Освобождение станицы Крымской

С 28 апреля 1943 г. по 5 мая 1943 г.
Обезврежено более 5000 вражеских мин
— 1 человек проголосовал
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

Два подвига лейтенанта Маковского

Боевой путь Спартака Иосифовича Маковского начался 13 апреля 1943 года, когда в возрасте 22 лет он прибыл на Северо-Кавказский фронт в звании лейтенанта. Он являлся одним из представителей славной плеяды советских летчиков, начавших свою летную практику в аэроклубах, а позднее окончивших Качинскую военную авиационную школу. Маковский сразу попал в самое пекло воздушных сражений на Кубани. Он был назначен командиром эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка 278-ой истребительной авиационной дивизии, где сразу показал себя бесстрашным и умелым летчиком. Уже через три недели после начала боевой карьеры на его счету значилось 6 лично сбитых вражеских самолетов и 1 самолет противника, сбитый в составе группы.

О вехах его славного боевого пути красноречиво говорит наградной лист:

«03.05.43 при выполнении боевого задания по прикрытию наземных войск в районе Крымская, его команда в составе 8 самолетов Як-7Б встретилась с группой 15 бомбардировщиков Ю-88 под прикрытием Ме-109, т. Маковский смелой атакой разбил строй бомбардировщиков в этом воздушном бою, лично сбил в лобовой атаке Ю-88, самолет взорвался на своих бомбах, летчик, выпрыгнувший на парашюте, пленен, остальные погибли, его группа в составе 8 Як-7 в этом бою сбила 3 Ю-88, не потеряв при этом ни одного своего.

05.05.43 при выполнении боевого задания по прикрытию наземных войск в районе Ниберджаевская, в составе 6 самолетов Як-7 встретил группу Ю-88 в составе 6-7 самолетов и группу Ю-87 в количестве 18-20 самолетов, под прикрытием 10 Ме-109, смелой атакой лично сбил один Ю-87 и группа его сбила два Ю-88 и 1 Ме-109, не потеряв своего ни одного.

08.05.43 при выполнении боевого задания по прикрытию наземных войск в районе Крымская в составе пары, встретился с группой Ме-109 в количестве 6 самолетов, с которыми вступил в бой и лично сбил Ме-109, который на глазах в воздухе загорелся и врезался в землю. Этого же дня в 17:30-18:00, выполняя боевое задание по прикрытию наземных войск в районе Крымская, встретился с группой Ме-109 в количестве четырех самолетов, с которыми смело вступил в бой. При ведении воздушного боя с Ме-109 на лобовых атаках, в критический момент плоскостью своего самолета ударил по плоскости Ме-109, который после удара загорелся и развалился в воздухе по частям, место падения и факт подтвердили наземные войска и летные экипажи. Самолет Маковского при этом имел повреждения - отбита правая плоскость в один метр. На подбитом самолете произвел посадку в 2 км от аэродрома на фюзеляж».

8 мая при ведении воздушного боя лейтенант Маковский сбил вражеский самолет тараном, проявив при этом не только недюжинное самообладание и отвагу, но и показав великолепные навыки управления самолетом. Пока истребители полка вели воздушный бой с противником, самолет Маковского находился над ними и пилот, наблюдая за ходом поединка, охранял воздушное пространство. Когда показался вражеский Ме-109, Маковский мгновенно бросился в лобовую атаку.

Сохранилось свидетельство самого летчика о том памятном моменте:

«Думал ли я в тот момент о своей жизни, понимал ли, что столкновение может быть гибельным? Нет, не думал. Я знал, что внизу бьются мои друзья, что им тяжело, и если враг прорвется туда, им станет еще тяжелее. Значит, надо уничтожить его любым способом. И если я вообще о чем-нибудь думал в эти секунды, когда дистанция между нами сокращалась, то только об одном: не дать врагу подойти к месту воздушного боя».

Расстояние между самолетами сокращалось. В последний момент немецкий самолет чуть отклонился, но предотвратить столкновение уже было невозможно. Оба самолета стали стремительно падать: мессер разваливался прямо в воздухе, а самолет Маковского вошел в штопор. Лейтенант не сдавался, пытаясь выровнять машину. Его самолет был сильно изуродован: неоднократно прошит пулеметными очередями, часть правого крыла оторвана. В таком плачевном состоянии машина плохо подчинялась командам летчика, с трудом удерживавшего ее в горизонтальном полете. Именно в этот момент Маковский снова оказался под ударом другого Ме-109. У самолета нашего летчика отказал мотор. Только быстрый и смелый маневр его ведомого, Лукьяна Каширина, пробившего пулеметной очередью мотор немецкого самолета, спас Маковского от гибели. Спартак посадил поврежденный ЯК-7 в поле на брюхо. При посадке машина получила большие повреждения, была абсолютно разрушена кабина, но самолет от удара не загорелся и летчик выжил. Лейтенант Маковский 10 дней провел в госпитале. Справившись с ранением, летчик быстро вернулся в строй.

За отличное выполнение боевых заданий и проявленные при этом доблесть и мужество 17.06.43 года лейтенант Маковский Спартак Иосифович был награжден орденом Красного Знамени. А год спустя он был удостоен звания Героя Советского Союза за еще один подвиг.

3 января 1944 года при штурме аэродрома противника ведомый Маковского, младший лейтенант Кузнецов, был подбит. Самолет загорелся, и Кузнецову ничего не оставалось, как посадить его на фюзеляж на территории противника всего лишь в 300 метрах от расположения вражеских частей.

Маковский понимал, что без его помощи Кузнецов не сможет добраться до линии фронта. Немецкие солдаты уже приближались к трофею. Надеясь выручить товарища, Спартак Иосифович посадил свой ЯК-9 рядом с горевшей машиной ведомого. Забрав из горящего самолета товарища, Маковский с трудом разместился вместе с ним в одноместном истребителе. Под сильным оружейным огнем, полностью окруженный вражескими солдатами, которые находились в 100 метрах от самолета, Маковский взлетел и добрался до аэродрома своей части вместе с Кузнецовым.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь