Освобождение Белграда

с 28 1944 г. по 20 1944 г.
Девятый сталинский удар
— 1 человек проголосовал
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

Роковой Белград

Белградская наступательная операция (28 сентября — 20 октября 1944 года) была развернута с целью освобождения столицы Югославии силами 3-го Украинского фронта и Народно-освободительной армии Югославии при участии болгарских войск. Движущей силой Белградской операции была 57-я армия 3-го Украинского фронта, вместе с которой действовал 4-й гвардейский механизированный корпус под командованием генерал-лейтенанта Владимира Ивановича Жданова.

Владимир Иванович Жданов — кадровый военный, с юных лет посвятивший свою жизнь службе в армии. Родился в Киеве в 1902 году. В 18 лет пошел служить в Красную Армию, участвовал в Гражданской войне. Военное образование получил, закончив сначала Киевскую пехотную школу, а накануне Войны — Военную академию им. Фрунзе. Будучи с мая 1942 года начальником штаба 13-го танкового корпуса, принимал участие в Сталинградской битве. За боевые заслуги 9 января 1943 года корпус был преобразован в 4-й гвардейский и получил наименование Сталинградский. 31 марта 1944 года генерал-майор Жданов принял командование корпусом.

Памятной вехой на пути корпуса стала Ясско-Кишиневская операция. Войска Жданова стремительным ударом овладели крупными узлами сопротивления и содействовали окружению Кишиневской группировки противника. За образцовое выполнение боевых заданий командования, проявленные отвагу и геройство, умелое руководство, организацию и точное выполнение поставленных боевых задач, личную отвагу и мужество 13 сентября 1944 года генерал-майору В.И.Жданову было присвоено звание Героя Советского Союза. В это же время он получил звание генерал-лейтенанта.

В октябре 1944 года Жданов вел свой корпус вперед по югославской земле. 8 октября 1944 года танковые и пехотные войска при поддержке Югославской Армии вышли в долину реки Моравы и заняли плацдармы на ее западном берегу.

12 октября танкисты 4-го гвардейского механизированного корпуса овладели крупным узлом сопротивления немцев Топола, лишив Белградскую группировку противника последней южной коммуникации.

В боях за населенный пункт Топола героически сражался танковый экипаж гвардии лейтенанта Ивана Афанасьевича Кисенко. Белградская операция была первым боем для танка. Машина, на которой шел в бой экипаж, была сделана на Горьковском заводе на личные сбережения приемного отца Ивана Кисенко — Якова Шульги. В сентябре 1944 года по личной просьбе Шульги танк был передан его сыну и направлен в соединение, которое освобождало его родное село. На башне танка снаружи красовалась надпись «От отца Шульги — сыну Кисенко».

Экипаж не мог не оправдать оказанного ему доверия и воинской доблестью ответил на подарок. В боях за Тополу танк уничтожил 4 автомашины, бронетранспортер, порядка 25 повозок с военными грузами и около сотни солдат и офицеров противника. Позже танк Кисенко смело действовал в уличных боях за Белград. За проявленные отвагу и мужество гвардии лейтенант И.А.Кисенко был награжден орденом «Отечественной войны 2-й степени».

12 октября танки корпуса вышли на ближние подступы к столице Югославии у моста через реку Сава. Немецкие подразделения отчаянно сопротивлялись, ведь Белград имел для них большое стратегическое значение. Немедленный штурм такого рубежа мог привести к неоправданно большим потерям. В течение двух дней советская авиация наносила массированный бомбово-штурмовой удар по позициям противника, после нее в дело вступила артиллерия.

Подразделения Жданова были готовы к решающему удару. Накануне наступления в распоряжение 4-го механизированного корпуса прибыли воины легендарной югославской национально-освободительной армии под командованием генерал-лейтенанта Пеко Дапчевича. К ним присоединились и советские пехотинцы, которые должны были участвовать в штурме Белграда в качестве танкового десанта. Танковой группе с пехотой на броне предстояло атаковать мост и крепость.

В городе противник построил мощные бетонные ДОТы, подготовил к обороне отдельные дома и целые кварталы, усилил огневую мощь крепостной артиллерии, минометов и пулеметов. Особенно сильно укрепленный рубеж находился в зоне наступления корпуса. Чтобы добиться успеха, в преддверии решительного удара нужно было отвлечь внимание врага. Выгодные позиции в городе можно было занять лишь при помощи внезапного удара. Под покровом ночи саперы разминировали дороги, к Белграду подтягивалась техника и пехота.

Штурм города начался 14 октября. Первоначально наступление началось на флангах. Противник ожидал нападения в центр города, и сосредоточил основные силы именно там.  Когда враг отвлекся на отражение ударов с флангов, вперед ринулись танки. Сокрушительный рывок позволил перехватить инициативу. Вскоре танки и приданный им десант двигались к центру города, ведя уличные бои.

В своей книге генерал армии В.Ф.Толубко писал:
«… Бои в Белграде носили ожесточенный и затяжной характер. Враг, надеясь на подход и помощь своих группировок, цеплялся буквально за каждый дом… Наступавшим подразделениям приходилось обезвреживать их ручными гранатами, автоматами и пулеметным огнем, но чаще всего с помощью рукопашной, в которой главным оружием были штык, нож, кулак...»

Длительность и упорность боев определялась еще и тем, что наши войска выполняли приказ о недопущении разрушения Белграда: было запрещено применять бомбардировочную авиацию и тяжелую артиллерию.

15 октября в ходе боев на улицах Белграда советские танкисты действовали отважно и умело. Зачастую им приходилось отражать нападение врага, ведя огонь из подбитых машин. На танке Т-34-85 по улицам города двигалася экипаж гвардии младшего лейтенанта Григория Романенко. Враг стремился уничтожить советскую машину, каждый дом, каждый подвал и крыша грозили танкистам смертельной опасностью. Танк ловко подавлял своим огнем очаги сопротивления противника. Машина Романенко два раза загоралась, но экипаж при помощи десантников спас свою боевую машину. На одном из перекрестков перед танком неожиданно выскочила вражеская самоходка «Фердинанд». Снаряд в стволе Т-34 был не бронебойным, а осколочным, и не мог нанести вред САУ. Состоялась молниеносная дуэль. Выстрел противника был эффективен — от попадания в башню танк содрогнулся. Был поврежден пулемет, убит заряжающий, ранения получили и другие члены экипажа. Несмотря на полученные травмы, наводчик орудия гвардии старший сержант Иван Косенков сумел произвести повторный выстрел и подбить самоходку неприятеля. Раненых советских танкистов спасли местные жители.

Несколько дней шли бои за город, и, наконец, 20 октября Белград был освобожден. В числе соединений, отличившихся в боях за освобождение Белграда, был 4-й гвардейский танковый механизированный корпус генерал-лейтенанта Жданова.

Успешное проведение Белградской операции сыграло решающую роль в избавлении Югославии от немецких войск. Оромный вклад корпуса Жданова в освобождение Белграда был по достоинству оценен как советским, так и югославским правительством. Многие танкисты были награждены отечественными и югославскими орденами и медалями. За успешное руководство корпусом в Белградской операции генерал-лейтенант В.И.Жданов Указом Президиума ВС СССР от 3 ноября 1944 года был награжден орденом «Суворова 1-й степени». Югославская сторона удостоила его высокого звания Народного Героя Югославии и вручила орден Народного Героя.

Командуя корпусом, Жданов участвовал в боях по освобождению Венгрии. В феврале 1945 года корпус был выведен в резерв, где и пробыл до Победы.

Послевоенная судьба генерал-лейтенанта Жданова сложилась трагически. Он закончил Высшую Военную Академию им. Ворошилова и к 1954 году дослужился до помощника Главнокомандующего — Начальника Управления боевой подготовки Центральной группы войск. После разлада внешнеполитических отношений между СССР и Югославией Жданов попал в немилость к руководителю советского государства Хрущеву. Никита Сергеевич хотел, чтобы 13 советских военных, получивших в 1944 году звание Народных героев Югославии, отказались от своих наград. В их числе был и Жданов, который резко этому воспротивился. После конфликта он был отправлен в Забайкальский Военный округ первым заместителем командующего войсками. Во времена Хрущева фамилия генерала В.И.Жданова была вычеркнута из всех исторических материалов о Великой Отечественной войне.

После смещения с должности Хрущева в октябре 1964 года судьба Владимира Ивановича Жданова снова круто изменилась. Ему было присвоено звание генерал-полковника. Через четыре дня после этого он, как советник министра обороны, был направлен в Югославию на празднование 20-летнего юбилея освобождения Белграда.

19 октября самолет «Ил-18» с советской делегацией на борту вылетел из Москвы на предстоящие праздничные мероприятия, но приземлиться в Белградском аэропорту этому борту так и не довелось. На подлете к аэропорту самолет потерпел крушение, столкнувшись с горой Авала, и взорвался. В катастрофе погибла вся делегация и члены экипажа. Генерал-полковник, Герой Советского Союза, начальник Военной Академии бронетанковых войск Владимир Иванович Жданов и другие члены делегации были похоронены в братской могиле на Новодевичьем кладбище в Москве.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь