценных снимков и наблюдений удается сделать на этой замечательной машине непосредственно над полем боя, выявляя линию обороны врага, систему его укреплений. В ряде случаев лишь благодаря этим данным наша артиллерия и авиация наносили мощные удары по живой силе и технике противника.

Инженер-майор С. Рыбаков.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ

Основными способами воздушной разведки являлись фотографирование различных аэродромных объектов и визуальное наблюдение. Для пилотов, наносящих воздушный удар, не было лучшего подспорья, обеспечивающего эффективность бомбометания, чем подробная фотография вражеских аэродромов. Причем фотографирование осуществлялось с разных высот и направлений с учетом предполагаемых действий ударной авиации. Снимки позволяли выявить множество деталей, недоступных при кратком визуальном наблюдении: места стоянки самолетов, их количество, виды, подъездные пути и замаскированные цели. Главным достоинством визуального наблюдения была возможность немедленно передать полученную информацию командованию.
Летали разведчики на самолетах Пе-2, в просторечии называемых «Петляковыми» или «пешками». Это была универсальная машина, которая военной авиацией использовалась не только для целей разведки. Ее летные характеристики позволяли эксплуатировать ее в любую погоду.

Главными принципами разведывательных полетов были скрытность и внезапность. Маршруты полетов определялись заранее так, чтобы самолет не был обнаружен противником и мог скрытно подойти к его аэродрому. Облачная погода являлась наиболее благоприятной для проведения разведки. В таких условиях самолет двигался на высоте под прикрытием облаков и появлялся над целью внезапно для врага. При полетах в таких метеоусловиях Пе-2 использовался в режиме пикировщика.

Проведение разведки в ясную погоду было делом для настоящих виртуозов. Передвигаясь на большой высоте, летчик все время менял направление движения машины, чтобы дезинформировать противника относительно своей цели. Хорошие скоростные характеристики и высокая маневренность «пешек» позволяли использовать их и в этой ситуации. Самолет очередным рывком неожиданно менял направление полета и внезапно появлялся над аэродромом противника, быстро производил фотографирование и наблюдение и уходил в сторону от постов ПВО.

Воздушная разведка аэродромов всегда была одной из сложнейших задач, потому что сбор данных осуществлялся при активном противодействии всех средств ПВО противника. Успех вылета зависел не только от личной отваги и летного мастерства пилотов, но и от применения ими новой тактики, неизвестной врагу. Опытные экипажи полка имели свои собственные методы осмотра летного поля  и способы запоминания полученной информации.

Каждый наградной лист Бардеева рассказывает о беспримерном мужестве, как самого командира, так и его подразделения. При выполнении боевых заданий, как на бомбометание, так и на разведку он всегда, презирая опасность, отлично выполнял задачи, во многих случаях снижаясь до бреющего полета, что позволяло точно определить группировку войск противника.

Подразделение Бардеева участвовало в обороне Таманского полуострова, воздушных боях на Кубани и в освобождении Крыма. Отличившись в боях за освобождение Керчи в 1944 году, полк Александра Петровича получил почетное наименование «Керченский».

Благодаря правильной и умелой организации личного состава, полк Бардеева в течение всей войны непрерывно вел боевую работу, прекрасно справлялся с поставленными задачами и имел минимальные потери в личном составе. Из числа молодого летного состава Бардеев за время войны ввел в боевой строй 75 летчиков, штурманов и стрелков. Многие бойцы его подразделения были награждены орденами и медалями, а шесть из них стали Героями Советского Союза.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь