Десанты Тихоокеанского флота

с 11 1945 г. по 1 1945 г.
Советские морпехи в Корее
— 0 человек проголосовало
Первым делом в выпуске я читаю материалы из следующей рубрики:

Следите ли вы за выходом новых материалов вестника «Календарь Победы»?

Военная операция

Выход в Тихий океан

Успешные действия Красной Армии на Южном Сахалине, а также в Маньчжурии создали благоприятные условия для занятия Курильских островов.

Еще в ходе проведения Сейсинской операции штабом советской дальневосточной группировки было принято решение о высадке десантов на острова северной Курильской гряды. Далее, по замыслу командования, развивая успех, наши войска должны были взять под контроль весь архипелаг.

Курильская гряда протянулась от южного побережья Камчатки от острова Хоккайдо почти на 1 200 километров и включала в себя 30 крупных и средних островов и более 20 небольших.

Проливы между островами позволяли свободно осуществлять судоходство между Охотским морем и Тихим океаном, но, пока они находились в руках японской армии, значительная часть нашего флота была практически заперта в прибрежной полосе. У преобладающего числа проливов глубина достигала 500 метров, что позволяло проходить через них судам любых классов. Для сравнения, единственный подконтрольный СССР выход из Охотского моря — Татарский пролив, — имел местами глубину менее 10 метров. Более того, почти полгода из-за массивных льдов он и вовсе был несудоходен.

Позднее генерал-лейтенант Кабанов писал:

«Для защиты северной границы империи Японии Цисима (то есть Курильские острова)... является передовым крепостным постом, Хоккайдо же будет заднею частью крепости... Кто владеет островной грядой, тот владеет воротами между океаном и Охотским морем, тот всегда сможет... сохранять у себя преимущества полного контроля всякого движения всех других лиц...»

Приказ о начале подготовки к операции штаб Тихоокеанского флота получил 15 августа 1945 года. Так как фактор внезапности играл на протяжении всей дальневосточной операции решающую роль, десант было решено проводить имеющимися силами и не дожидаться подкрепления. Задача по овладению островами Шумшу (Сюмусю) и Парамушир была возложена на силы Камчатского оборонительного района под командование генерала А.Р.Гнечко и на Петропавловскую военно-морскую базу под руководством капитана 1 ранга Д.Г.Пономарева.

Японские генералы разделяли мнение Рюуносукэ и рассматривали Курильские острова как передовой форпост против СССР, прикрывавший собственно острова метрополии. Одновременно острова Шумшу и Парамушир готовились как возможный плацдарм для завоевания Камчатки. Разделявший Шумшу и Камчатку Первый Курильский пролив был шириной всего 7,5 морских миль. Учитывая значимость островов, японцы в течение многих лет строили на них военные сооружения и непрестанно укрепляли и совершенствовали их. Остров Шумшу вообще был превращен в практически неприступную крепость. На площади всего чуть менее 400 квадратных километров японскими инженерами было построено около 60 ДОТов и ДЗОТов, связанных между собой подземными ходами. При этом толщина стен, как самих огневых позиций, так и проходов между ними часто превышала 3 метра, что делало их неуязвимыми для ударов с воздуха. Также на острове было развернуто несколько батарей общей численностью до 100 орудий, свыше 300 пулеметных огневых точек. В дополнение остров имел мощную противодесантную оборону, а также изобиловал ложными целями, в виде батарей и танков, сложенных из камня.

Численность японского гарнизона на Шумшу составляла порядка 8 500 человек, еще 13 000 находились на соседнем Парамушире. Всего же на островах Курильской гряды японские силы насчитывали около 80 000 человек.

Развитая сеть аэродромов и дорог позволяла максимально быстро перебросить необходимые силы в нужную точку.

При подготовке операции у нашего командования не было точных данных о силах противника в районе будущих боевых действий, о состоянии и расположении противодесантных сооружений. Однако командиры и бойцы-дальневосточники по опыту знали о высоких боевых качествах японских солдат и офицеров, их фанатичной преданности японскому императору. Поэтому в подготовку операции закладывалась некоторая переоценка сил и возможностей противника.

Особенно тщательно готовился передовой отряд. Его командиром назначили одного из лучших офицеров Камчатского гарнизона майора Петра Ивановича Шутова, заместителем — старшего лейтенанта Василия Андреевича Кота. В передовой отряд входил сводный батальон морской пехоты, пулеметная и минометная роты, роты автоматчиков и противотанковых ружей, саперная рота, сводная рота пограничников, взвод химразведки и взвод пеших разведчиков, всего 1 363 человека.

Задача передового отряда — высадиться 17 августа в 23 часа в северо-восточной части острова Шумшу, закрепиться на прибрежной полосе и, сколько возможно, продвинуться в глубину острова, чтобы создать плацдарм для основных сил первого эшелона. Успешный исход всей операции в значительной степени зависел от действий передового отряда. Первым эшелоном командовал генерал-майор П.И.Дьяков, командир 101-й дивизии. Первый эшелон должен был высадиться на отвоеванную часть острова и организовать наступление в сторону японской военно-морской базы Катаока.

Во главе второго эшелона стоял заместитель командира 101-й дивизии полковник П.А.Артюшин.

Советское командование для захвата северных островов Курильской гряды выделило два усиленных стрелковых полка и батальон морской пехоты, всего около 9 000 человек при примерно 200 орудиях. Танков у десантников не было.

К началу операции соотношение сил было следующим: на стороне неприятеля было превосходство в живой силе и в танках, у наших войск имелось преимущество в авиации и артиллерии.

Особо важной частью операции был переход кораблей с десантом от Петропавловска до Первого Курильского пролива. Противник располагал всеми возможностями для того, чтобы обнаружить наш караван и атаковать его на дальних подходах к острову Шумшу, однако этого не произошло. Командующие операцией и высадкой тщательно разработали тактику движения каравана. Всем корабельным радиостанциям запрещено было выходить в эфир. В ночное время строго соблюдалась светомаскировка, были включены лишь кильватерные огни, прикрытые синими колпаками, чтобы предотвратить столкновение судов в темноте. Круглосуточно за воздухом велось наблюдение, у радиолокаторов и гидроакустических приборов несли вахту опытные специалисты, катера отряда охранения несли дозорную службу, курсируя вдоль каравана.

Комментарии пользователей
Для добавления комментариев вам необходимо Авторизоваться
Нет аккаунта? Зарегистрируйтесь