Операция «Концерт»

с 19 1943 г. по 30 1943 г.
Подрыв 150 000 рельсов
— 3 человека проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Военная операция

«Концертная» программа

Успешное проведение партизанскими подразделениями операции «Рельсовая война» дало основание для разработки последующих кампаний по схожему сценарию. В начале сентября 1943 года Центральный штаб партизанского движения начал разработку и подготовку к новому массированному удару по тыловым коммуникациям немецких войск на оккупированных территориях под кодовым названием «Концерт».

Главной задачей, поставленной перед партизанами, было нанесение максимального урона транспортной инфраструктуре немцев, что в свою очередь должно было снизить оперативную мобильность войск Рейха. Операция «Концерт» была тесно связана с наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях, а также выходом Красной Армии к берегам рек Днепр и Десна. Партизаны должны были нанести удар на огромной территории: по фронту около 700 км и в глубину свыше 400 км, охватив территорию Белоруссии, Украины, Прибалтики, а также Ленинградской и Смоленской областей. Привлечь к операции планировалось свыше 200 партизанских соединений, общей численностью около 150 тысяч человек.

При подготовке к операции не только самым тщательным образом разрабатывались планы действий каждого подразделения, но и велось тотальное обучение бойцов партизанских отрядов подрывному делу. К примеру, на территории, контролируемой Черниговско-Волынским партизанским соединением, для тренировочных целей был выстроен целый полигон, который представлял собой 300-метровый участок железной дороги, оснащенный всеми возможными оборонительными сооружениями. На этом полигоне круглосуточно оттачивали свое мастерство подрывники и минеры, пулеметчики и минометчики. Со временем многие бойцы стали виртуозами диверсионной работы.

Вместе с железнодорожной инфраструктурой, объектами для диверсий являлись автомобильные магистрали, аэродромы, склады с горючим и боеприпасами. Партизанам также предстояло парализовать движение вражеского автотранспорта. Автодороги стали не менее опасны для врага.

В рамках подготовки к операции, советская авиация начала заброску оружия и взрывчатки для партизанских бригад. Датой начала «Концерта» было выбрано 19 сентября 1943 года — именно к этому времени передовые части Красной армии должны были выйти к рекам Днепр, Припять и Десна и начать их форсирование. Однако в планы Центрального штаба вмешалась погода. Тяжелые метеорологические условия не позволили вовремя доставить партизанам все необходимое. Начало операции решено было перенести на 25 сентября.

Действия партизан не должны были ограничиваться исключительно диверсиями. Украинским отрядам, особенно действующим между Десной и Днепром, были поставлены задачи по захвату и удержанию переправ и плацдармов на берегах рек. Для этих целей в партизанские части была сброшена артиллерия и боевые расчеты к ней.

Партизанские диверсии, как на железнодорожных, так и автомобильных магистралях должны были парализовать подготовку контрнаступления гитлеровских войск в районе Днепра.

Из воспоминаний бывшего гитлеровского генерала К.Типпельскирха:
«2-я немецкая армия, начиная с 27 сентября, безуспешно пыталась подтянуть достаточное количество сил с целью ударом в южном направлении восстановить связь с группой армий «Юг» между Припятью и Днепром, где тем временем сосредоточивались все более крупные силы русских. Негустая и поэтому до предела перегруженная железнодорожная сеть, пропускная способность которой, и без того незначительная в районе припятских болот, еще больше снижалась в результате ожесточенной деятельности партизан, вряд ли могла обеспечить подвоз всего необходимого для этой армии. Переброска выделенных сил осуществлялась черепашьими темпами, что до предела напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления, хотя проведение последнего с каждым днем становилось все более затруднительным»
Здесь действовали Партизаны Белоруссии

В тылу у немецких захватчиков, в оккупированных районах Белоруссии, отважно сражаются с врагом народные мстители — белорусские партизаны, помогая наступающей Красной Армии. Особенно активно действовали партизаны в Полесье. Они поставили себе цель — уничтожать коммуникации врага. Как ни охраняли немцы железные дороги, какие меры ни принимали для борьбы с партизанами, всё было напрасно! Взлетали на воздух железнодорожные мосты, пути, составы, движение на дорогах то и дело приостанавливалось.
Теперь, когда Красная Армия освободила от немецких захватчиков целый ряд районов Белоруссии, мы своими глазами увидели следы героической борьбы народных мстителей против гитлеровцев. Перед вами — серии фотодокументов, показывающих боевую работу партизан Полесья: взорванные пути, пущенные под откос железнодорожные составы, порванные телефонные и телеграфные линии.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь