Освобождение Правобережной Украины

с 4 1944 г. по 17 1944 г.
Второй сталинский удар
— 0 человек проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

У переправы все зависит от саперов

 

«Из всех операций самой трудной была Уманско-Ботошанская. История войн не знает более широкой по своим размахам и сложности в оперативном отношении операции, которая была бы осуществлена в условиях полного бездорожья и весеннего разлива рек. В моей памяти неизгладимы картины преодоления солдатами, офицерами и генералами непролазной липкой грязи… В то время главной силой была сила человеческая»
Из воспоминаний командующего 2-м Украинским фронтом маршала И.С.Конева

Наступление 2-го Украинского фронта на Правобережной Украине происходило в небывало трудных условиях. В первые дни наступления началась оттепель, снег растаял, расползся украинский чернозем. Вся техника вязла в грязи.

6 марта 1944 года передовые части вышли к реке Горный Тикич — водной преграде, для преодоления которой требовалась значительная подготовка. Ее скалистые берега местами возвышались до 40 метров, ширина реки достигала 30 метров, глубина — 2 метров, а пойма простиралась на 100-300 метров. Умело используя опыт, полученный при форсировании Днепра, передовые подразделения с ходу на подручных средствах форсировали реку и захватили плацдармы на вражеском берегу. Саперы начали работать незамедлительно. Не только артобстрелы противника и налеты вражеской авиации делали их работу чрезвычайно трудной и опасной. Холодная мартовская вода, недавно скинувшая ледяной покров, и отсутствие тяжелой строительной техники, застрявшей в раскисшей весенней грязи, представляли для инженерно-саперных подразделений не меньшую сложность. Однако саперы упрямо делали свое дело. Только через реку Горный Тикич их руками было возведено 11 мостов, что позволило армейским подразделениям продвигаться вперед, не снижая темпов наступления.

Образцом слаженной и самоотверженной работы инженерно-саперного подразделения стала боевая деятельность роты 106-го инженерно-саперного батальона 5-й инженерно-саперной бригады Резерва Главнокомандования, которой командовал капитан Павел Александрович Митрошин. Много трудных военных дорог, переправ и мостов было за плечами капитана Митрошина. Огромный опыт строительства мостовых конструкций его рота получила еще на берегах Днепра, где саперы за одну ночь возвели семь опор будущей переправы. А 6 марта 1944 года перед бойцами роты Митрошина был Горный Тикич. Вернее, один из его рукавов. Подразделению была поставлена задача построить мост для переправы наших танков. Строительство развернулось немедленно, невзирая на артиллерийско-минометный огонь, который вел противник по этому району. От сырости строителей спасали прорезиненные костюмы, но холод пробирал до костей. В этих тяжелых условиях саперы под руководством Митрошина в исключительно короткие сроки построили мост грузоподъемностью 60 тонн, по которому через реку прошли тяжелые машины.

В районе населенного пункта Тальное отделение саперного взвода роты управления 25-й танковой бригады получило приказ в кратчайшие сроки восстановить пролет одного из взорванных мостов через Горный Тикич. Работами руководил командир отделения старший сержант Дмитрий Ильич Новиков. Когда противник заметил, что саперы занялись восстановлением конструкций, то попытался помешать строительству. Под артиллерийским огнем и авиационными бомбежками трудились Новиков и его бойцы, но поставленную задачу выполнили вовремя. Вскоре через мост двинулись танковые бригады. В ходе дальнейшего наступления старший сержант Новиков продолжал обеспечивать движение танков. 17 марта в боях за населенные пункты Рашков и Белочье он находился на броне головной машины, указывая на огневые точки противника и ведя огонь из автомата. При штурме села Сарацея он лично уничтожил 12 солдат и 3 взял в плен. За героическую боевую работу и личную отвагу старший сержант Д.И.Новиков 27 апреля 1944 года был награжден орденом «Славы 3-й степени». Впоследствии Новиков стал полным кавалером ордена Славы.

11 марта войска 2-го Украинского фронта вышли к берегу Южного Буга. В среднем течении ширина реки составляла 90-120 метров, глубина — до 4 метров. Весеннее половодье превратило эту реку в бурный поток. Авангарды пехоты форсировали реку с ходу. Их наступление поддержали 7 танков, сумевших перебраться через реку по дну на глубине около 2 метров.

В районе Хащевато удалось захватить исправный мост грузоподъемностью 30 тонн. Гитлеровцы, опомнившись от удара передовых отрядов, подвергли мост ожесточенной бомбардировке. Им удалось разрушить 14 пролетов моста. Саперы немедленно приступили к восстановлению. Самоотверженная работа инженерного батальона при постоянных налетах вражеской авиации позволила 12 марта в 5 часов утра начать переправу наших частей по отремонтированному мосту. Один за другим возводились новые и восстанавливались разрушенные мосты в Березках, Джулинках, Шумилове. Саперы работали без сна и отдыха. Помимо строительства мостов они обеспечивали переправы на паромах, собранных из подручных средств.

13 марта 1944 года саперы 3-й инженерной роты 357-го армейского моторизованного инженерного батальона под началом старшего лейтенанта Константина Матвеевича Соловьева приступили к восстановлению разрушенного моста через Южный Буг в деревне Березки. Несмотря на частые налеты вражеской авиации, восстановительные работы были закончены к ночи 14 марта.

Ломая сопротивление гитлеровцев, войска 2-го Украинского фронта стремились вперед. Фронт быстро откатывался к Днестру. Мосты через реку были взорваны. На левом берегу не оказалось переправочных средств. Форсирование рек «с ходу», то есть без предварительной подготовки и задержки, стало одним из основных способов преодоления водных преград советскими воинами. Способом, которого не могли ожидать обстоятельные немцы, особенно в условиях весеннего половодья и распутицы. Первые подразделения переправились через Днестр в ночь на 19 марта. Бойцы преодолевали широкую реку на самодельных плотиках. В дело шли бревна, железные и деревянные бочки. Саперы быстро и умело соорудили паромы, а на следующий день приступили к строительству мостов для тяжелой техники. За семь дней напряженной работы в условиях вражеских обстрелов, по пояс в ледяной воде инженерно-саперные подразделения возвели 6 мостов через полноводную реку шириной в 300 метров.

И вновь на высоте оказались саперы капитана Митрошина. Исключительное мужество проявили они, перевозя на правый берег Днестра под огнем противника живую силу и военную технику на резиновых лодках. За одну только ночь они совершали до 20 переправ через эту широкую реку. Всего за 25 дней мартовского наступления рота построила 5 мостов, участвовала в строительстве мостов через Южный Буг и Днестр. Помимо этих работ бойцы совершили 400-километровый марш в условиях весенней распутицы, обеспечивая продвижение танковых подразделений. Приказом от 20 апреля самоотверженная и эффективная боевая работа капитана П.А.Митрошина была отмечена высокой наградой — орденом «Отечественной войны 2 степени». За мужество и отвагу в последующих боях на территории Румынии 24 марта 1945 года капитан Митрошин был удостоен звания Героя Советского Союза.

С 19 по 22 марта на паромной переправе через Днестр в районе города Ямполь работала инженерная рота старшего лейтенанта Соловьева. Все это время командир находился в рядах своих бойцов и лично руководил их действиями под непрерывной вражеской бомбардировкой. За личное мужество и уверенное управление вверенным подразделением при оборудовании переправ 20 апреля 1944 года старший лейтенант К.М.Соловьев был награжден орденом «Красного Знамени».

Обеспечение переправы через Горный Тикич, Южный Буг и Днестр стрелковых подразделений 294-й стрелковой дивизии было задачей 565-го отдельного саперного батальона, которым командовал Дмитрий Филиппович Богдан. Действовать саперам приходилось в крайне трудных условиях, зачастую при полном отсутствии лодочно-переправочных средств и лесоматериалов. Однако Богдан всегда находил выход. Саперы строили мосты, паромы, плоты, штурмовые мостики из подручных средств. Большой опыт разминирования и восстановления переправ подразделение Богдана получило в ходе Корсунь-Шевченковской операции, в ходе которой было разминировано 12 и восстановлен 21 мост.

Уманско-Ботошанская операция началась для 294-й дивизии в районе Звенигородки, откуда части двинулись на Умань, преодолевая распутицу и водные преграды. Южный Буг, на который так надеялось немецкое командование, тоже не стал для дивизии непреодолимым рубежом: саперы своевременно обеспечили переправу через него. К 19 марта части вышли на берег Днестра.

Неприятель ожесточенно сопротивлялся. В особо трудных условиях саперы 565-го батальона обеспечивали нашим частям форсирование реки Днестр в районе деревни Михайловка. За два дня работы бойцы под руководством Богдана построили два парома и оборудовали несколько рыбачьих лодок для переправы частей дивизии. Работать приходилось под интенсивными налетами вражеской авиации, которые не прекращались даже ночью. Своей самоотверженной работой саперы дали возможность передовым подразделениям полков первыми форсировать Днестр. За три часа бойцы Богдана переправили их через Днестр. Воюющий плацдарм нуждался в подкреплении, боеприпасах и военной технике, в обратную сторону нужно было перевозить раненых. Саперы работали на переправе, подчас лишая себя сна и отдыха — выполнение задачи было куда важнее. Вместе с ними трудился и командир.

20 марта Богдан находился на переправе среди своих бойцов, руководя погрузкой артиллерии на паром, когда начался очередной налет авиации противника. Во время этой бомбежки он погиб.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года капитан Богдан был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.

Подвиг при переправе через Днестр в районе города Сороки совершил сапер 90-го отдельного саперного батальона 3-го танкового корпуса 2-й танковой армии ефрейтор Алий Юсуфович Кошев. Работая на переправе 57-го мотострелкового батальона, саперы погрузили на паром танк и два тяжелых миномета. Груженый паром вместе с техникой и боевыми расчетами медленно пересекал Днестр, двигаясь против течения. Кошев вместе с другими бойцами буксировал паром по канату, перекинутому с берега на берег. Над переправой постоянно проносились вражеские самолеты, поливая свинцовым огнем наших воинов. В какой-то момент, когда паром уже далеко отошел от берега, канат, не выдержав нагрузок, лопнул. Тяжелый паром, лишившись управления, стало сносить вниз по течению. Силы гребцов было не достаточно, чтобы продолжить целенаправленное движение. Мгновенно оценив, что создавшаяся ситуация грозит гибелью и технике и людям, Кошев не раздумывая бросился в воду.

Трижды пришлось нырять отважному саперу, чтобы вытащить из воды зацепившийся за подводную сваю конец каната. Каждое погружение при полном обмундировании могло стать для него последним, но ефрейтор продолжал нырять в ледяной воде до тех пор, пока не сумел отцепить канат. В намокшей одежде с концом каната в руках с большим трудом всплыл он на поверхность, где боевые товарищи помогли ему выбраться на паром. Переправа продолжилась, техника и люди были спасены.

13 сентября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за проявленный героизм и готовность к самопожертвованию ефрейтору А.Ю.Кошеву было присвоено звание Герой Советского Союза.

26 марта войска 2-го Украинского фронта, развивая наступление, вышли на государственную границу — реку Прут — на фронте протяженностью 85 км. Стремительным ударом сбросили наши бойцы немецко-румынские части в Прут. Вспыхнули жаркие схватки на его берегах. Советские части отвоевывали у врага новые плацдармы, силами инженерно-саперных подразделений сооружались новые переправы, подтягивались свежие силы. В тот же день войска 2-го Украинского фронта вступили на территорию Румынии.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь