Наступление на Донбассе

с 18 ? 1943 г. по 27 ? 1943 г.
Бои на шахтерской земле
— 0 человек проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

История возведения одной переправы

Огромное значение для успешного развития Изюм-Барвенковского наступления имела переброска живой силы и техники через реку Северский Донец. Наступающим войскам нужны были оборудованные переправы. Наведение понтонных и наплавных переправ, строительство стационарных мостов для переброски тяжелой техники проходило в крайне сложных условиях: налеты вражеской авиации и артиллерийские обстрелы крайне осложняли и тормозили работу понтонно-мостовых бригад. Наиболее сложная обстановка сложилась на правом фланге, где противник встретил наступающие советские войска ураганным огнем.

17 июля 1943 года в 9:30 началось наведение моста для грузов до 16 тонн. Согласно боевым донесениям за первый день наступления по нему преодолели реку «5500 бойцов, 118 орудий, 1026 повозок, 23 автомашины, 4 бронемашины». К 18 часам, за 4 часа работы, понтонно-мостовые части навели мост грузоподъемностью 60 тонн. Следуя приказу командующего армией, для того, чтобы сохранить действующую переправу и уберечь понтонный мост от вражеских обстрелов, его ежедневно на рассвете разводили и очень старательно маскировали. С наступлением темного времени суток мост снова сводили и переправа действовала. Всего за первый день наступления были наведены три армейских переправы. Позднее были построены деревянные мосты на постоянных опорах. Первый стационарный мост был построен на четвертый день наступления.

На правом фланге в районе Богородичного возведением большегрузного деревянного моста занимался 102-ой отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон. Постройка моста велась сразу с двух берегов. Работы с левого берега реки начала рота лейтенанта Петра Захаровича Чайки, встречное строительство с правого берега осуществляли бойцы роты старшего лейтенанта Казанского Ивана Николаевича.

17 июля. Понтонеры приступили к работе. Два раза за день мост бомбили самолеты противника, но к разрушениям это не привело. Мостовые конструкции возводились быстро, бойцы работали слажено, до завершения работ оставалось сделать немного. Но с наступлением темноты над районом строительства возникли вражеские самолеты, которые сбросили зажигательные снаряды и гранаты. Среди понтонеров появились раненные.

18 июля.  В третьем часу ночи рота Казанского, работающая со стороны правого берега, была обстреляна внезапно появившимися гитлеровцами из автоматов. Понтонеры под командованием Казанского и бойцы ближайшей батареи прочесали прилегающую местность. Вражеские автоматчики отступили, несколько фашистов было взято в плен. У них обнаружили снаряжение, требующееся для подрыва моста. Эти ночные происшествия лишили понтонно-мостовой отряд 22 бойцов, но работы по возведению моста продолжались. После ночных происшествий в течение утренних часов понтонеры дважды пережили налеты больших групп вражеских самолетов. Не все бойцы успели добраться до берега. Снова взрывы, стоны, смерть, разрушения. Погибли раненные, не эвакуировавшиеся в укрытие.  Но, тем не менее, понтонеры сопротивлялись, пустив в ход все, что стреляло. Потери батальона в личном составе были значительными. Да и строящийся мост изрядно пострадал. В 11 часов утра третья воздушная бомбежка довершила разрушительное дело — и сам мост, и стройматериалы были полностью уничтожены. Правда, при последнем налете удалось избежать человеческих жертв, люди сумели вовремя укрыться. Отбомбившись, самолеты улетели. Командиры рот наводили порядок во вверенных подразделениях, подсчитывали потери. К 15 часам строительные работы возобновились.  Рабочих рук не хватало, люди были измотаны трудной работой и бомбежками. Тем не менее, упорно продолжали работать. Положение улучшили две батареи зенитных орудий, прибывшие в район переправы.

19 июля. Ночью только один вражеский самолет смог прорваться к строящемуся мосту, но значительных разрушений не произвел.  Дневной налет «Юнкерсов» был отбит нашими зенитками,  самолеты противника сбросили бомбы на Богородичное.  Утром понтонеры возвели  все опоры для моста, а ночью закончили подвозить стройматериалы. Подошла помощь.

20 июля. Работы по восстановлению моста шли полным ходом. За день лишь один налет вражеской авиации, да и тот был успешно отражен зенитной артиллерией, которая сбила два самолета противника.

21 июля. Наиболее ожесточенные бои происходили в районе Голой Долины. Рано утром в 4 часа немцы контратаковали 79-ую гвардейскую стрелковую дивизию и вели огонь по переправе.  Для помощи гвардейцам подошла батарея «Катюш». Наши минометы произвели залп из всех орудий и сразу ушли. Гитлеровцы открыли ответный прицельный огонь. Уже готовый к этому моменту мост снова оказался в зоне обстрела пушек и минометов врага. Снова визг мин и снарядов, снова человеческие жертвы и разрушения. Две мины разбили пролет, прилегающий к берегу. Но воины-понтонеры, собрав в кулак последние силы, взялись за воссоздание своего многодневного творения. И мост был снова восстановлен! Уже в 9 часов утра по нему прошли танки, которые были так нужны на отчаянно сражающемся плацдарме.

Титаническими усилиями бойцов и командиров 102-го понтонно-мостового батальона переправа для тяжелой техники в районе Богородичного была построена. Многих жизней стоила эта переправа, и многие примеры героического воинского труда видела она. Большое количество воинов батальона были удостоены орденами и медалями, а среди них и командиры рот старший лейтенант И.Н.Казанский (награжден орденом «Красной Звезды») и лейтенант П.З.Чайка (награжден медалью «За отвагу»).

 

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь