Операция Багратион. Часть IV. Освобождение Бреста

с 5 ? 1944 г. по 16 1944 г.
Возвращение в Брестскую крепость
— 1 человек проголосовал
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

Плацдарм на Висле

Захватив Люблин, советские армии оказались на территории Польши, а к концу июля 1944 года вышли к Висле. Утром 1 августа на участке устья реки Вильга — Подвебежье 8-я гвардейская армия перешла в наступление. Командующий армией В.И.Чуйков решил применить хитрый прием с перерастанием разведки боем в наступление главных сил, который бойцы назвали «разведывательным эшелоном». Этот ход должен был стать для противника неожиданностью. Переправочных средств и артиллерии было меньше, чем нужно, но ставка делалась на внезапность и стремительность удара. К 4 часам утра части заняли исходное положение.

В авангарде шли опытные разведчики, которые должны были выяснить обстановку на левом берегу Вислы. С ними следовали ударные части пехоты с целью захватить плацдарм и удерживать его до подхода основных сил. Первым на рыбачьей лодке переправился на другой берег гвардии капитан 79-й гвардейской дивизии Василий Васильевич Графчиков, проявивший в боях за плацдарм исключительное мужество. На левом берегу Вислы он принял командование боем и лично, бок обок со своими бойцами, отражал контратаки противника. Когда 2 августа немцы бросили на них до 500 человек пехоты с самоходками, Графчиков бросился в гущу боя, увлекая за собой солдат для отражения атаки.

В то же время другой группе разведчиков была поставлена иная задача — исследовать дно Вислы. Пехота уже вела ожесточенные бои на занятом плацдарме, но ее положение было непрочным, немцы в любой момент могли пойти в контратаку. Так как других средств переправы танков не было, то командир бригады Еремеев принял решение пустить их под водой. Несколько дней ушло на то, чтобы подготовить машины к подводному вождению.

Из воспоминаний участника тех боев П.Д.Казакова:

«Мы плотно забивали паклей щели, люки, погоны башни и другие пазы и отверстия, заливали их расплавленной смолой, на жалюзи накладывали пластырь из промасленного брезента. К люкам и выхлопным трубам приваривались высокие трубы для забора воздуха и отвода отработанных газов. В общем, горячая, напряженная работа шла весь день 31 июля, всю ночь и продолжалась 1 августа.

… На западном берегу разгорелся жаркий бой. Там гитлеровцы двинулись в атаку. Насмерть бились пехотинцы, надеясь только на свою стойкость. Они знали — переправы нет, поддержки ждать неоткуда. Но в самый критический момент боя из воды начал появляться танк. Гитлеровцы были ошеломлены. Наши пехотинцы воспрянули духом и, не дождавшись, пока машина будет готова к бою, контратаковали фашистов и оттеснили их от берега»

Вслед за разведчиками, а иногда и вместе с ними, переправлялись стрелковые подразделения. Под раскаты артиллерийской канонады сотни лодок с бойцами спешили к западному берегу. Образцово выполнили поставленную задачу бойцы Багиров и Ляшенко, трудившиеся на переправе.

Из воспоминаний Чуйкова:
«Сержант Ваган Багиров с красноармейцем Тимофеем Ляшенко трудились на переправе. Друзья уже успели сделать три рейса. Когда они отправились в четвертый раз, один из вражеских самолетов, непрерывно висевших над рекой, обстрелял лодку. Багирова ранило в правую руку. Ляшенко — в спину. Пулеметная очередь прошила борт, вода хлынула в лодку, грозя затопить ее. Гвардейцы забыли про свои раны. Заранее приготовленными колышками и паклей они заделали пробоины, и лодка продолжала свой путь. Багиров мог грести только левой рукой, но не выпустил весла, пока очередная группа бойцов не была доставлена на западный берег»

Ожесточенная схватка развернулась на участке обороны 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии. Стрелковая рота, которой командовал лейтенант Владимир Трифонович Бурба, заняла оборону во ржи. Это оказался самый ответственный участок обороны дивизии — сюда 6 августа враг направил основной удар.

Из воспоминаний Чуйкова:

«Бурба умело организовал оборону. Танки были встречены гранатами и огнем бронебоек. Стрелки били по смотровым щелям из винтовок и пулеметов, ослепляя водителей вражеских машин.

Шесть атак одну за другой предприняли гитлеровцы, но не могли пробиться через рубеж, занятый гвардейцами.

Началась седьмая атака. Танки вплотную подошли к позициям наших пехотинцев. Лейтенант устремился навстречу головному танку и связкой гранат подбил его. Но тут надвинулся второй танк. Бурба, не видя другого способа остановить врага, со второй связкой гранат бросился под вражескую машину и подорвал ее»

Подвиг командира еще больше сплотил гвардейцев. Они стояли насмерть, не щадя своей жизни. Рядовой Петр Хлюстин в момент, когда немцы предприняли ряд контратак при поддержке 30 танков и массированных налетов авиации, подбил один из танков гранатой. Враг не отступал. Уже вовсю горели подожженные немцами снопы ржи. На Хлюстине загорелась одежда, но гвардеец, не обращая на это внимания, продолжал разить противника. Когда вражеский танк приблизился вплотную к нему, он выскочил с двумя связками гранат из горящей ржи и кинулся наперерез бронированной машине. Петр Хлюстин погиб, ценой своей жизни остановив немецкий танк.

Подвиг Владимира Бурбы и Петра Хлюстина в тот же день стал известен всей армии, позже им было присвоено звание Героя Советского Союза.

В августовских боях за плацдармы на Висле отличились не только разведчики и пехота. Шофер И.И.Бакеркин был награжден орденом Красной Звезды за отвагу, проявленную на поле боя. Его задачей было подвозить снаряды и патроны, с чем он умело справлялся, ведя машину снова и снова среди разрывов снарядов и мин. А когда в одном из расчетов выбыл заряжающий, Бакеркин встал у орудия и выполнял задачи заряжающего до тех пор, пока контратака противника не была отбита. Даже получив ранение в голову, отважный шофер не ушел с поля боя, понимая, как важна его помощь в общем деле.

Бои за плацдармы продолжались до середины сентября, после чего наступило недолгое затишье. В это время войска строили укрепления. Надо было закрепиться так, чтобы противник не мог потеснить их ни на дюйм. Для этого бойцы возвели на плацдарме две позиции, каждая из двух-трех траншей с убежищами и блиндажами. Через Вислу было проложено восемь мостов грузоподъемностью до 60 тонн. Перед каждым мостом построили предмостные укрепления. Все это потребовало напряженного труда всех войск, находящихся на передовой и в резерве. В результате ожесточенных боев войска 1-го Белорусского фронта за август и первую половину сентября 1944 года потеряли убитыми и ранеными в общей сложности более 167 000 человек.

Все жертвы и усилия по овладению небольшого участка на западном берегу Вислы были не напрасными — в дальнейшем Магнушевский плацдарм стал трамплином для мощного рывка вперед.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь