Отец и дочь


Период событий: с 1 1945 г. по 31 1945 г.
Автор: Коцубин Юрий Добавлено: 17 2015

Связанный выпуск

с 3 1943 г. по 15 1943 г.

На «ветеранской» части кладбища г.Черкесска есть неприметная могилка с белым гранитным памятником, на котором написано: «Коцубина Вера Ивановна 15.04.1924-23.08.2008».

Участник Великой Отечественной войны и ветеран труда Вера Ивановна Коцубина была скромным, небольшим человеком (к слову сказать, ростом она была всего 1 м 54 см). Свои медали, полученные во время войны и в мирное время, она надевала только один раз в году – 9 Мая. Накануне знаменательной даты 70-летия Великой Победы мы расскажем об этом маленьком Человеке и её семье.

Коцубина (в девичестве – Косенко) Вера Ивановна родилась 15 апреля 1924 года в селе Архангельском Ставропольского края. В семилетнем возрасте после смерти матери она осталась одна с отцом, и на неё легли все женские заботы. Было очень тяжело. Тем не менее, ей удалось окончить 7 классов школы, и уже с 14 лет Вера наравне со взрослыми работала в колхозе на полевых работах.

В октябре 1941 года отец семнадцатилетней Веры ушёл на фронт, и Вера осталась одна. Когда в апреле 1942 года ей исполнилось 18 лет, она записалась добровольцем на фронт, чтобы помогать своему отцу освобождать Родину от фашистских захватчиков. Через месяц её призвали. Вере Ивановне выдали боевое оружие, но направили служить не на фронт, а в железнодорожные войска.

После войны Вера Ивановна в своё родное село не вернулась, т.к. летом 1945 года, находясь уже в поверженной Германии, она познакомилась с рядовым железнодорожных войск Коцубиным Фёдором Михайловичем, уроженцем ст.Воровсколесской Ставропольского края, который после «раскулачивания» переехал в ст.Баталпашинскую и до начала войны проживал в г.Черкесске. Встретив друг друга в Германии, Фёдор и Вера в сентябре 1945 года вместе приехали в г.Черкесск, где жили и работали всю свою жизнь. Поскольку оба они служили в железнодорожных войсках, при демобилизации им разрешили взять с собой и перевезти в вагоне-теплушке по одной трофейной вещи. Фёдор как глава семьи взял с собой немецкую металлическую кровать, а Вера – швейную машинку «Зингер», которой она впоследствии обшивала себя, детей и внуков не один десяток лет.

Дети и внуки Веры Ивановны помнят, что самым страшным эпизодом для неё была бомбёжка, под которую она попала в Одессе, и в которой едва не погибла. Когда речь заходила о войне, она всегда вспоминала именно этот момент. Однако был ещё один эпизод, в котором Коцубина В.И. была, как говорится, главным героем. Об этом случае в одном из выпусков газеты «Ленинское знамя» (так раньше называлась газета «День Республики») была опубликована статья корреспондента А.Полянского под заголовком «И состав прошёл…». Вот содержание этой статьи целиком, без правок:

«Весна сорок пятого. Небольшой полустанок. Вера Коцубина посмотрела на часы: до ближайшего проходящего поезда оставалось двадцать минут. Маленькие окошки затерявшегося среди продрогших весенних полей Польши полустанка занавесил вечерний сумрак.

«Ну, вот и день позади, - подумала Вера. – Благополучно бы отдежурить ночь…».

Всматриваясь в фиолетовое окошко, девушка не заметила, как память вновь вернула её в родимое село Архангельское на Ставропольщине. Вспомнилось почему-то самое трудное время: голод, смерть матери, как она, закончив семь классов, пошла работать в колхоз «Земледелец» прицепщицей на тракторе. Короткая автоматная очередь в ночи вернула стрелочницу в действительность. Коцубина выбежала на улицу.

Уже откатилась война с этих полей, но почти каждую ночь из лесов к железным дорогам выходили недобитые банды…

Вера Ивановна Коцубина знала, что скоро должен проходить состав с ранеными. И она, стрелочница, должна обеспечить его прохождение. Ей уже приходилось не раз встречаться с врагом лицом к лицу. В составе специального 23-го военно-эксплуатационного отделения действующей армии почти с самого начала войны рядовая Коцубина вместе с товарищами была во многих переделках…

Считанные секунды понадобились ей на то, чтобы оценить обстановку. Крепко сжимая автомат и прикрывая полой шинели фонарь, она бросилась в темноту. Упала в ров, недалеко от насыпи и, не успев ещё отдышаться, услышала взрыв гранаты, стрельбу на станции, звон разбитых стёкол её домика.

"Главное, чтобы враг подумал, что стрелочница погибла", - мелькнула мысль у Коцубиной. – "А поезд должен пройти. Без остановки. Должен !»

В ночи раздался далёкий паровозный гудок. Коцубина привстала, к полустанку на сниженных парах приближался состав…

А вокруг стояла напряжённая тишина.

Она выскочила на насыпь, побежала навстречу, размахивая фонарём, мысленно торопя: быстрее, быстрее… И машинист догадался об опасности. Замедливший было скорость состав рванулся вперёд и, протяжно гудя, стал проходить мимо затаившейся банды…

Автоматная очередь и взрыв бросили стрелочницу на холодную весеннюю землю. Сознание покинуло Коцубину… А когда опомнилась, поезд уже прошёл.

Только в августе 1945 года в Германии закончилась война для рядовой Советской Армии Веры Ивановны Коцубиной. За свой добросовестный труд в военное время она награждена медалями, а после войны удостоена медали «Ветеран труда».

К сожалению, Вера Коцубина так ничего и не узнала о судьбе своего отца, хотя, находясь в действующей армии, она получала от него треугольные письма с фронта. В последнем письме, которое осенью 1944 года Вера получила от своего отца, он написал ей: «Идём бить врага в его логове». Больше писем от отца Вера не получала.

Отец Веры Ивановны – Косенко Иван Емельянович 1897 года рождения был призван на фронт в октябре 1941 года. Он пропал без вести на фронте, и никто из его потомков, включая дочь Веру, ничего о его судьбе и военных заслугах не знали. Лишь в 2014 году в Центральном архиве Министерства обороны России сыну Веры Ивановны удалось найти наградной лист от 20 ноября 1943 года, которым Косенко Иван Емельянович был представлен к награждению Орденом Славы III степени. Из наградного листа стало известно, что стрелок 15-го отдельного инженерно-сапёрного штурмового батальона – рядовой Косенко И.Е., с октября 1941 года воевавший на фронте, 18 октября 1943 года был награждён медалью «За оборону Сталинграда».

В наградном листе от 20 ноября 1943 года было указано дословно следующее:

«При прорыве сильно укреплённой линии обороны противника 14 ноября 1943 года в районе деревни Новое Село тов. Косенко И.Е. вместе с группой бойцов в количестве 8 человек ворвался во 2-ю линию траншей противника, где встретил большую группу немцев.

Быстрыми и решительными действиями наших бойцов часть немцев была уничтожена и 25 человек взято в плен, в том числе 12 унтер-офицеров. Пленные вместе с важными оперативными документами были доставлены в штаб полка и дали ценные сведений о противнике.

Тов. Косенко при выполнении этой операции проявил мужество и отвагу

20 ноября 1943 года. Командир 249 гв. стр. полка гвардии подполковник Мальцев»

В архиве Минобороны России хранится приказ командира 85-ой Гвардейской стрелковой дивизии от 24 ноября 1943 года, которым за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество гвардии рядовой Косенко И.Е. награждён Орденом Славы 3 степени.

В этом же архиве нашёлся приказ командира 558-го стрелкового полка 159-ой стрелковой дивизии 3-го Белорусского фронта от 30 октября 1944 года, которым автоматчик роты автоматчиков красноармеец Косенко И.Е. награждён медалью «За отвагу».

Кроме того, из архива Минобороны России стало известно, что красноармеец Косенко Иван Емельянович был убит 21 марта 1945 года, когда до Победы оставалось меньше двух месяцев. Место его захоронения до сих пор неизвестно.

У Ивана Емеляновича была всего одна дочь Вера. Зато у Веры Ивановны было трое детей, один из которых – известный в республике юрист Коцубин Михаил Фёдорович с 1950 года (со дня своего рождения) по настоящее время проживает в г.Черкесске. У Коцубина М.Ф. двое детей, семеро внуков, и все они искренне гордятся своими боевыми предками, внесшими свой вклад в Победу, своими поступками доказавшими, что и рядовые солдаты, простые, маленькие люди могут принести пользу своей Родине.