Освобождение Сталинграда

с 17 ? 1942 г. по 2 1943 г.
Убито более одного миллиона человек
— 1 человек проголосовал
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

Сталинградский левша

Смелость и сила духа, проявленные советскими воинами в боях за Сталинград, стали легендой. Но даже в таких нечеловечески тяжелых военных условиях русский человек не переставал удивлять своей природной смекалкой и мастеровитостью. В отсутствии мин саперы собирали взрывные устройства из обрывков проводов и подручных материалов. Для того, чтобы попасть в амбразуру вражеского дзота, снайпер приделывал прицел к противотанковому ружью. А командир батальона Михаил Ильгачкин изобрел нечто новое.

 Батальон морских пехотинцев капитана Ильгачкина прибыл на Сталинградский фронт в сентябре 1942 года и вошел в состав 62-ой армии генерала Чуйкова, сражавшейся на Мамаевом кургане с самого начала Сталинградской битвы. За плечами Михаила Александровича были годы службы на Тихоокеанском флоте, где он приобрел большой военный опыт в боевых действиях против японцев. Сентябрь 1942 года был самым трудным временем для города и его защитников. Неприятель атаковал непрерывно. День и ночь враг бомбил и обстреливал Сталинград. Но дух защитников города был силен, и прибывшие из Владивостока морские пехотинцы мгновенно прониклись им.

Бойцы и командиры были едины в желании отстоять, не отдать врагу доверенный им Сталинград. Отвагой и смелостью в боях за город было трудно кого-то удивить. Высоко ценились находчивость, изобретательность, смелость в принятии решений, боевой опыт и военные знания. Всеми этими качествами в полной мере обладал командир батальона Михаил Ильгачкин. Был он человеком зрелым, 36-ти лет отроду, высоким, худощавым, с черными глазами. По национальности — чуваш. Вся изобретательность его ума была направлена на изыскание новых способов уничтожения врага. Немецкая авиация, беспрестанно бомбившая наши позиции, навела Михаила Александровича на идею сбивать немецкие самолеты из ружья ПТР. Будучи человеком дела, он в минуты затишья между боями произвел довольно сложные математические расчеты, учитывающие скорость пули и самолета. Составил таблицу поправок для стрельбы. А потом из имеющихся подручных материалов с помощью своих бойцов соорудил шедевр — «зенитный комплекс ПТР». В основу конструкции легло колесо. Обычное тележное колесо, которое умелец с помощью втулки закрепил на врытом в землю столбе. Между спицами просовывалось противотанковое ружье и крепилось сошником. Втулка позволяла конструкции вращаться подобно зенитной установке. Первым результатом стало то, что из этой установки был подбит немецкий пикировщик «Ю-87». Всего за два с половиной месяца обороны в Сталинграде из этого зенитного комплекса было подбито 3 самолета и несколько машин противника.


…Но вот мы снова на командном пункте батальона. Через разрушенную стену, на которой сохранилась дощечка – «Закрывайте двери, боитесь с мухами», мы проходим внутрь глубокого подвала. Здесь на столе стоит румяный медный самовар, красноармейцы и командиры отдыхают на пружинных матрацах, снесенных сюда из окрестных разрушенных домов. Командир батальона капитан Ильгачкин – высокий, худой юноша с черными глазами, с темным высоким лбом. По национальности он чуваш. В его лице, в горячих глазах, в его речи чувствуется Сталинградская сдержанность. Он и сам говорит это:
- Я здесь с сентября. И теперь я ни о чем не думаю, только о кургане. Утром встану и до ночи. А когда сплю, во сне его вижу. – Он возбужденно стучит кулаком по столу и говорит: - Возьму курган, возьму! План разработали так, что ни одной ошибки в нем не может быть.
В октябре он и красноармеец Репа были одержимы другой идеей: сбивать «Ю-87» из противотанкового ружья. Ильгачкин произвел довольно сложные подсчеты с учетом начальной скорости пули  средней скорости самолета, составил таблицу поправок для стрельбы. Была построена фантастически остроумная  простая «зенитная установка». В землю вбивался кол, устраивалась на нем втулка, на эту втулку надевалось колесо от телеги. Противотанковое ружье сошниками укреплялось на спицах колеса, а телом своим лежало между спицами. И сразу же худощавый и унылый Репа сбил три немецких пикировщика «Ю-87».

Реализовав в октябре идею охоты на самолеты с ПТР, пытливый ум капитана уже разрабатывал план штурма господствующей высоты 102 — Мамаева кургана. Сценарий наступления был разработан во всех подробностях. Каждому бойцу было отведено свое место, перед каждым поставлена конкретная цель. Началу штурма предшествовала инженерная разведка, в минных полях подготовлены проходы. 21 ноября батальон пошел в наступление с задачей продвинуться на высоту 102. Целых четыре дня подразделение, преодолевая сопротивление врага, метр за метром продвигалось вперед. В решающий момент капитан сам лично поднял бойцов и командиров в атаку. Тогда, в ноябрьском наступлении Мамаев курган все же был отвоеван у немцев.

Вдумчивый подход к решению поставленной задачи был характерной чертой Ильгачкина. Получив 14 декабря 1942 года приказ о наступлении, он поставил перед каждым бойцом батальона конкретную задачу. С помощью разведки были заранее намечены наименее опасные пути подхода к вражеским дзотам и блиндажам, создана блокирующая группа. Такой план, подкрепленный личным примером и отвагой командира, неизменно привел подразделение к успеху в бою. Трижды за день водил капитан Ильгачкин свой батальон в атаку. Наконец, забросав немцев гранатами, бойцы ворвались во вражеские блиндажи и заняли их. Поставленная задача была решена.

За мужество, отвагу, смекалку и умелое руководство вверенным подразделением в боях на Мамаевом кургане капитан Михаил Александрович Ильгачкин 9 января 1943 года был награжден орденом «Красной Звезды».

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь