Боевой путь Спартака Иосифовича Маковского начался 13 апреля 1943 года, когда в возрасте 22 лет он прибыл на Северо-Кавказский фронт в звании лейтенанта. Он являлся одним из представителей славной плеяды советских летчиков, начавших свою летную практику в аэроклубах, а позднее окончивших Качинскую военную авиационную школу. Маковский сразу попал в самое пекло воздушных сражений на Кубани. Он был назначен командиром эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка 278-ой истребительной авиационной дивизии, где сразу показал себя бесстрашным и умелым летчиком. Уже через три недели после начала боевой карьеры на его счету значилось 6 лично сбитых вражеских самолетов и 1 самолет противника, сбитый в составе группы.
|
8 мая при ведении воздушного боя лейтенант Маковский сбил вражеский самолет тараном, проявив при этом не только недюжинное самообладание и отвагу, но и показав великолепные навыки управления самолетом. Пока истребители полка вели воздушный бой с противником, самолет Маковского находился над ними и пилот, наблюдая за ходом поединка, охранял воздушное пространство. Когда показался вражеский Ме-109, Маковский мгновенно бросился в лобовую атаку.
|
Расстояние между самолетами сокращалось. В последний момент немецкий самолет чуть отклонился, но предотвратить столкновение уже было невозможно. Оба самолета стали стремительно падать: мессер разваливался прямо в воздухе, а самолет Маковского вошел в штопор. Лейтенант не сдавался, пытаясь выровнять машину. Его самолет был сильно изуродован: неоднократно прошит пулеметными очередями, часть правого крыла оторвана. В таком плачевном состоянии машина плохо подчинялась командам летчика, с трудом удерживавшего ее в горизонтальном полете. Именно в этот момент Маковский снова оказался под ударом другого Ме-109. У самолета нашего летчика отказал мотор. Только быстрый и смелый маневр его ведомого, Лукьяна Каширина, пробившего пулеметной очередью мотор немецкого самолета, спас Маковского от гибели. Спартак посадил поврежденный ЯК-7 в поле на брюхо. При посадке машина получила большие повреждения, была абсолютно разрушена кабина, но самолет от удара не загорелся и летчик выжил. Лейтенант Маковский 10 дней провел в госпитале. Справившись с ранением, летчик быстро вернулся в строй.
За отличное выполнение боевых заданий и проявленные при этом доблесть и мужество 17.06.43 года лейтенант Маковский Спартак Иосифович был награжден орденом Красного Знамени. А год спустя он был удостоен звания Героя Советского Союза за еще один подвиг.
3 января 1944 года при штурме аэродрома противника ведомый Маковского, младший лейтенант Кузнецов, был подбит. Самолет загорелся, и Кузнецову ничего не оставалось, как посадить его на фюзеляж на территории противника всего лишь в 300 метрах от расположения вражеских частей.
Маковский понимал, что без его помощи Кузнецов не сможет добраться до линии фронта. Немецкие солдаты уже приближались к трофею. Надеясь выручить товарища, Спартак Иосифович посадил свой ЯК-9 рядом с горевшей машиной ведомого. Забрав из горящего самолета товарища, Маковский с трудом разместился вместе с ним в одноместном истребителе. Под сильным оружейным огнем, полностью окруженный вражескими солдатами, которые находились в 100 метрах от самолета, Маковский взлетел и добрался до аэродрома своей части вместе с Кузнецовым.
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь