Освобождение Белграда

с 28 1944 г. по 20 1944 г.
Девятый сталинский удар
— 1 человек проголосовал
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

Особо важное задание

Германия ввела свои войска в Югославию 6 апреля 1941 года, а уже 17 апреля был подписан акт о капитуляции югославской армии. Страна была разделена между Германией и Италией на зоны оккупации, Венгрия получила часть Воеводины, Болгария — почти всю Вардарскую Македонию и часть пограничных районов Сербии.

В первые же месяцы оккупации в Югославии вспыхнула партизанская война. 22 декабря 1941 года была сформирована 1-я Пролетарская бригада, ставшая основой для создания Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ). 26-27 ноября 1942 года в городе Бихач 1-я сессия Антифашистского веча народного освобождения Югославии (АВНОЮ) объявила об образовании Национального комитета освобождения Югославии во главе с Иосипом Броз Тито, которое стало временным правительством.

Советский Союз оказывал национально-освободительной борьбе югославского народа политическую и военную поддержку. В феврале 1944 года в Югославию прибыла советская военная миссия во главе с генералом Н.В.Корнеевым. В начале сентября 1944 года Верховный Главнокомандующий Народно-освободительной армией Югославии Иосип Броз Тито обратился с просьбой к Советскому Союзу о временном вступлении Красной Армии в пределы Югославии. К этому времени гитлеровские войска несколько раз пытались разгромить Народно-освободительную армию Югославии, но все попытки провалились. НОАЮ была уже не партизанская, а современная регулярная армия, в которой сражалось около четырехсот тысяч бойцов. И под ее контролем находилась часть территории Югославии. В начале сентября армия НОАЮ провела несколько смелых операций и освободила 98 городов. В 20-х числах сентября Иосип Броз Тито прилетел в Москву для переговоров о взаимодействии Красной Армии с Народно-освободительной армией.

В ходе совместных боевых действий предстояло освободить Белград. На помощь Народно-освободительной армии двигались войска 3-го Украинского фронта и Дунайской речной флотилии. Наступление войск Красной Армии началось 28 сентября, а на следующий день от имени советского командования было опубликовано сообщение о том, что с согласия Национального комитета освобождения Югославии войска Красной Армии временно вступили на югославскую территорию, и после выполнения боевых задач ее. Также в заявлении говорилось о том, что в районах расположения частей Красной Армии будет действовать гражданская администрация Национального комитета освобождения Югославии.

Гитлеровское командование не раз разрабатывало хитроумные планы, пытаясь расправиться с руководством Народно-освободительной армии. В мае 1944 года была задумана операция под названием «Ход конем» по захвату или убийству Иосипа Броз Тито, верховный штаб которого базировался в городе Дрваре. Дрвар был надежно прикрыт горами, и подойти к нему через горы было нелегко и рискованно. Немцы решили напасть с воздуха, сбросив с самолетов десант при поддержке наземных войск. Первая группа парашютистов была выброшена 25 мая и состояла из 600 человек. У каждого в кармане была фотография Тито, чтобы в случае встречи можно было опознать его. Особое задание под кодовым названием «Москва» получили десантники и в отношении советской военной миссии. Она была объявлена вне закона, и советских офицеров и генералов надлежало уничтожить. За первой группой десанта последовала вторая, состоявшая из 340 человек. Эти группы должны были овладеть городом и захватить штаб НОАЮ, а также представителей военных миссий стран антигитлеровской коалиции. Третья группа из 220 человек должна была деблокировать десантников из первых двух и не дать уйти из Дрвара противнику.

К полудню с поддержкой авиации и после тяжелого боя с находившимися в городе партизанскими частями парашютистам удалось взять Дрвар под контроль. Однако Тито и его штаб, располагавшиеся в день высадки десанта в пещере внутри скалы, успели эвакуироваться, как и военные миссии союзников. В результате этой операции штаб-квартира НОАЮ была уничтожена, а основной цели — ликвидации ее лидера — немцам достичь не удалось. Эта операция была последней из семи крупных атак, предпринятых против югославских партизан, и поэтому обозначается в югославском контексте как «Седьмая атака».

Батальон охраны и слушатели Офицерской школы, подоспевшие вовремя, помогли отбросить врагов. Верховный штаб во главе с Иосипом Броз Тито, представители советской и союзной миссий отошли в направлении Потоци, где заранее был оборудован запасной командный пункт. Однако надолго оставаться там было нельзя. Немцы перерезали все пути, и руководство Верховного штаба попало в окружение. Пришлось с боем прорываться и выходить в район горы Великий Шатор. Здесь на выручку пришли бойцы 1-го Пролетарского корпуса. Дальше предстояло решить — какой пункт выбрать для размещения Верховного штаба: югославский остров Вис или Черногорию, охраняемую войсками НОАЮ. Остров Вис больше подходил для размещения штаба, но попасть туда можно было лишь через нашу авиабазу в Бари, а с ней не было связи. К тому же в штабе не было самолета, вызвать его было сложно из-за отсутствия в горах посадочной площадки.

В нашем Генштабе в эти дни чувствовали себя неспокойно — что происходило в Югославии, было неизвестно.

С большим трудом, перетащив радиостанцию на высокую гору, радист из нашей миссии связался с базой в Бари и передал просьбу выслать самолет к 22 часам 3 июня. Югославы стали срочно готовить площадку, что было нелегко: кругом стеной стояли горы, громоздились каменные глыбы, зияли расщелины.

Из воспоминаний генерала армии Сергея Матвеевича Штеменко:

«… Повел самолет в Югославию А.С.Шорников — один из наиболее опытных пилотов советской авиабазы в Бари. Он летел ночью над морем и горами на незнакомую и необорудованную площадку среди скал. Летное мастерство его было филигранным, мужество — огромным, и он по-фронтовому верил в товарищей по оружию, которые готовили ему место необычной посадки.

За облаками земли не было видно. Летчик делал круг за кругом в поисках просвета в безбрежном покрывале облаков. Велик был риск врезаться в гору, но тревога за участь ожидавших друзей брала верх. Наконец просвет найден. Внизу призывно рдели сигнальные костры.

Первым же рейсом в ночь на 4 июня 1944 года Иосип Броз Тито, его ближайшие помощники, генерал Н.В.Корнеев и некоторые офицеры из состава военных миссий и Верховного штаба НОАЮ были доставлены в Бари»

Попытка расправиться с Верховным штабом Народно-освободительной армии Югославии провалилась. За выполнение особого задания командир советского экипажа А.С.Шорников, второй пилот Б.Т.Калинкин и штурман П.Н.Якимов были удостоены званий Героев Советского Союза и Народных Героев Югославии.

Но и на острове Вис Верховный штаб находился в опасности — немецкая авиация могла совершить налет в любой момент. Это могло нарушить управление частями югославской армии. В связи с предстоящими совместными боевыми операциями с Красной Армией, нужно было перебазировать Верховный штаб НОАЮ в более безопасное место. И в условиях строжайшей секретности Верховный штаб был переправлен с острова Вис в расположение советских войск в румынский город Крайова.

Для перелета выбрали глухую ночь. Операцию доверили самым опытным летчикам военной базы в Бари П.М.Михайлову и В.Ф.Павлову. Лейтенант Павел Михайлов и гвардии лейтенант Владимир Павлов имели немалый опыт в выполнении особо важных заданий над территорией, занятой противником. Они доставляли нашим соединениям, действовавшим в тылу врага, оружие, боеприпасы и продовольствие, бойцов и офицеров, вывозили раненых.

Оба летчика были родом из Смоленской области. Лейтенант Павел Михайлович Михайлов до Войны получил среднее педагогическое образование, затем окончил училище летчиков гражданского флота. В боевых действиях принимал участие с октября 1942 года. Летал в Югославию 65 раз, доставил частям Народно-освободительной армии Югославии 150 тонн боевой техники, боеприпасов и продовольствия, эвакуировал 247 раненых, перебросил через линию фронта 750 солдат и офицеров.

Гвардии лейтенант Владимир Федорович Павлов закончил финансово-экономический техникум, затем летную школу гражданского флота. На фронтах Великой Отечественной войны с января 1942 года. Особо отличился в операциях по поддержке боевых действий Народно-освободительной армии Югославии: доставил ее частям более 61 тонны боеприпасов и продовольствия, вывез 224 раненых, перебросил через линию фронта 213 солдат и офицеров.

Из воспоминаний генерала армии С.М.Штеменко:
«19 сентября 1944 г., как только над островом Вис сгустилась тьма, генерал Н.В.Корнеев пригласил к себе летчиков с авиабазы в Бари П.М.Михайлова и В.Павлова. Речь шла о полете большой важности. Начальник военной миссии принял доклад о готовности самолетов и передал пилотам маршрутную карту с жирно выделенной красным карандашом надписью «Крайова». Туда надлежало доставить большую группу югославских и советских товарищей»

19 сентября штаб И.Б.Тито был переправлен на новое место недалеко от границы с Югославией. После этого Тито вылетел в Москву для обсуждения с нашим Генеральным штабом совместных боевых действий войск югославской народной и советской армий.

Оба летчика получили — П.М.Михайлов и В.Ф.Павлов — за выполнение задания были удостоены званий Героев Советского Союза.

После войны Владимир Федорович Павлов и Павел Михайлович Михайлов работали в гражданской авиации. П.М.Михайлову было присвоено звание почетного гражданина города Кардица (Греция) и поселка Холм-Жирковский (Смоленская область), где он родился. П.М.Михайлов умер 6 июня 2005 года и был похоронен на родине. В.Ф.Павлов скончался 6 апреля 1998 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь