Освобождение Севастополя

с 8 1944 г. по 12 1944 г.
Год до Победы
— 1 человек проголосовал
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

Хозяева Черноморского неба

«…Узнают бандиты на собственной шкуре,
Что значит советский воздушный флот!
Когда Черноморцы грознее, чем буря,
Летят на врага с поднебесных высот!»
Участник обороны и освобождения Севастополя
гвардии сержант ВВС ЧФ Б.Н.Зубов,
«Гвардейцы»
В свое время Адольф Гитлер утверждал:
«Искусство боев в воздухе истинно германская привилегия. Славяне никогда не смогут им овладеть»

За период Великой Отечественной войны советские летчики не раз опровергли его слова. Яркий тому пример — отчаянная битва авиации Черноморского флота за Севастополь. Высокое летное мастерство штурмовиков сочеталось с отвагой и храбростью, ни одна группа не возвращалась на аэродром, не выполнив задание и не поразив цель. После сражений даже солдаты Вермахта признавались в невероятной выносливости, стойкости и в непревзойденной ловкости советских летчиков.

Из воспоминаний ефрейтора Гельмута Клаусмана:
«Мы летели на транспортных самолетах, и прямо у нас на глазах русские истребители сбили 2 самолета битком набитых солдатами. Это было ужасно! Один самолет упал в степи, а другой исчез в море. Мы сидели и ждали, кто следующий»

С начала наступления на Крым была развернута активная работа Черноморской авиации. Помогая наземным войскам, наши штурмовики, истребители, бомбардировщики по несколько раз в день совершали боевые вылеты.

Жители Севастополя испытали огромную радость, увидев в небе советские самолеты, да еще в таком количестве, что «в небе не было свободного места». Получая информацию только из гитлеровской пропаганды, они даже не представляли, что за такое короткое время Советский Союз смог создать мощную авиацию, в том числе и военно-морскую.

Одним из ее ярких представителей был опытный летчик, гвардии майор Илья Иванович Ильин. Службу в ВМФ он начал еще в 1933 году. Выполняя задания командования, ему не раз приходилось проявлять смелость, инициативу и решительность, пренебрегая опасностью и не щадя своей жизни.

Из воспоминаний генерал-майора А.А.Казаряна:

«…Старший лейтенант успешно выполнил задание. Возвратился и тут же попросил разрешения на повторный вылет…

Четыре раза в эту бурную ночь летал через пролив отважный летчик.

Немало таких вылетов совершил Ильин. 311 раз появлялся он над расположением гитлеровцев, из них двести восемьдесят раз ночью.

Как-то во время бомбометания зенитный снаряд попал в самолет Ильина. Из строя вышел левый мотор. И все же пилот сумел привести машину на свой аэродром.

Через день он снова пошел на задание. На этот раз пустил ко дну вражеский транспорт. При отходе от цели на самолет Ильина напали два «мессершмитта». Положение казалось безвыходным. Но летчик сманеврировал и дал возможность своему стрелку открыть прицельный огонь. Один из истребителей вспыхнул и упал в воду. Второй поспешно скрылся.

Во время боев за освобождение Крыма Илья Ильин потопил три транспорта противника, взорвал семь складов с боеприпасами, уничтожил артиллерийскую батарею…

Вклад гвардейца в победу над врагом весом и значителен»

За проявленный героизм он был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды и медалями.

3 мая 1944 года в боях за Севастополь Илья Иванович Ильин погиб.

16 мая 1944 года ему было присвоено звание «Героя Советского Союза».

Чтобы спастись от налетов Советской авиации, немцы прикрывались мирными жителями, согнав их на баржи.

Хранитель фондов музейного историко-мемориального комплекса «35-я береговая батарея» Андрей Могила рассказывал:
«На палубы сажали женщин, детей и мирное население. И летчики видели, пикируя, караваны судов, что там сидят мирные жители»

Еще одной тактикой защиты неприятеля был непрерывный шквальный огонь. В траншеях, на улицах города, на пристанях и баржах гитлеровцы устанавливали малокалиберные зенитные пушки и пулеметы. Огонь они вели не прицельный, а по квадратам, стараясь заполнить небо разрывами снарядов. Но наших летчиков эта сложная обстановка в воздухе не останавливала. Они по-прежнему наносили комбинированные удары с воздуха по водному транспорту противника и занятой им береговой линии, а также блокировали аэродромы врага.

Против массированного заградительного огня ПВО противника наши летчики использовали различные тактические приемы. Одним из них было так называемое топмачтовое бомбометание.

Из воспоминаний бывшего штурмана 30-го разведывательного авиаполка Черноморского флота В.И.Коваленко:
«… особенно эффективным способом борьбы с кораблями показало себя топмачтовое бомбометание. Сущность его в том, что самолет идет в атаку на судно как торпедоносец — на бреющем полете (15–30 метров). Не доходя до объекта 200–300 метров, летчик сбрасывает бомбы, которые, ударяясь плашмя о воду, рикошетом отскакивают, летят над водой, пробивают борт и разрываются внутри судна. Летчик едва успевает взять ручку на себя, чтобы проскочить над кораблем. Такое бомбометание позволяет топить транспорт почти наверняка, поскольку удар производится с близкого расстояния. Но и самолеты при топмачтовом бомбометании подвергаются огромному риску, поскольку по ним с близкого расстояния бьют все зенитные средства. Чтобы отвлечь огонь от топмачтовиков, выделяется несколько самолетов для бомбометания с пикирования и подавления зениток»

Первыми освоили топмачтовое бомбометание летчики 13-го гвардейского Краснознаменного полка. Очень скоро этот метод стали повсеместно применять летчики и других авиаполков. Так, в начале мая 1944 года воздушная разведка по рации передала, что курсом на Севастополь идет неприятельский караван в составе двух транспортов водоизмещением по 3-4 тонны, одного миноносца и двух сторожевых катеров. На перехват вылетели три группы наших штурмовиков. Корабли обнаруженного в заданном квадрате каравана, завидев опасность, сбавили ход и стали сбиваться в кучу, создав тем самым плотный заградительный огонь. Гвардии капитан Н.И.Николаев, гвардии старший лейтенант Н.В.Пысин и гвардии лейтенант А.Е.Гургенидзе разделили обязанности между своими группами. Расправу с вражескими зенитками взяла на себя группа гвардии капитана Николаева.

Самолеты стремительно атаковали зенитки противника, подавляя их пушечно-пулеметным огнем, отгоняя немецких артиллеристов от орудий и прижимая их к палубе. Как только небо очистилось от зенитных разрывов, настало время для группы гвардии старшего лейтенанта Пысина.

Сам командир и ведомые им летчики буквально поднырнули под первую группу самолетов, выходивших уже из атаки. Задачей этой группы было не дать обескураженным немцам и румынам придти в себя после первых атак. Пысин, перейдя в пике, открыл огонь из пушек и пулеметов. Выйдя из пике на очень низкой высоте, летчик сбросил серию бомб. Две из них взорвались прямо под кормой транспорта. Подбитый двумя бомбами корабль потерял ход и, накренившись, стал тонуть. Следом, используя тот же прием, гвардии младший лейтенант Михаил Казаков потопил сторожевой катер.

Третья группа штурмовиков, ведомая Гургенидзе, прикрывала выход товарищей из атаки. Она совмещала это с бомбометанием и пушечно-пулеметным огнем.

В небе над Черным морем немецкие летчики не чувствовали себя хозяевами. Чаще всего они производили только одну атаку и немедленно уходили на большой скорости, стараясь избежать встречи с нашими самолетами. Учитывая вражескую тактику, наши истребители действовали методом свободного поиска. Суть этого поиска, как можно больше разгромить вражеских судов, и производился он далеко за линией фронта.

Герой Советского Союза майор Н.Ф.Краснов говорил о свободном поиске:
«Важным вопросом для летчиков-истребителей свободного поиска является ведение огня по наземным объектам. Огонь истребителя наиболее меток, и если он умело применяется, то результаты будут ощутительны… Эта задача ставилась даже перед теми летчиками, которые несли службу сопровождения штурмовиков. Конечно, это делалось при отсутствии в воздухе немецкой авиации. Для истребителей свободного поиска поражение наземных целей обязательно»

Сам Николай Федорович часто вылетал на свободную "охоту" в составе группы самых опытных летчиков. Не раз, выполняя задания командования на трофейных «Мессершмиттах», захваченных на немецких аэродромах, он наводил страх на вражеские войска.

За мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях, Николай Краснов был награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени и медалями. 4 февраля 1944 года ему было присвоено звание «Героя Советского Союза».

29 января 1945 года Николай Федорович Краснов погиб.

Наша авиация непрерывно блокировала немецкие коммуникации, наносила воздушные удары на фашистские суда по рейду от Севастополя к Румынии. Важную роль в обнаружении целей играли летчики 30-го отдельного морского разведывательного авиационного полка (ОМРАП) под командованием полковника Христофора Александровича Рождественского.

Высокая требовательность командира и методичность воспитания личного состава позволили ему в боевых условиях сколотить полк, способный решать задачи по разведке любой сложности, как на коммуникациях, так и в тылу противника. Сам Рождественский служил примером для личного состава в выполнении боевых задач, за период боевых действий произвел 30 боевых вылетов.

Из воспоминаний бывшего штурмана 30-го разведывательного авиаполка Черноморского флота В.И.Коваленко:
«Особенно уважительно Христофор относился к летному составу. Сам первоклассный летчик, он хорошо понимал, насколько сложна, опасна и просто физически трудна работа летчика-разведчика. И потому требовал от штабистов: каждое задание готовить тщательно, вдумчиво, не упускать никаких мелочей, ибо эти мелочи могут стоить жизни людей»

В результате ведения воздушной разведки морских коммуникаций ОМРАП было обнаружено 500 конвоев, уничтожено свыше 50 плавединиц. В воздушных боях с самолетами противника личным составом полка сбито 15 немецких самолетов. Произведено 38 тысяч плановых аэрофотосъемок.

Из вестника фронтовой информации ТАСС:
«… 7 мая был одним из самых успешных дней действия всех видов авиации, в воздухе не смолкал непрерывный гул моторов. Группами на бреющем полете неслись штурмовики, над ними плыли тяжелые бомбардировщики, шли пикировщики, и все это устремлялось к одной цели — к Севастополю…»
Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь