Наступление на Донбассе

с 18 ? 1943 г. по 27 ? 1943 г.
Бои на шахтерской земле
— 0 человек проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

Жаркий бой под Изюмом

Судьба не всем дает шанс проявить себя на фронте. Многие так и не совершили тех подвигов, на которые были способны. Сивцов Николай Степанович в действующей армии пробыл недолго, всего год, но за это время он стал одним из самых результативных советских летчиков Великой Отечественной войны. К сентябрю 1943 года этот двадцатипятилетний парень из Серпухова  совершил около 100 боевых вылетов, провел 40 воздушных боев, в результате которых сбил 22 самолета противника. За плечами у него Сталинградская битва, Ворошиловградская, Изюм-Барвенковская и Донбасская операции.

Участвуя в боях на Юго-Западном фронте с декабря 1942 года, уже в январе 1943 года он получил свою первую награду — орден Красной Звезды, в феврале вторую — орден Красного Знамени. В июне 1943 Сивцов очередной раз был удостоен награды — ордена Красного Знамени.

В июле 1943 года летчик находился под Изюмом. 18 июля, прикрывая боевые порядки наземных войск, группа из восьми ЯК-1 встретила до 80 вражеских бомбардировщиков в сопровождении истребителей, шедших бомбить наши войска. После того, как ведущий дал команду «в атаку», Сивцов пробился через истребительный заслон и врезался в группу бомбардировщиков, а затем атаковал Ю-88, расстреляв его в упор. Машина врага загорелась и врезалась в землю. Расправившись с одним, Сивцов атаковал пикирующий Ю-87, сбив его в момент пикирования. Во время этого поединка самолет Сивцова был атакован сзади другим Ю-87, который пробил ему бензобак. Выйдя из под удара противника, Сивцов энергично развернул свой самолет и пошел в лобовую атаку на два МЕ-109. Один вражеский самолет ушел в сторону, пытаясь выйти из боя. Видимо, немецкий летчик рассчитывал на то, что воздушной битвы можно будет избежать. Сивцов же, имея твердое намерение уничтожить врага, открыл огонь по самолету противника и зажег его.

В это время дал о себе знать пробитый бензобак — выделяющиеся пары заполнили кабину. Дышать в кабине было тяжело, но, несмотря на это, Сивцов привел свою машину на аэродром и удачно посадил ее.

В этом бою группа сбила 9 самолетов противника и повредила еще 4, своих потерь при этом не имела.

Успехи Николая в воздушных боях были оценены по достоинству. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных боях, и сбитые лично 22 самолета противника, Сивцову Николаю Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Однако получить заслуженную награду Сивцов не успел. 23 сентября 1943 года он не вернулся из боевого вылета на разведку и зачислен пропавшим без вести.

Вспоминает бывший лётчик 107-го Гвардейского истребительного авиаполка (до 25 августа 1943 года — 867-й истребительный авиаполк) Иван Иванович Кожемяко: «Помню, под Днепропетровском мы «сидели», туман был сильнейший. И вдруг приказ: послать пару на разведку. Как раз немного туман разошёлся. Полетели командир эскадрильи Герой Советского Союза И.И.Сивцов с заместителем. Только они взлетели, опять туман весь аэродром закрыл. Так они и пропали. Никаких известий о них не было и до сих пор нет. Что там с ними случилось, до сих пор никто не знает».


Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь