Операция Багратион. Часть I. Освобождение Витебска

с 23 ? 1944 г. по 29 ? 1944 г.
Пятый сталинский удар
— 1 человек проголосовал
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Судьбы и подвиги

Таран бронепоезда

Скупые строки сводки Совинформбюро от 25 июня 1944 года сообщали, что освободив населенный пункт Черные Броды, наши войска перерезали железнодорожное сообщение между Бобруйском и Лунинцом. Между тем события на этом участке фронта развивались весьма драматично. В ходе Бобруйской операции войска 65-й армии 1-го Белорусского фронта 24 июня начали наступление юго-западнее населенного пункта Паричи. Такое направление удара было выбрано не случайно. На полевых армейских картах этот район был обозначен значком непроходимые топи, следовательно, противник никак не ожидал удара с этой стороны. Не боясь топких болот, советским танкистам пришлось форсировать их по настеленным гатям. После того, как в первый же день наступления наши войска прорвали оборону противника на этом рубеже, в образовавшуюся брешь устремились танки 1-го гвардейского танкового корпуса. В ходе стремительного броска 15-я гвардейская танковая бригада этого корпуса быстро продвигалась вперед. Танкисты, круша по пути неприятеля, за первый день продвинулись вперед на 20 км.

В авангарде наступавших подразделений шел танковый экипаж гвардии лейтенанта Дмитрия Евлампиевича Комарова.

Экипаж «Т-34» был молодой, в недавнем прошлом сформированный на далеком Урале. Командир танка — 21-летний лейтенант Дмитрий Комаров, выпускник Благовещенского танкового училища 1943 года, — уже принимал участие в Курской битве, освобождал Речицу, был ранен под Калинковичами. Механиком-водителем стал 18-летний паренек из Тувы Михаил Бухтуев.

Война заставила его повзрослеть очень рано. После ухода отца на фронт Михаил заменил его на трудовом фронте, а после гибели отца — пошел воевать. Окончив Челябинскую школу танкистов, Михаил получил звание сержанта и прибыл во 2-й батальон гвардейской танковой части в июне 1944 года. Танковый прорыв в ходе Бобруйской операции был для него первым сражением. Командиром башни стал Николай Дзюба, заряжающим — Василий Будник.

Противник не собирался сдавать свои позиции без боя. 24 июня на исходе дня танкисты, ломая вражеские укрепления, круша орудия и живую силу гитлеровцев, освободили населенный пункт Тумаровка. В ходе боев были ранены командир орудия и заряжающий.

На следующий день 2-му батальону, в состав которого входил танковый экипаж Комарова, была поставлена трудная задача: захватить населенный пункт и железнодорожную станцию Черные Броды. Необходимо было лишить противника возможности железнодорожного сообщения с Бобруйском, который наши войска постепенно охватывали в «клещи». Гитлеровцы, понимая всю важность этого узла для военного снабжения бобруйского гарнизона, отчаянно оборонялись.

Выбывших в бою членов экипажа танка заменили гвардейцы Зенин и Захаров, и машина снова рванулась в гущу схватки. Уже на подходе к станции танковые подразделения столкнулись с огнем вражеских самоходных артиллерийских установок. Но 75-мм пушки артиллерийских установок не смогли помешать танку Комарова пробиться к станции. Большей неприятностью оказался вражеский бронепоезд, стоящий под парами у перрона, который открыл огонь по наступающим. В ходе атаки экипаж «Т-34» успел уничтожить до взвода пехоты противника и четыре огневых точки, гусеницами танка были раздавлены два полевых орудия. В разгар боя экипажу пришлось высадить и оставить под присмотром санитаров командира орудия и заряжающего, раненных прямым попаданием снаряда в башню танка.

Ведя огонь по поезду, танк Комарова ворвался на станцию. Однако бронепоезд был надежно защищен и снаряды, пущенные танкистами, не причиняли ему значительного вреда. Под обстрелом с неприятельских бронеплощадок наша танковая атака начала вязнуть. Боезапас танка Комарова был на исходе, а поезд уходил по железной дороге. Его нельзя было упускать.

Последним выстрелом противник сумел поджечь танк. Встал вопрос что делать, когда снарядов не было, враг стремительно уходил, а машина горела, но была на ходу? Решение было молниеносным и единодушным — идти на таран! Подобравшись с тыла, горящий танк на полном ходу врезался в середину поезда, выбив ось у одной из бронеплощадок. Падая, она опрокинула за собой еще две. Бронепоезд, потеряв способность двигаться и вести огонь из пушек и пулеметов, был быстро захвачен пехотными подразделениями. Танкисты, окрыленные геройским поступком товарищей, быстро очистили станцию от гитлеровцев. К 15 часам наши войска освободили Черные Броды и взяли под контроль дорогу Бобруйск-Лунинец.

В результате тарана отважный водитель-механик Михаил Бухтуев погиб, а командир танка Комаров, несмотря на ранение и огонь противника, смог выбраться через аварийный люк в днище танка и укрыться в придорожном лесу. Через несколько дней его там подобрали наши разведчики и переправили в госпиталь.

Подвиг героев-танкистов, совершивших единственный в истории войны таран бронепоезда, был отмечен самой высокой правительственной наградой. Указом Президиума Верховного Совета СССР 22 августа 1944 года звание Героя Советского Союза было посмертно присвоено гвардии сержанту М.А.Бухтуеву, а 26 сентября — гвардии лейтенанту Д.Е Комарову.

К сожалению, награду свою Дмитрий Комаров так и не получил. 5 сентября 1944 года он погиб в бою на реке Нарев, освобождая Польшу.

На месте огненного тарана на станции Черные Броды в память о беспримерном подвиге танкистов установлен обелиск.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь