Операция «Полководец Румянцев»

с 3 1943 г. по 23 1943 г.
50 дней и ночей непрерывной схватки
— 0 человек проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

Летчики не бросают своих

Как часто в суровых военных условиях спасение жизни человека оказывается в руках его боевых товарищей. Именно здесь не на словах, а на деле познается цена фронтового братства и взаимовыручки, ярко проявляются все человеческие качества, которые невозможно ни утаить, ни приукрасить пред лицом жизни и смерти. Воин постоянно совершает свой выбор, который зачастую делает его героем. Такой выбор 7 августа 1943 года сделал и младший лейтенант Александр Лаврентьевич Масленников — летчик 775-го штурмового авиационного полка.

Как летчик Масленников спас своего командира

Харьковское направление, 15 августа. (Спецкорр ТАСС).
Группа штурмовиков «Ильюшин-2», ведомая майором Столяровым, штурмовала немецкую автоколонну на одной из дорог Харьковского направления. Прямым попаданием снаряда немецкой зенитки был выведен из строя мотор самолета Столярова. Лететь дальше было невозможно, и майор Столяров посадил свой самолет на территории противника, в двух километрах от дороги, по которой шла немецкая колонна с войсками. Пилоту Столярову и воздушному стрелку Терло грозила страшная участь.На выручку им спустился младший лейтенант Масленников, шедший в группе майора Столярова. Он посадил свою машину рядом с подбитым самолетом и, выйдя на плоскость самолета, принял в одноместную машину Столярова и Терло. Эту смелую операцию прикрыли с воздуха другие советские летчики.
Александр Лаврентьевич Масленников – молодой летчик, комсомолец, только за три дня до этого принят в кандидаты партии.
А. Стекольников.

В этот день наши воздушные силы наносили массированные удары по живой силе и технике врага на Харьковском направлении. В боевых действиях участвовали значительные силы всех родов авиации. 7 августа группа из пяти штурмовиков во главе с командиром эскадрильи майором Михаилом Степановичем Столяровым вылетела на штурмовку подходящих резервов противника. Столяров летел на двухместном самолете «Ил-2» вместе со своим воздушным стрелком сержантом Ананием Васильевичем Терло. Целью летчиков являлась автоколонна гитлеровцев, двигавшаяся по одной из дорог Харьковского направления. Машины противника подвозили снаряды к линии фронта. Наши штурмовики атаковали колонну неприятеля. Когда самолет Столярова выходил из атаки, он был подбит прямым попаданием зенитного снаряда. Мотор вышел из строя. До линии фронта оставалось километров 30. Дотянуть на покалеченной машине до расположения наших войск не представлялось возможным, и летчик был вынужден посадить свой «Ил-2» на территории, занятой противником, в полутора-двух километрах от дороги, по которой шла вражеская автоколонна. Экипаж самолета был невредим и сумел выбрался из подбитого самолета. Заметив это, сразу несколько гитлеровских машин устремилось к месту вынужденной посадки, надеясь взять в плен советских летчиков.

Но не только гитлеровцы увидели, что наши летчики оказались на земле в столь трудной ситуации. На помощь командиру пришли его боевые друзья. Младший лейтенант Масленников, увидев произошедшее, не раздумывая, принял решение — надо выручать командира. Сначала он молниеносно атаковал и расстрелял вражеские машины, приближающиеся к месту посадки, затем развернулся и посадил свой одноместный самолет рядом с поврежденной машиной командира. Ему навстречу, отстреливаясь, уже бежали майор Столяров и сержант Терло. Масленников не стал выключать мотор и выбрался на плоскость своего самолета. Место пилота он уступил командиру эскадрильи, а сам с воздушным стрелком забрался через техническое отверстие во внутренний объем фюзеляжа. Самолет, ведомый Столяровым, разогнался, подпрыгивая на кочках, и резко взмыл в небо.

Все то время, пока младший лейтенант Масленников принимал на борт своего самолета экипаж командирской машины, другие самолеты группы прикрывали место происшествия круговой атакой. Они расстреливали врага, пытавшегося подобраться к нашим летчикам, из всех своих пушек и пулеметов. Когда машина младшего лейтенанта взлетела, подожгли покалеченный самолет Столярова и вслед за командиром устремились на свой аэродром.

Фантастическое спасение экипажа подбитого «Ил-2» и подвиг младшего лейтенанта Масленникова стали легендой 17 Воздушной Армии. Александр Масленников своим героическим поступком не только спас жизни членов экипажа, но и показал себя человеком находчивым, отважным и преданным своему боевому командиру. За успешное выполнение боевых заданий, спасение жизней экипажа и проявленные при этом мужество и героизм младший лейтенант Масленников приказом по 17 Воздушной Армии от 18 августа 1943 года № 031 был награжден орденом «Красного Знамени».

Из сводки Совинформбюро
от 9 августа 1943 года:

«Во время налёта наших штурмовиков на колонны противника огнём зенитной артиллерии был подбит самолёт командира группы штурмовиков майора Столярова. Майор совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Младший лейтенант Масленников посадил свою машину рядом с подбитым самолётом командира, уступил своё место майору Столярову, а сам вместе со стрелком подбитой машины сержантом Терло устроился на плоскостях самолёта. На глазах у оторопевших немцев советские лётчики поднялись в воздух и благополучно вернулись на свой аэродром».

Похожая история произошла чуть раньше с другими летчиками, воевавшими на белгородском направлении. Самолет Н.Колоскова подбили, и он вынужден был посадить его на территории врага. Отряд немецких кавалеристов бросился к месту посадки. Другой пилот, А.Николаев, заметив произошедшее, поспешил на выручку товарища и посадил свой самолет рядом с машиной Колоскова. На глазах у приближающихся гитлеровцев они подожгли поврежденный самолет и вдвоем улетели на самолете Николаева в свою часть.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь