Рельсовая война

с 3 1943 г. по 15 1943 г.
Народные мстители помогают фронту
— 0 человек проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

Чертова дюжина

На временно оккупированной территории в первые месяцы войны стали стихийно формироваться партизанские отряды, в которые объединялись мирные жители, а также бойцы Красной Армии, бежавшие из окружения или плена. Впоследствии эти отряды сливались в крупные партизанские формирования. Один из таких небольших отрядов, получивший позже название «Тринадцать» (в память об одноименном фильме, посвященном борьбе с басмачами в Туркестане), образовала группа «окруженцев» в деревне Фомино Смоленской области. Возглавил его младший лейтенант, танкист Сергей Владимирович Гришин. Отряд вначале называли по фамилии командира, а в 1942 году в качестве полка «Тринадцать», он влился в состав партизанской дивизии «Дедушка», действовавшей на территории Смоленской области и Белоруссии. В апреле 1942 года после полуторамесячных боев с карателями «гришинцы» перебазировались из юго-западных районов Смоленщины в Могилевскую область. И последующая деятельность их надолго оказалась связанной с Белоруссией.

В одном из приказов Верховного Главнокомандующего говорилось:

«Разгром немецких армий может быть осуществлен только одновременными боевыми действиями Красной Армии на фронте и мощными непрерывными ударами партизанских отрядов с тыла»

Партизаны принимали все меры, чтобы выполнить возложенную на них задачу. Диверсии на одной из важнейших для противника коммуникаций — железной дороге Могилев-Кричев — привели к тому, что ночное движение поездов на этом перегоне было прекращено, а днем они шли с минимальной скоростью. Оккупанты всячески старались помешать партизанам вести подрывную работу на таком ответственном участке. Население близлежащих деревень под страхом смертной казни по ночам выгоняли к железной дороге и выстраивали вдоль полотна через каждые 50-60 метров. В задачу этих людей входило следить за приближением партизан к железнодорожной насыпи и докладывать охране. Наблюдателей предупреждали: если на каком-то участке дороги произойдет взрыв, то виновные, пропустившие подрывников, будут расстреляны, как пособники партизан. Однако и это не спасало оккупантов. По договоренности с партизанами кто-нибудь из подневольных охранников подпускал подрывников к железнодорожному полотну, чтобы поставить мины, затем «охранника» связывали, затыкали ему рот и оттаскивали в кусты. Это спасало добровольных помощников партизан от расправы, а подрывникам давало возможность провести запланированную операцию. Взрывы на железной дороге продолжали греметь.

Вручение орденов и медалей СССР

Гришин Сергей Владимирович (р. 1917), командир партиз. Соединения, Герой Сов. Союза (1943), полковник (1949). Чл. КПСС с 1943. Окончил Воен. Акад. им. М. В . Фрунзе (1947) и Воен. Акад. Генштаба (1955). С 1939 в Сов. Армии. В 1941 лейтенант, ком. танк. взвода. С нач. войны участвовал в боях под Белостоком, попал в окружение, проник в родную дер. Фомино (Смоленской обл.) и создал подпольную группу, с нояб. 1941 – партиз. отряд «Тринадцать». В февр. 1942 участвовал в освобождении партизанами Дорогобужа. С марта 1942 отряд (с июня – Особый партиз. полк «Тринадцать») – в рейде по Смоленщине, с мая 1943 – по Белоруссии (всего 2500 км; подорваны сотни ж.-д. эшелонов, 2 бронепоезда и св. 1000 автомашин, разрушены 97 мостов, 2 ж.-д. станции). В апр. 1944 полк реорганизован в Особое партиз. соединение «Тринадцать», в июле оно соединилось с частями 5-й А 3-го Белорус. Фр. Награжден орд. Ленина, Кр. Звезды, «За службу Родине в Вооруж. Силах СССР» 3-й степ.
Соч.: Разведка в особых условиях М., 1975 (совм. С Р. Г. Симоняном).

Чтобы предотвратить выход из строя паровозов, гитлеровцы стали цеплять впереди груженые платформы. Партизаны нашли выход: ставить взрыватели замедленного действия — платформы прокатывались невредимыми, а мины срабатывали точно под паровозом. Оккупанты пытались устраивать засады, но разведчики заранее предупреждали подрывников. Враги днями просиживали напрасно, а в это время эшелоны летели под откос в других местах. Немцы прозвали ненавистное соединение «Чертовой дюжиной».

Лучшим подрывником полка «Тринадцать» по праву считался Михаил Степанов. После нескольких неудачных попыток подорвать участок пути  на перегоне Могилев-Реста он сам повел группу на диверсию, изготовив мину особо сильного действия. Дорогу западнее станции Реста оккупанты считали наиболее надежной: она была лишена леса, и лишь редкий кустарник тянулся вдоль полотна. Степанов долго вел наблюдение за этим участком, знакомился с подходами к насыпи, внимательно изучал систему обороны и смены караулов. Было выбрано максимально удобное время от десяти до одиннадцати часов вечера: в это время поезда еще продолжали ходить, а охрана занималась ужином. Партизаны выждали,  когда в сгущающихся сумерках вдали показался поезд, по-пластунски подползли к полотну, заложили мину и бесшумно скатились в высокую траву. Состав на большой скорости шел под уклон. Машинист спешил добраться до станции Чаусы, пока не совсем стемнело, и там переждать ночь. Раздался оглушительный взрыв. Паровоз развернуло взрывной волной поперек пути, на него еще некоторое время наползали разогнавшиеся груженые вагоны, а потом вся эта покореженная масса металла рухнула под откос. Степанов со своей группой без потерь вернулся в полк. На следующий день им сообщили о результатах крушения: паровоз, четырнадцать вагонов и более четырехсот гитлеровских солдат и офицеров так и не доехали до Курской дуги.

Во время атаки полка на саму железнодорожную станцию Чаусы в 1943 году произошел еще один интересный случай. В ожесточённом бою партизаны захватили вокзал и обнаружили там радиоприёмник «Телефункен». Командир батальона Н.Москвин на ходу крикнул: «Настраивай на Москву!». Напряженность боя возрастала с каждой минутой, гитлеровцы все усиливали контратаку. И вдруг из приемника в суету боя ворвались мощные, волнующие душу слова:

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,—
Идет война народная,
Священная война!

Это было как нельзя кстати. Ни крики врагов, ни разрывы гранат не могли заглушить этих слов. Партизаны, вдохновленные песней, усилили натиск и добились полного успеха.

Осенью 1943 года полк пережил одну из самых героических и трагичных страниц в своей истории, Бовкинскую блокаду. Оказавшись в окружении многочисленными силами противника, партизаны продержались несколько недель. Две недели они жили практически без пищи. Пришлось съесть даже командирского коня Орлика. Когда силы голодных и почти безоружных «гришинцев» были уже на пределе, и иссякла последняя надежда получить помощь, решено было идти на прорыв. Пройдя через кромешный ад, полк «Тринадцать» с большими потерями вышел из окружения.

После войны комбриг прославленного соединения «Тринадцать» Николай Иванович Москвин  написал книгу о легендарном отряде «Партизанскими тропами». В ней он рассказал о многочисленных подвигах своих однополчан. В память о бывшем «гришинце» на его доме в Смоленске установлена мемориальная доска.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь