К концу 1943 года наши войска освободили большую часть территории СССР, захваченной немецкой армией. Германия на Восточном фронте к концу 1943 года была настолько истощена, что не могла уже предпринять значительных наступательных шагов, но располагала еще достаточными силами для серьезных оборонительных действий.
Гебельсовская пропаганда уверяла своих солдат, что русские дальше Смоленска не пройдут.
«… Отныне покончить с отходом» |
После потери Смоленска важным стратегическим пунктом на северо-западном направлении для гитлеровских войск стал город Невель, который был захвачен ими еще летом 1941 года. Расположенный на стыке групп армий Север и Центр, город стал играть исключительно важную роль в системе немецких военно-транспортных коммуникаций. Сеть железных и автомобильных дорог между городами Невель-Великие Луки-Новосокольники была создана еще в ходе Первой Мировой войны. Транспортный узел был призван улучшить маневренные возможности царской армии на северо-западном направлении. Этот транспортный треугольник не утратил своей значимости и через 34 года.
Интересно, что возрастание военной активности в районе Невеля, всегда совпадало с судьбоносными сражениями на других участках советско-германского фронта. Это была своего рода «Великая Отечественная в миниатюре». Так, в ходе контрнаступления под Москвой, Калининский фронт проводил Торопецко-Холмскую операцию, а в ходе Сталинградской битвы проводилась Великолукская операция, бои на Курской дуге совпали с ожесточенными двухнедельными боями за Птахинскую высоту. Вот и подготовка к Невельской операции 1943 года, началась во время широкомасштабного советского наступления на Смоленском направлении и левобережной Украине.
Освобождать город и железнодорожную станцию Невель предстояло правому флангу Калининского фронта. Захват города должен был нарушить коммуникации немцев на северо-западном театре военных действий, а также отвлечь противника c Витебского направления.
Значимость Невеля для своих армий прекрасно осознавало и немецкое командование. На протяжении двухлетней оккупации, оборонительные сооружения вокруг города непрерывно укреплялись и совершенствовались. К осени 1943 года Невельский транспортный узел был превращен в настоящий укрепленный район: глубина его оборонительных позиций достигала 6-10 км, была построена развитая система окопов и траншей с большим количеством дотов и дзотов, усиленных бронированными колпаками.
В первой линии траншей находились огневые точки, пулеметчики, расчеты с противотанковыми ружьями. Перед траншеями располагались широкие минные поля и ряды колючей проволоки. Да и сама местность была крайне удобна для обороны: густые леса, огромное количество рек и речушек, почти непрерывная череда озер и болот, которые делали ее труднопреодолимой, особенно для техники. Построение линий обороны было рассчитано на использовании межозерных дефиле (узкая насыпь или мост через болото или иную неприступную местность) — расположения дорог в узком пространстве между озерами. Все немногочисленные свободные участки были дополнительно прикрыты минными полями шириной до 100 метров. При обороне в таких условиях можно сдерживать натиск неприятеля небольшими силами. Однако немцы на этом участке разместили 5 дивизий из 3-й танковой и 16-й армий, поддерживаемые с воздуха авиацией.
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь