Бои за Моонзундский архипелаг

с 27 1944 г. по 24 1944 г.
Полное освобождение советской Эстонии
— 1 человек проголосовал
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

А знаете ли вы?

Первый советский «Оскар»

 

«Ложь, будто на войне может быть не страшно. Страшно! Но смелость не в том, что ты ничего не боишься. Смелость — в преодолении страха. Но стоило начать снимать, страх исчезал. Для человека с киноаппаратом существовало только то, что он видел в кадре»

В.В.Микоша

В 1943 году американские киноакадемики выбирали победителя в номинации «Лучший документальный фильм». «Оскар» был присужден работе советских кинодокументалистов «Moscow Strikes Back» — адаптированному для американского зрителя варианту документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой». Американцев буквально потрясла картина, показавшая миру первое крупное поражение Гитлера. Отдали они и дань уважения небывалой смелости и мастерству военных кинооператоров, сумевших снять кадры хроники в крайне опасных и трудных условиях.

Замысел этой картины созрел в тяжелые осенние дни 1941 года, когда враг стоял на пороге Москвы. Советское государство собирало силы для нанесения ответного удара по противнику. Перед режиссерами Ильей Копалиным и Леонидом Варламовым была поставлена труднейшая задача: создать документальный фильм о боях под Москвой, основанный на реальных кадрах кинохроники. Кадрах, многие из которых пришлось снимать в реальных фронтовых условиях под огнем неприятеля: в рядах пехоты, поднявшейся в атаку, или из кабины самолета, идущего на штурмовку противника, среди бойцов партизанского отряда, вступившего в бой с карателями.

И такая картина была создана в кратчайшие сроки. 18 февраля 1942 года на экранах столицы началась демонстрация фильма «Разгром немецких войск под Москвой».

11 апреля 1942 года за выдающуюся работу в 1941 году в области хроникально-документальной кинематографии создателям фильма «Разгром немецких войск под Москвой» была присуждена Сталинская премия 1-й степени в размере 100 000 рублей. В числе награжденных, помимо режиссеров Копалина и Варламова, оказались еще 7 операторов, чьи фронтовые кадры легли в основу этого фильма: Г.Бобров, Т.Бунимович, П.Касаткин, А.Крылов, А.Лебедев, М.Шнейдеров, А.Эльберт.

Всего же на афише ленты были обозначены фамилии 15 военных кинооператоров, принимавших участие в съемках. Кроме уже упомянутых лауреатов, значились И.Беляков, Р.Кармен, Б.Макасеев, Б.Небылицкий, В.Соловьев, Б.Шер, В.Штатланд, А.Шекутьев.

Во время Войны большинство советских кинооператоров работали с камерой «Аймо», одним из основных достоинств которой была ее надежность. Однако процесс съемки был весьма трудоемок и сложен. Заводилась «Аймо» ручкой, на манер патефона и требовала от оператора глубоких профессиональных знаний и навыков: выбор угла и точки съемки, определение момента включения камеры и многие другие расчеты мастера кинокадра осуществляли практически молниеносно. Если к этому добавить, что стандартная кассета содержала около тридцати метров кинопленки, что соответствовало минуте экранного времени, и требовала частой перезарядки, то профессиональная жизнь фронтового кинооператора представляется не только опасной, но и изнурительной и напряженной работой.

«Маленькое «Аймо», привязанное кожаным ремнем к руке хроникера, — это оружие бойца. Через его крохотный глаз мы должны увидеть и точно запечатлеть исторические моменты Великой Отечественной войны»

Фильм этот снимался в необычайно трудных условиях, при жестоких морозах, под огнем противника, в обстановке непрерывных боев и переходов. В то самое время, когда Геббельс пытался уверить, что фронтовая кинохроника исчезла с немецких экранов по причине сильных морозов, при которых невозможно работать ни операторам, ни технике, советские кинооператоры создавали замечательный фильм о разгроме немецких полчищ под Москвой, о варварских разрушениях и зверствах, чинимых гитлеровцами над мирным населением.

***

Теодор Захарович Бунимович (1908-2001)

В 20 лет Теодор Бунимович окончил Ленинградский фотокинотехникум и работал на Ростовской студии кинохроники. С первых дней Войны Теодор Бунимович снимал на фронтах. Чаще всего фронтовые операторы работали в паре. Так было удобнее и надежнее. Коллега всегда мог подстраховать в работе, а в случае гибели — доставить отснятый материал на студию. Напарником Бунимовича долгое время был оператор Павел Касаткин. Вместе они снимали на фронте при обороне Москвы, им принадлежат кадры хроники большой операции по овладению «высотой А». Позже эти материалы вошли в фильм «Бой за высоту А», смонтированный режиссером Д.Вертовым. Чтобы добыть ценные кадры, операторы пробирались на передовую и вели съемку близких разрывов мин и брошенного врагом снаряжения.

Вместе Бунимович и Касаткин чуть не опоздали на легендарный парад в Москве 7 ноября 1941 года, который из соображений секретности был перенесен на два часа раньше. Вовремя спохватившись, они успели отснять прохождение колонн по Красной площади.
Когда началось контрнаступление под Москвой, операторов видели и рядом с генералами, командовавшими армиями, и рядом с бойцами, идущими в атаку. Бунимович и Касаткин совершили несколько боевых вылетов на бомбардировщиках, снимали бомбежку колонн врага. Во время одного боя наши бойцы захватили немецкое орудие и повернули его в сторону врага. Красноармейцы расстреливали гитлеровцев из их же пушки, а операторы, находившиеся рядом, снимали картину боя.

Военные заметки и снимки Теодора Бунимовича появлялись в передовых газетах.

 За документальные фронтовые репортажи, включенные в выпуски «Союзкиножурнала» за 1942 год, Бунимович получил Сталинскую премию 2-й степени. Множество уникальных кадров, вошедших впоследствии в фильм «Освобождение Советской Белоруссии», было снято оператором на белорусском фронте. Его камера работала на улицах Праги и Берлина, снимала встречу союзников на Эльбе и летчиков легендарного полка «Нормандия-Неман».

После Войны Теодор Бунимович работал на киностудии «Союзмультфильм».

***

Павел Дмитриевич Касаткин (1913-2002)

Паша Касаткин увлекался кино с самого детства. Этот интерес подогревался проекционным аппаратом, привезенным с фронтов Первой мировой войны его отцом. Позднее детский интерес превратился в серьезное профессиональное увлечение. В 1939 году Касаткин окончил операторский факультет ВГИКа. Работал на Центральной студии документальных фильмов, а с 28 июня 1941 года молодой оператор Павел Касаткин включился в нелегкую жизнь военного кинокорреспондента. В составе группы Политического Управления РККА он проработал военным оператором до 1945 года.

Свои первые военные кадры Касаткин снял вместе с Бунимовичем на памятном параде 1941 года. После съемок под Москвой он работал в глубоком вражеском тылу в партизанских соединениях. Его яркие кадры о жизни и борьбе житомирских партизан в 1943 году вошли в документальную картину «Битва за нашу Советскую Украину». В 1944 году Касаткин снимал для фильма «Победа на правобережной Украине». 14 апреля 1944 года Указом Президиума ВС СССР несколько операторов фронтовой группы кинохроники были награждены орденами «Красного Знамени». Среди награжденных был и Павел Касаткин.

Позже в составе киногруппы 2-го Украинского фронта Павел Дмитриевич снимал военные действия в Венгрии и Чехословакии. Целый ряд незабываемых кадров, сделанных им ходе Будапештской операции, вошли во фронтовой выпуск «Битва за Будапешт». 11 мая 1945 года плодотворная фронтовая работа кинооператора Касаткина была отмечена орденом «Отечественной войны 1-й степени».

Камера оказалась не только его рабочим инструментом, но и талисманом, сумев прикрыть оператора от осколка вражеского снаряда. Другую камеру он потерял в кабине подбитого гитлеровцами самолета, откуда его с парашютом вытолкнул погибший позже стрелок. Всего за время Войны Касаткин совершил 35 боевых вылетов.

После Победы он продолжал работать на Центральной Студии Документальных Фильмов (ЦСДФ).

***

Роман Лазаревич Кармен (Корнман) (1906-1978)

Роман Кармен родился в творческой семье в Одессе. После смерти отца семья переехала в Москву, где в 1932 году Кармен закончил операторский факультет ВГИКа и стал работать на ЦСДФ. С детства увлекавшийся фотографией Роман Кармен создал свои первые работы еще до окончания учебы. К началу Великой Отечественной войны Кармен уже снискал себе славу мастера советской кинодокументалистики. Его съемки с фронтов воюющей Испании часто включались в выпуски советской кинохроники.

В 1941 году Роман Кармен выступил и в другом амплуа. Сталинская премия 1-й степени в области хроникально-документальной кинематографии была присуждена ему за режиссуру фильма «День нового мира». Этот фильм об одном обычном дне мирного времени стал прелюдией к суровым героическим кадрам Войны.

Кармен был одним из немногих, кто совмещал работу кинооператора с деятельностью спецкора и фотожурналиста. Он писал для многих центральных изданий. Действующие лица его репортажей — герои, подвиг которых стал нормой военной жизни. Сдержанный и выверенный язык повествования позволял читателю увидеть объективную картину происходящих событий.

Съемки Кармена для фильма «Разгром немецких войск под Москвой» отличались, как и всегда,  достоверностью и пронзительностью. На одном из кадров он показывал старую колхозницу, которая, крестясь и кланяясь, встречала воинов-красноармейцев. Эта сцена производила на зрителя сильное впечатление именно потому, что происходящее на экране не постановочный кадр, а мгновение реальной жизни. А чтобы снять такой эпизод Кармен вошел в освобожденное село буквально через несколько минут после ухода гитлеровцев. В освобожденном Волоколамске оператор снимал жуткие кадры, свидетельствующие о гитлеровских злодеяниях: морозный ветер раскачивал под перекладиной изуродованные тела повешенных советских людей.

Когда фильм вышел на экран, вместе с копией картины на Северо-Западный фронт выехал один из авторов фильма — кинооператор Роман Кармен. Кадры кинохроники, отснятые им в блокадном Ленинграде и на подступах к нему, легли в основу документального фильма «Ленинград в борьбе». В 1944 году Кармен под обстрелом противника снимал боевые действия в ходе Калинковичской операции, переправу наших войск через реку Нарев. На кадрах его пленки танки и пехота вброд переправлялись через водную преграду, артиллерия форсировала реку по дну, бойцы инженерно-саперных подразделений наводили переправу, наши воины отражали налеты вражеской авиации. Камера Кармена фиксировала самые интересные и захватывающие события, а потому, зачастую, и самые опасные. За успешную операторскую работу, сопряженную с риском для жизни, 24 октября 1944 года майор Роман Кармен был награжден орденом «Красного Знамени».

В копилке знаменитого кинооператора есть немало кадров поистине исторического значения. Объектив его камеры наблюдал за сдачей в плен фельдмаршала Паулюса под Сталинградом и за подписанием акта о безоговорочной капитуляции Германии в Берлине.

После Победы Кармен продолжил плодотворную работу в сфере кинодокументалистики, стал заведующим кафедры режиссуры ВГИКа, секретарем Союза кинематографистов.

***

Анатолий Александрович Крылов (1913-?)

Свою кинокарьеру Анатолий Крылов начал в 1931 году, а с 1938 года работал на Московской студии кинохроники. С первых дней Войны оператор Крылов занимался съемкой военных действий частей, находясь в их боевых порядках, что требовало от него огромного мужества и бесстрашия. Много замечательных кадров он снял для картины «Разгром немецких войск под Москвой», работая в паре с кинооператором Шнейдеровым. Чего только не совершали операторы в погоне за ценным кадром. Снимая танковую атаку, операторы бежали следом за грозными машинами на расстоянии 100-150 метров от окопов неприятеля. Их камера запечатлела боевую работу советской конницы и первую брошенную отступающим врагом технику, чудовищные зверства оккупантов и героизм местных жителей при тушении пожарищ. Сотни метров пленки доставили в Москву Крылов и Шнейдеров из фронтового Подмосковья.

После Западного фронта инженер-капитан Алексей Крылов снимал в составе военной киногруппы 3-го Белорусского фронта. Его кадры вошли в документальные фильм и фронтовые киновыпуски «Орловская битва», «Битва за Витебск», «Минск наш», «В логове зверя», «Кенигсберг».

Снискав репутацию лучшего специалиста по съемке наступающей пехоты, Крылов всегда стремился не отставать от передовых позиций. Дважды оператор был ранен — в ходе уличных боев на улицах Вильнюса и в Кенигсберге — и дважды награжден орденом «Красного Знамени» — 18 августа 1944 и 25 апреля 1945 года.

После окончания Войны Крылов продолжал работать на ЦСДФ.

***

Василий Васильевич Соловьев (1905-1947)

После окончания ВГИКа в 1927 года Василий Соловьев работал оператором «Госвоенкино». Один из старейших и лучших кинооператоров советской кинохроники, Соловьев принимал участие в съемках фильма «Разгром немецких войск под Москвой». Все его фронтовые съемки отличались высоким художественным мастерством. За операторскую работу над фильмом «Наша Москва» Соловьеву была присуждена Сталинская премия 2-й степени в области хроникально-документальной кинематографии за 1941 год. Героями этой ленты стали советские летчики и зенитчики, которые рука об руку с гражданским населением отстаивали небо Москвы от налетов вражеской авиации.

С 1944 года кинооператор Политуправления 1-го Белорусского фронта Соловьев снимал прорыв обороны неприятеля в районе города Ковель, форсирование реки Западный Буг, штурм и взятие города Хелм, артиллерийские обстрелы Праги, форсирование Вислы. Кадры его съемок вошли в фильмы «Освобождение Советской Белоруссии», «На освобожденной польской земле», «От Вислы до Одера» и другие. С передовыми подразделениями 5-й Ударной Армии Соловьев вошел в Берлин, где снял исторические кадры уличных боев за город. За высокое качество операторской работы при съемке боевых действий 1-го Белорусского фронта 18 июня 1945 года инженер-капитан В.В.Соловьев был награжден орденом «Отечественной войны 2-й степени».

***

Борис Ильич Шер (1914-1994)

Уроженец Краснодарского края Борис Шер работал на ЦСДФ с 1936 года. 25 июня 1941 года, как и многие его коллеги, стал военным кинооператором Главного Политуправления РККА, снимая на Северо-Западном и Западном фронтах. В августе 1941 года Шер вел съемку боевых операций наших войск в районе Старой Руссы, в сентябре его камера фиксировала подробности вылета на бомбежку немецкого аэродрома непосредственно из кабины самолета. В январе-феврале 1942 года оператор Шер по заданию Военного Совета Северо-Западного фронта работал во 2-й партизанской бригаде Ленинградской области. Позднее отснятые оператором кадры вошли в документальный фильм «Ленинград в борьбе». А тогда оператор снимал суровые будни партизанского лагеря, вручение орденов и медалей в тылу врага, делал кинозарисовки о героях-разведчиках и, конечно, создавал кинохронику боевой работы партизанских отрядов. За время этой командировки оператору нередко приходилось откладывать свою камеру и брать в руки оружие, действуя в качестве бойца-партизана. Он участвовал в партизанских налетах на города Хелм и Дедовичи, в ликвидации полицейского карательного отряда в селе Ясски, в разгроме немецкого обоза. За героическую операторскую работу, личную отвагу и мужество 16 июля 1942 года воентехник 1-го ранга Б.И.Шер был награжден орденом «Красного Знамени».

В начале 1943 года Борис Шер вместе с Романом Карменом снимал пленение фельдмаршала Паулюса под Сталинградом.

Одной из любимых тем операторской работы Бориса Шера была авиация. Он часто вылетал с летчиками на боевые задания. Однако не все самолеты были приспособлены к тому, чтобы взять на борт лишнего человека, поэтому зачастую Шер занимал в самолете место стрелка. В таких полетах ему приходилось брать в руки не только ставшую родной «Аймо», но и выполнять боевую работу воздушного стрелка. 10 июня 1943 года оператор Борис Шер находился в составе экипажа одного из самолетов, совершавших налет на железнодорожный узел Брянск. Пока наши самолеты наносили бомбовый удар по военным объектам противника, Шер увлеченно снимал наиболее интересные моменты боя. На обратном пути советские штурмовики были атакованы группой немецких «Фокке-Вульф-190». Оператору пришлось отложить камеру в сторону. Взяв на прицел неприятельскую машину, атакующую наш самолет, Шер сбил ее пулеметной очередью. За этот подвиг капитан Б.И.Шер 11 июня 1944 года был награжден орденом «Отечественной войны 2-й степени».

С 1944 года кинооператор Шер вел съемку хроники действий авиации дальнего действия. После войны Борис Шер продолжал работать на ЦСДФ.

***

Александр Павлович Эльберт (1902-1944)

Александр Эльберт родился в Москве и закончил ВГИК. С 1932 года работал на ЦСДФ. В июне 1941 года Эльберт ушел на фронт добровольцем, до конца жизни так и проработав фронтовым кинооператором. Кадры хроники, отснятые оператором на Западном фронте, вошли в фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Передвигаясь вместе с передовыми частями, Эльберт стремился всегда быть в гуще боевых событий. Когда он вошел в одно из сел, местные жители подвели его к избе, в которой гитлеровцы сожгли пленных красноармейцев. Эльберт снимал тела погибших, когда они еще пылали. Став неоспоримым свидетельством фашистских злодеяний, эти кадры взывали к отмщению. Забыть их было невозможно.

Позже Эльберт снимал в составе киногруппы 1-го Украинского фронта. Ведя съемку на переднем крае, он показывал образцы смелой и мужественной работы военного кинооператора. Последней операцией для Александра Эльберта стал прорыв немецкой обороны в районе города Кросно. Во время наступления оператор находился в головной колонне пехотных частей, снимая их боевую работу. В ходе сражения он оказывал помощь раненным бойцам и офицерам, вынося их с поля боя, и отказывался покидать передний край. В бою 9 сентября 1944 года Александр Эльберт погиб. Посмертно 4 декабря 1944 года он был награжден орденом «Отечественной войны 1-й степени».

С первых же дней Войны фронтовые киножурналисты заняли свои боевые посты. Люди с киноаппаратами — советские кинохроникеры — день за днем запечатлевали на пленке эпизоды великой борьбы нашего народа против захватчиков. Безусловно, фильм «Разгром немецких войск под Москвой» стал крупнейшим достижением советского документального кино. Операторы работали над фильмом на полях сражений, они шли вперед рядом с красноармейцами, они хотели показать народу то, перед чем в будущем с уважением обнажит голову история, — подвиг народа, сумевшего остановить безумную вражескую лавину.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь