Освобождение Севастополя

с 8 1944 г. по 12 1944 г.
Год до Победы
— 3 человека проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

А знаете ли вы?

Пропаганда

В середине 30-х годов ХХ века любой обыватель в Германии, Франции или другой европейской страны был категорически против Войны. Ведь не прошло еще и 20 лет, как закончилась Первая Мировая. В памяти народов Европы все еще были живы ее ужасные последствия: смерть и эпидемии, разрушения, голод и всеобщее обнищание.

Совсем другое отношение было к Войне у правящих кругов Западных стран и стоящих за ними банкиров и фабрикантов. Война для них — массовые заказы на пушки и танки, нефть и руду, сверхприбыли и новые колонии.

Мирные 15 лет не принесли стабильности. В западном мире разразился серьезный экономический кризис, Великая депрессия. Коммунистические идеи тогда набирали популярность среди рабочих в Европе. СССР стал представлять реальную угрозу послевоенному устройству мира. Правящие круги Англии, США и Франции решили столкнуть Советский Союз и Германию. Неслучайно в униженной и разоренной Версальским договором Германии к власти приходит Гитлер. Удивительно, что открытые призывы к Войне (за восстановление Великой Германии) в риторике фюрера абсолютно не тревожили правящий класс в Европе. Наоборот, условия Версальского мира постепенно смягчались, в Германию рекой текли поставки стали, оборудования и другого сырья. А в 1938 году влиятельный американский журнал «Time» назвал Гитлера человеком года.

Коммунистическая и ряд других партий Германии активно пытались бороться с национал-социалистами. Через листовки и плакаты осуществлялись попытки донести до немцев, что выбирая Гитлера, они выбирают Войну.

Национал-социалисты также не отставали от своих политических противников и изображали их слабыми и безвольными.

К сожалению, идеи Гитлера об исключительности немцев нашли широкий отклик в народе. Так, благодаря умелой пропаганде, и при полном попустительстве мирового сообщества, в Европе сформировалась мощнейшая сила — Третий Рейх.

Одной из немногих стран, открыто осудивших приход к власти нацистов, был Советский Союз. Именно наша страна направила своих бойцов и инструкторов в Испанию для борьбы с националистическими войсками Франко, активно поддерживаемым Гитлером.

В целом, с негласного одобрения Лиги Наций, вплоть до 1939 года шло территориальное расширение Третьего Рейха. Риторика поменялась только после заключения мирного договора между Германией и СССР, так называемого пакта «Молотова-Риббентропа». Плакаты Великобритании запестрели картинками, показывающими дружбу Сталина и Гитлера. План столкнуть СССР с Германией чуть не сорвался.

22 июня 1941 года идея уничтожения СССР, как политической и экономической силы, обрела реальные черты — нацистская Германия напала на Советский Союз.

Англия и США сразу открыто заявили о своей поддержке Сталина, но, при этом, частные фирмы продолжали снабжать Рейх всем необходимым для Войны.

На оккупированных территориях немецкая пропагандистская машина действовала тем же путем, что и в Германии: разжигалась ненависть к евреям и коммунистам, жителям на захваченных территориях обещалось новое светлое будущее, культивировалась идея, что немцы вовсе не оккупанты, а освободители от комиссаров, Сталина и коммунистов.

Одним из старых приемов было распространение на территории противника фальшивых денег. Еще кайзеровская Германия перед Первой Мировой наводнила Великобританию и Францию поддельными фунтами и франками. С Советским Союзом немцы пошли дальше: деньги, внешне трудно отличимые от настоящих, имели еще и антисоветские лозунги.

Так, на купюрах в 1 червонец мелким шрифтом было написано следующее:
«Трудящиеся, долой войну, спровоцированную Сталиным. Если хочется мира, поверни штык против тех, кто гонит тебя на убой»

Одновременно велась активная обработка бойцов Красной Армии. Листовки с призывами сдаться, сделанные в форме пропуска, массово сбрасывались на наши войска. Особенно активно агитация проводилась на начальном этапе Войны. Подрыв морального духа противника, призывы к предательству — еще один вид оружия.

Борьбой с немецкой агитацией в армии занимались комиссары (политруки). В их обязанности входило разъяснение ситуации на фронтах, а для поднятия боевого духа они рассказывали о победах и успешных операциях. Также задачей комиссаров было выявление неблагонадежных красноармейцев, поиск и поимка шпионов. Одновременно политрук должен был быть примером для красноармейца, как в бою, так и в быту. В Красной Армии эта должность появилась с первых дней ее создания. Само слово «комиссар» происходит от латинского commissarius «уполномоченный» — наместник, облеченный властью, представитель центра. Институт комиссарства зародился еще в XVI веке в Италии. В воевавших между собой итальянских княжествах часто использовались наемные армии, чья надежность была сомнительной.

В Красной Армии, когда большая часть командиров стала членами ВКП(б) (примерно 1925 год), было принято решение отказаться от данного института. Но с обострением мировой напряженности, в 1935 году, комиссары снова вернулись в армию.

Единственным оружием против пропаганды была контрпропаганда. Антифашисты во многих странах на подпольных типографиях печатали плакаты и даже изготавливали игральные карты.

Партизанское подполье расклеивало листовки и плакаты с призывами сопротивляться оккупационной власти, не снабжать продуктами, одеждой, транспортными средствами.

Работа с немецкой армией велась постоянно, особенно после крупных побед наших войск.

Так, под Москвой перед наступлением разбрасывались листовки со следующим текстом:
«Пароль для перехода на сторону Красной Армии «Praschai Maskwa, daloi Gitlera!». Немецкий солдат! Гитлер послал Тебя на верную смерть. У Тебя нет обмундирования и обуви, Ты завшивел, Ты голодаешь, Ты обязательно погибнешь, — если не от пули красноармейца, то от морозов русской зимы, но ты можешь спастись: переходи на сторону Красной Армии со словами: «Прощай, Москва! Долой Гитлера!»

Чем ожесточеннее были бои на полях сражений, тем агрессивней становилась война на информационном фронте. С осложнением обстановки на восточном театре военных действий на немецких граждан обрушивался больший объем лжи. Для 99% населения единственным источником информации о событиях в мире были газеты и радио.

Эти инструменты формирования общественного сознания в полной мере использовало ведомство Геббельса.
«Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой»

Именно этим принципом руководствовался Йозеф Геббельс — рейхс министр народного просвещения и пропаганды нацисткой  Германии.

Для примера очень хорошо подойдут несколько статей, напечатанных в берлинской газете «Новое Слово», издававшейся на русском языке (выпуск от 28 августа 1943 года):

Письмо вместе с комментариями редактора рисуют жуткую картину, говоря читателю о том, что у немецких войск все хорошо, а русские скоро все умрут, что еще немного и наступит конец Войне. Далее идет заметка о страшных потерях Красной Армии и стойкости немцев.

С одной стороны, пропаганда как пропаганда — все страны ее использовали, но тут ведомство Геббельса очевидно перестаралось. Напомним о дате выпуска — 28 августа. Орел и Белгород уже более 3-х недель как наши, недавно освобожден Харьков.

А в газете читаем:
«... германская оборона с неослабевающей силой разбивает все атаки противника и ни на секунду не выпускает инициативу из своих рук...»
Дальше — больше:
«... Характер этой битвы достаточно наглядно вырисовывается, если принять во внимание, что с одной стороны большевикам она уже стоила 15 000 танков...»

C цифрами ведомство Геббельса явно перестаралось. Согласно статистическим данным на всем советско-германском фронте с нашей стороны было порядка 8 тысяч танков, с немецкой — около 4 тысяч.

Справедливости ради стоит отметить, что военные сводки и статьи о Войне в советской прессе также не отличались объективностью. Неудобные моменты просто не озвучивались.

После перелома в Войне активность советской пропаганды среди немецкой армии  возросла. Плакаты и листовки, сопровождались фотографиями плененных немцев.

Общий текст листовок был примерно одинаков:
«Прочти и передай товарищам!... Реки крови проливает немецкий народ, теряя миллионы своих сыновей в разбойничьей войне. Сотни тысяч немцев лишились жизни под развалинами немецких городов из-за бомбежек с воздуха, вызванных безумными гитлеровскими планами мирового господства. Ради чего? «Ради благоденствия немецкого народа», — отвечают Гитлер, Геринг, Лей, Геббельс и другие фашистские бонзы, которые сами называют себя Вашими вождями. Это — наглый, предательский обман, пошлая ложь! Фашисты создали в Германии режим жесточайшего рабства и повергли немецкий народ в величайшее горе. У всех немецких трудящихся они отняли все права и свободы. Они ввели на фабриках и заводах рабский труд. Они лишили крестьян самостоятельности и превратили их в крепостных. Они играют Вашей кровью и жизнью Ваших близких во имя интересов капиталистов и плутократов, ненасытных в стремлении к обогащению. Фашисты Вам и Вашему народу — худшие враги. Почему Вы должны жертвовать жизнью за поджигателей войны и спекулянтов? Кончайте с войной! Свергайте Гитлера! Сдавайтесь в плен! Красная Армия берет в плен немецких солдат и офицеров, если они сдаются в плен, и сохраняет им жизнь»

В общем, методы и цели немецкой и советской пропаганды были схожи. Да и на протяжении многих веков и многих воин они не особо менялись. Печально, что опыт прошлого ничему никого не научил.

В свое время, первый канцлер Германии Отто фон Бисмарк предостерегал:
«Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами. И когда они придут — не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас оправдывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или играть честно, или вообще не играть...»
Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь